Раздел VII. Основные организационные и педагогические
- мероприятия, проводимые с детьми с недостатками речи в образовательных учреждениях общего типа
В отношении детей и подростков с нарушениями речи (легкой и средней степени тяжести), поступающих в учреждения общего образования (ДОУ, массовая школа), педагогами и медицинскими работниками образовательных учреждений должны быть проведены следующие мероприятия.
* Своевременное выявление нарушений в речевом развитии у Детей. (Выявление задержки речевого развития у детей 3-х летнего возраста, а также у детей, поступающих в школу; выявление Крушений звукопроизношения и голоса - у детей 4-5 лет.)
Объективно проведенное разграничение нарушений речевого развития и физиологических (возрастных) недостатков речи, об-щего недоразвития речи (ОНР) и временной задержки в формировании речи (у детей дошкольного возраста).
Участие педагогов ДОУ и общеобразовательной школы в орга-низации и проведении профилактических осмотров - обследова-
ния состояния речи детей логопедом детской поликлиники во временное направление детей, у которых в ходе профилактичес-кого осмотра были выявлены нарушения речи, на углубленно обследование к логопеду детской поликлиники или консультации- онно-диагностического центра.
• Контроль за обеспечением каждого ребенка, имеющего нару шения речи, логопедической помощью.
(1) Дети второй младшей (3-4 года) и средней (4-5 лет) возрастной группы ДОУ, а также дети, поступающие в школу, при обнаружении у них серьезных речевых нарушений (ОНР, выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия [при П-Ш степени тяжести речевого дефекта], ринолалия, сложная полиморфная дислалия) направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ГТМПК). Цель направления на ПМПК
- решение вопроса о переводе ребенка в специальный детский сад или логопедическую группу при ДОУ общего или комбинированного вида (или - о направлении ребенка в коррекционную школу 5-го вида).
(2) Дети с выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, «стертая форма» дизартрии), с нерезко выраженными расстройствами темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой и средней степени тяжести, спотыкание) направляются к логопеду детской поликлиники или логопедического пункта при школе или ДОУ общего типа.
(3) Дети с выраженными нарушениями голоса направляются на обследование (в случае необходимости - и для прохождения курса лечения) к врачу-фониатру. Занятия с такими детьми может проводить также логопед детской поликлиники или специализированного «Речевого центра».
(4) Все дети с нарушениями речи (вне зависимости от характера речевой патологии) должны состоять на учете у логопеда детской поликлиники. Соответствующий учет детей с недостатками речи (среди воспитанников воспитательской группы или учащихся класса) осуществляет и педагог образовательного учреждения-
Примечание.Дети со стойкими нарушениями голосапредва- рительно направляются на обследование к врачу-отоларингологУ-Все дети с заиканием и другими расстройствами темпа и ритм3 речи (тахилалия, брадилалия, спотыкание) должны пройти об' следование (а при необходимости и курс лечения) у врача-невр0' патолога или детского психоневролога. установление тесного контакта и взаимосвязи между педагогами и воспитателями ДОУ (или школы) и логопедом и врачами специального профиля. Педагог получает от логопеда и врачей сведения о характере отмечаемых у детей нарушений речевого и психофизического развития (в форме логопедического и врачебного заключений), а также перечень необходимых рекомендаций по осуществлению индивидуального педагогического подхода к ребенку на учебных и внеучебных занятиях.
В рекомендациях логопеда должны содержаться указания, определяющие характер участия педагога в работе по коррекции недостатков речи у детей.
• Педагог (воспитатель группы) принимает непосредственное участие в комплексной коррекционной работе по устранению недостатков речи у детей (нарушений звукопроизношения, лек-сико-грамматического строя, связной речи). Педагог, в соответствии с рекомендациями логопеда, используя предоставленный им методический материал (учебные задания, упражнения, наглядно-дидактический материал и др.), участвует в работе по закреплению навыков «правильной речи» (например, навыков нормативного звукопроизношения, полученных детьми на логопедических занятиях). При проведении «словарной работы» и формировании грамматически правильной речи на уроках русского языка (или групповых занятиях в ДОУ) педагог уделяет особое внимание детям с нарушениями и недостатками речи. Важную роль играет постоянный контроль со стороны педагога за речевой деятельностью (речевые высказывания в «контексте» Диалогического общения, монологические высказывания и т.д.) Детей и подростков на учебных и внеучебных занятиях (соблюдение детьми нормативного произношения, норм грамматически правильной речи и др.).*
* Взаимосвязь в работе учителя (воспитателя) и логопеда осу-
ществляется и в плане постоянного обмена информацией о продвижении и успехах ребенка на логопедических занятиях, о том, насколько эффективно осуществляется автоматизация (закрепление) усвоенных речевых навыков на общеобразовательных
(воспитательских) занятиях, в процессе других видов деятельно- сти и в повседневной жизни ребенка в детском саду.
• Совместно с логопедом педагог образовательного учреждения участвует в организации педагогической работы родителей по закреплению навыков «правильной речи», формируемых у детей на логопедических занятиях и занятиях общеобразовательного цикла.
• Как уже указывалось ранее (см. с. ) педагоги общего профиля могут принимать участие в обследования состояния речи, прово. димым логопедом образовательною учреждения; в частности, некоторые этапы обследования (выявление недостатков звуко-произношения, состояния словарного запаса и отчасти обследование связной речи детей) могут проводиться воспитателями (педагогами школы) под руководством логопеда. С учетом этого, ниже приводится примерный вариант обследования уровня сформированности словарного запаса у ребенка старшего дошкольного (младшего школьного) возраста.