Подготовиться к тестированию по лекциям № 3 «Конституциональная морфология» и № 4 «Адаптация систем исполнения движений»

Решить ситуационные задачи из приложения 1 , раздел 1 (с.73).

Вопросы для самоподготовки:

По лекции № 3 «Конституциональная морфология»

1. Что изучает конституциональная морфология?

2. Какую основную задачу решает конституциональная морфология?

3. Какие показатели относятся к тотальным размерам тела человека?

4. Какие показатели относят к парциальным размерам тела человека?

5. По каким компонентам определяется состав массы тела человека?

6. Какими методами можно определить состав тела человека?

7. Каким образом рассчитываются пропорции тела человека?

8. Назовите три основных типа пропорций тела человека, которые обычно используются на практике.

9. Какие 4 соматических типа выделял Клод Сиго?

10. Назовите 3 соматотипа, описанных врачом Кречмером.

11. По схеме Черноруцкого у взрослых определяют 3 соматотипа: астенический, нормостенический и гиперстенический. Опишите их.

12. Какие «чистые» соматотипы выделяют у детей по схеме Штефко-Островского?

13. Как классифицируются соматотипы в спортивной морфологии (схема Бунака)?

14. Классификация Шелдона основана на балльной оценке трех компонентов тела: эндоморфного, мезоморфного, эктоморфного. Что они характеризуют?

15. Что такое осанка тела и от чего она зависит?

16. Какие 5 типов осанки выделяют в соответствии с классификацией Николаева?

17. Что такое сколиоз? Какие типы сколиозов вы знаете?

По лекции № 4 «Адаптация систем исполнения движений»

1. Какие методы используются для изучения влияния физической нагрузки на костную систему?

2. Какие адаптивные изменения обнаруживаются на молекулярном уровне в костной системе спортсменов?

3. Какие изменения происходят в костной ткани при адаптации к регулярной физической нагрузке?

4. Как изменяется химический состав костной ткани при регулярной физической нагрузке?

5. Каким образом изменяется форма костей при адаптации к физической нагрузке?

6. Что происходит с надкостницей и компактным веществом нагружаемых костей у спортсменов?

7. В чем заключается морфологическое отличие рациональной и нерациональной адаптации компактного вещества костей к регулярной физической нагрузке?

8. Какие изменения происходят в губчатом веществе костей при адаптации к физической нагрузке?

9. Как влияют на рост костей динамические и статические нагрузки?

10. Какие изменения происходят в костной системе при чрезмерных физических нагрузках?

11. Какие морфологические изменения происходят в связках суставов и межпозвонковых дисках у спортсменов, тренирующих гибкость?

12. Какие адаптивные изменения были выявлены в тазобедренном суставе гимнастов?

13. Как изменяется структура тазобедренного сустава у футболистов?

14. Каким образом влияют на подвижность суставов силовые упражнения?

15. Как называется структурная перестройка мышц под влиянием физической нагрузки?

16. За счет каких клеточных элементов в основном происходит гипертрофия мышечного волокна?

17. Какие основные внешние отличия обнаруживаются в мышцах при статических и динамических нагрузках?

18. Назовите два основных физиологических механизма адаптации скелетных мышц к физическим нагрузкам.

Рекомендуемая литература для подготовки к тестированию:

1. Лекции по «Спортивной морфологии»;

2. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): в 2 т. : учебник / П. К. Лысов ; М. Р. Сапин. - М. : Изд. центр "Академия", 2010.

3. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология: учебное пособие / Р. Н. Дорохов. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 236 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

ТЕМА: ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ТЕЛА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА

I. Цель занятия: дать понятие о хорошей осанке, освоить методы ее исследования, изучить методы оценки пропорций тела и определить собственные пропорции тела и осанку.

II. Оснащение: антропометр, медицинские весы, сантиметровые ленты, калькуляторы.

III. Порядок выполнения работы.

I. Изучение осанки тела

Под осанкой тела понимается привычная поза непринужденно стоящего человека, мышцы которого не находятся в состоянии активного напряжения. Характер осанки учитывается при определении физического развития.

Нормальная, или хорошая осанка характеризуется:

1. Положением головы и позвоночного столба - оси туловища и головы находятся на одной вертикали, перпендикулярной поверхности опоры;

2. Симметричным положением плеч;

3. Симметричными шейно-плечевыми линиями;

4. Симметричным расположением углов лопаток, подвздошных гребней и ягодичных складок;

5. Расположением остистых отростков в срединной плоскости - по задней срединной линии;

6. Умеренно выраженными изгибами позвоночного столба (лордозами и кифозами);

7. Расположением акромиальных точек во фронтальной плоскости;

8. Одинаковой длиной нижних конечностей;

9. Правильным положением стоп.

Существует несколько методов определения осанки: субъективные (осмотр, пальпация, функциональные пробы) и объективные, которые разделяются на линейные и гониометрические. Из линейных объективных методов наиболее распространенными и простыми являются: измерение ромба В.Н. Мошкова и определение плечевого показателя по О.Н. Аксеновой.

Методы определения осанки.

Наши рекомендации