Количественные представления и счет.
Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умения ребенка выполнять счетные операции в умственном плане, то есть уровня развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: Обследующий кладет перед ребенком 15 палочек и предлагает ему взять пять палочек. Далее ребенку предлагают пересчитать палочки, запомнить, сколько их у него, и закрывают эти палочки экраном. За экраном взрослый отбирает три палочки, показывает ребенку это количество палочек и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» После правильного ответа ребенка взрослый предлагает ряд заданий: показывает две папочки, кладет их за экран к предыдущим двум. Не открывая экрана, спрашивает у ребенка: «Сколько там стало палочек?»
Обучение: взрослый уменьшает количество палочек, сначала в пределах четырех, при затруднениях ребенка - в пределах трех. При этом используется «открытое предъявление» задания (экран совсем убирается).
Второй вариант: «Устная задача»: «В коробке лежало четыре карандаша, два из них красных, остальные - синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обучение.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный), умение выполнять счетные операции по представлению в пределах 3,4,5; умение решать устные задачи.
Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках; умения сравнивать и понимать динамическое изменение событий, изображенных на картинках.
Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изображено: слева вверху - яркое солнце, внизу - зеленые деревья; на дорожке, напротив друг друга, стоят две девочки, одетые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке. Рядом стоят сумки с продуктами, недалеко - киоск с открытым окном. На второй картинке -сюжет тог же, но произошли некоторые изменения: солнце справа, садится; окно киоска закрыто; девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки, мороженого на них нет. а на земле лужица от растаявшего мороженого.
Проведение обследования: перед ребенком кладут первую картинку и просят внимательно ее рассмотреть. Затем кладут рядом другую картинку и просят ребенка сравнить их, рассказать о том,
что тут произошло.
Обучение: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, активизирующие восприятие и понимание ситуации, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило летом? Что девочки держат в руках? Что случилось? Почему девочки не съели мороженое?»
Оценка действий и ответов ребенка: принятие и понимание задания; понял ли ребенок ситуацию и событие, изображенное на картинках; может ли ребенок объяснить динамику события, представленного на картинках.
8. " Найди время года *
Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, а также уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования: перед ребенком раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем просят его: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима (весна, лето, осень)». В случаях затруднений проводится обучение.
Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изображениями двух времен года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросу; «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает л«. том? Найди картинку, где изображено лето».
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, уровень сформированности соответствующих временных представлений, умение объяснить в словесном плане свой выбор.
9. "Нарисуй целое "
Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, уровня сформированное™ навыков выполню ния предметного рисунка.
Оборудование: картинка с изображением всех частей знакомого детям предмета - неваляшки - и такая же разрезная картинка, бумаг», карандаши (фломастеры).
Проведение обследования: обследующий кладет перед ребенком картинку с изображением частей неваляшки и просит его нарисовать целую картинку, не складывая ее. Если ребенок не может нарисовать целый предмет по разрезной картинке, проводится обучение.
Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предлагают сделать целую, а затем нарисовать предмет. Если ребенок не может сложить целую картинку, взрослый помогает ему и снова предлагает ее нарисовать.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение нарисовать предмет по разрезной картинке, анализ рисунка, обучаемость, результат выполнения задания.
10. Серия сюжетных картинок "Утро мальчика "
Задание направлено на выявление умений определять временную последовательность событий; умения обобщать свой практический опыт, то есть уровня сформированное™ наглядно-образного мышления.
Оборудование: картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из повседневного опыта, всего 4 картинки. На первой картинке - мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй картинке - мальчик сидит на стуле и с -вается; на третьей картинке - мальчик умывается; на четверто одетый мальчик сидит за столом и завтракает.
Проведение обследования: перед ребенком в случайной последо вательности выкладывают 4 картинки и просят его рассмотреть "разложить их: «Разложи все картинки по рядку, что мальчик делал вначале, что потом, чем завершились его действия».
Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, обследующий кладет перед ним первую картинку и говорит: «Вот первая картинка - утро, мальчик проснулся а теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик 1елал потом». В случаях затруднений, взрослый кладет и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; умение проанализировать временную последовательность событий; умение объяснить сущность изображенного события.