Г р у п п ы к р о в и. Переливание крови.
Происхождение групп крови стало известно в последние годы. Установлено, что более древняя по происхождению является первая группа крови – универсальный донор. Вторая группа крови считается европейской. Третья группа крови чаще встречается у людей азиатского происхождения. Четвертая группа крови имеет более молодое происхождение, обусловленное скрещиванием многих народов – универсальный реципиент, людям с четвертой группой крови можно переливать любую группу крови.
При больших кровопотерях или полостных операциях больным переливают донорскую кровь. При смешивании крови реципиента (кому переливают кровь) и донорской крови необходимо учитывать свойства крови. Исследования показали, что в плазме крови имеется агглютинируещее (склеивающее) вещество – агглютинин, а в эритроцитах – агглютинируемое (склеиваемое) вещество – агглютиноген. Агглютининов в плазме крови два. Их принято обозначать первыми буквами греческого алфавита: (альфа) и (бета). Агглтиногенов в эритроцитах тоже два. Они обозначаются буквами латинского алфавита А и В. Агглютинация (склеивание) происходит в том случае, если агглютинин (альфа) совпадает с агглютиногеном А или агглютинин (бета) – с агглютиногеном В. В иных комбинациях агглютинация не происходит. Склеивающиеся эритроциты разрушаются – гемолиз.
Таблица №
Классификация групп крови человека
Группа крови | Присутствие белков | |
агглютиногенов | агглютининов | |
0 (1) | нет | А и б |
А (2) | А | Б |
В (3) | В | А |
АВ (4) | АВ | Нет |
Как видно из таблицы, в 1 (0) группе нет агглютиногенов, поэтому эритроциты этой группы не склеивается с эритроцитами крови. Кровь этой группы может быть универсальным донором, т.е. эту группу крови можно переливать всем больным. В 4 (АВ) группе нет агглютининов, поэтому к ней можно вливать все группы крови, она является универсальным реципиентом. 2 (А) и 3 (В) группы крови можно переливать своей группе и 4 (АВ) Все четыре группы крови полноценны. Группа крови имеют наследственную предрасположенность.
В ХIХ и первой половине ХХ века при выполнении полостных операций или тяжелых травмах, несмотря на соблюдение всех правил при переливании соответствующей группы крови, наблюдались смертельные случаи, что вызвало необходимость искать причину смертельного исхода. Возникла мысль, что имеет значение не только группа крови, но еще како-то неизвестный фактор, оказывающий влияние на совместимость групп крови. Во второй половине прошлого столетия было выявлен еще один фактор, обусловливающий совместимость крови донора и реципиента. Этим фактором оказалась белковая частичка – глобин — в эритроците. Исследования проводились на обезьянах типа макака-резус. Выявленный фактор получил название «резус-фактор» и характеризовался наличием белковой структуры в эритроците. Наличие белкового фактора обозначалось словами «положительный резус фактор». Отсутствие белковой структуры в эритроците обозначалось как «отрицательный резус фактор». Резус отрицательная кровь встречается в 15% случаев. Если у матери резус-отрицательная кровь, а ребенок получил по наследству от отца положительный резус, то белок эритроцитов крови ребенка будут чужеродным белком для матери, на который у нее формируются специфические антитела. Эти антитела будут накапливаться в крови матери. При первой беременности их не много и выраженной патологии может не быть. Но при каждой последующей беременности количество антител в крови матери накапливается и вызывает разрушение эритроцитов крови ребенка, возникает гемолитическая желтуха новорожденных («гемолиз» – разрушение) или анемия. Клинически гемолитическая желтуха новорожденных характеризуется появлением резко окрашенных в желтый цвет кожных покровов и слизистых оболочек. Склеры становятся желтыми, моча темного цвета. Происходит прокрашивание отдельных участков нервной системы железистым веществом, высвобождающимся при разрушении эритроцитов. Степень тяжести гемолитической желтухи различна, в одних случаях она незначительна, проявляется в виде анемии, но при обследовании выявляются все признаки перенесенной желтухи: снижение слуха (страдает слуховой нерв), парезы и гиперкинезы, нарушение координации движений. В других случаях желтуха проявляется в тяжелой степени. Для спасения жизни ребенка в этих случаях приходится производить полное переливание крови. Если ребенок не погибает от гемолитической желтухи, то клинические проявления перенесенной патологии сохраняются на всю жизнь.
При большой кровопотере или сложном оперативном вмешательстве, проводится переливание крови. В этих случаях наряду с группой крови учитывается наличие или отсутствие резус-фактора в крови больного. При наличии резус-отрицательной крови у больного ему переливают резус-отрицательную кровь соответствующей группы.
д) Нервная ткань
Нервная ткань является основным структурным элементом нервной системы и состоит из нервных клеток (нейроцитов или нейронов) и связанных с ними клеток глии, обеспечивающих их питание и защиту. Нейроны способны воспринимать раздражение, перерабатывать, хранить и проводить импульс к другой клетке (нервной или мышечной).
Особенности нервных клеток состоят в том, что каждая из них имеет короткие (воспринимающие) и длинные (передающие) отростки. Нейроны имеют разную форму и располагаются в центральной нервной системе – головном и спинном мозгу. В теле клетки находится ядро и ядрышко, а также мембранные органеллы (эндоплазматическую сеть, рибосомы, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы) и немембранные органеллы (микротрубочки и другие включения). Для нейронов характерно наличие специальных включений хроматофильного вещества (субстанция Ниссля) и нейрофибриллы. Хроматофильное вещество состоит из скопления зернистой эндоплазматической сети, присутствие которых свидетельствует о высоком уровне синтеза белка. Нейрофибриллы представляют собой пучки микротрубочек и нейрофиламентов, участвующих в транспорте различных веществ. Нейрофибриллы переносят импульс от одной клетки к другой по длинному отростку (аксону).
Короткие, ветвистые отростки нервных клеток называются дендритами. По ним приходит импульс от других нервных клеток. У нервной клетки один длинный отросток – аксон, по которому идет переработанный импульс от одной клетки к другой. Аксон заканчивается разветвлением – метелочкой, соединяющийся с дендритами другой клетки. Место соединения клеток называется «синапс». Здесь происходит химическая и электрическая передача импульса. Отростки нервных клеток, покрытых оболочками, называются нервным волокном. Нервные волокна, покрытые миелином (жироподобным веществом), называются мякотными; волокна, не имеющие в своей оболочке миелина, называются безмякотными. Аксон, связывающий нервную систему со скелетной мускулатурой, состоит из осевого цилиндра, заполненного нейрофибриллами, покрыт двумя оболочками: миелиновой и нейролеммой. Миелин – жировое вещество, обеспечивает ускорение прохождения нервного импульса. Через нейролемму проходят питательные вещества к нервному волокну. Безмякотные волокна, покрытые неврилеммой, переносят импульс к внутренним органам.
Рис. № Нервная клетка
А. 1 – нервное окончание, 2 – дендриты, 3 – аксон, 4 – тело нейрона. Б. 1 – нервное окончание, 2 – дендриты, 3 – аксон, 4 – тело нейрона.
Все нервные волокна подразделяются на две группы: 1) эфферентная (центробежная или двигательная) проводит возбуждение из центральной нервной системы к работающим органам; 2) афферентная (центростремительная или чувствительная) проводит возбуждение с разных участков нашего тела и от разных органов в центральную нервную систему. Оба вида нервных волокон часто идут в одном стволе, поэтому большинство наших нервов являются смешанными. Окончания эфферентных нервных волокон являются концевыми аппаратами нейронов в органах и тканях (мотонейроны в мышечной ткани), при участии которых нервный импульс передается тканям рабочих органов.
Совокупность нейронов, по которым осуществляется передача нервного импульса, формирует рефлекторную дугу. Рефлекторная дуга представляет собой цепь нейронов, соединенных между собой синапсами. Первый нейрон чувствительный и последний – двигательный. Между ними находится один или несколько вставочных нейронов (ассоциативных). Синапс передает возбуждение только в одном направлении.
Рис. № 5. Схема простейшей рефлекторной дуги, замыкающейся на уровне спинного мозга
1 – передний канатик спинного мозга, 2 – передний мозг, 3 – боковой канатик, 4 – задний рог, 5 – задний корешок спинномозгового нерва, 6 – вставочный (проводниковый) нейрон, 7 – приносящий (чувствительный) нейрон, 8 – спинномозговой узел, 9 – спинномозговой нерв, 10 – корешок спинномозгового нерва, 11 – выносящий (двигательный) нейрон.
Необходимо подчеркнуть, что нервное волокно обладает особыми свойствами: возбудимостью и проводимостью. Для проведения возбуждения необходима анатомическая целостность нервного волокна. При его повреждении (на уровне клетки или на протяжении всего волокна), нарушается возбудимость и проводимость нервного импульса.
Проведение возбуждения по нерву подчиняется двум основным законам:
1) Закон двухстороннего проведения. Нервное волокно обладает способностью проводить возбуждение по двум направлениям: центростремительном и центробежном.
2) Закон изолированного проведения. Периферический нерв состоит из большого количества отдельных нервных волокон, которые идут в одном и том же нервном стволе. В нервном стволе могут одновременно проходить самые разнообразные центростремительные и центробежные волокна. Однако возбуждение, которое передается по одному нервному волокну, не передается на соседние волокна. Благодаря такому изолированному проведению возбуждения по нервному волокну возможны отдельные весьма тонкие движения человека (музыканта, хирурга и т.п.) Если бы возбуждение могло переходить с одного волокна на другое, стало бы невозможным отдельные мышечные сокращения, каждое возбуждение сопровождалось бы сокращением самых разнообразных мышц.
Органы и системы
Различные ткани, сочетаясь между собой, образуют органы, системы и аппараты органов. Орган – это часть тела, занимающий определенное положение в организме, имеющий свойственные ему форму и конструкцию, выполняющий присущую ему функцию. В образовании каждого органа принимают участие все ткани, но одна из них является ведущей.
Органы, имеющие общее происхождение, единый план строения, выполняющий общую функцию, образуют систему органов. Выделяют пищеварительную, дыхательную, выделительную, мочеполовую, сердечно-сосудистую, нервную системы. В теле человека выделяют так же аппараты органов, в каждом из которых органы объединены единой общей функцией, но могут иметь разное происхождение и строение. Так опорно-двигательный аппарат, образованный костной и мышечной тканью, имеющих различное происхождение и разное строение, выполняет функцию опоры и движения. Тоже можно сказать о мочеполовой и эндокринной системах, включающих в определенные аппараты различные по расположению органы и системы. Системы и аппараты органов образуют человеческий организм.
Вопросы для повторения.
1. Дайте определение понятия «клетка».
2. Перечислите структуры клетки и их значение.
3. Какие виды тканей вы знаете?
4. Что такое «эпителиальная ткань»? Дайте характеристику эпителиальной ткани. В каких органах встречается эпителиальная ткань?
5. Что такое «соединительная ткань»? Какие функции выполняет соединительная ткань? Какие формы соединительной ткани вы знаете? Дайте каждой из них морфологическую и функциональную характеристику.
6. Опишите значение и структуру крови. Расскажите о происхождении красной и белой крови, их значение. Что такое «гемофилия»? Как образуется тромб?
7. Какие группы крови вы знаете? Какая у вас группа крови? Что такое резус-фактор? Что такое «резус-отрицательная» кровь и ее значение? Что такое «гемолитическая желтуха новорожденных»?
8. Перечислите виды мышечной ткани и их значение. Дайте морфологическую и функциональную характеристику различных форм мышечной ткани. Как устроена иннервация сердечной мышцы?
9. Как устроена нервная клетка? Назовите ее части и выполняемые функции.
10. Дайте определение рефлекторной дуге. Из каких структур она состоит и их значение?
11. Что представляет собой миелин и его значение?
12. Что обозначает понятие «нервное волокно»?