Количественные представления и счет.

1 балл — ребенок действует с палочками, не ориен­тируясь на количественный признак.

2 балла — ребенок принимает задание; количествен­ные представления сформированы на самом элементарном уровне — может выделить количество только в пределах трех из множества; счетные операции по представлению выполняет только в пределах трех; устные задачи не решает.

3 балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; пересчитывает палочки в пределах пяти деиственным путем (дотрагивается пальцем до каждой палочки); выполняет счетные операции по представлению в пределах трех; устную задачу самостоятельно решить не может; после обучения решает задачи только с использованием палочек.

4 балла — ребенок принимает задание и понимает его цель; зрительным способом пересчитывает палочки в пределах пяти; выполняет счетные операции по представ­лению в пределах пяти зрительным способом и мысленно решает предложенные устные задачи в пределах пяти.

СРАВНИ.

1 балл — ребенок не понимает цель задания; в усло­виях обучения действует неадекватно; не может решать
задачи в наглядно-образном плане; не воспринимает сю­жет, изображенный на картинке.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает, что на двух картинках изображено одно и то же событие; основной сюжет изображенного не понимает; не воспринимает ситуацию в динамике; на уточняющие во­просы отвечает неадекватно.

3 балла — ребенок принимает задание, но самостоя­тельно не может воспринять целостную ситуацию, изобра­женную на картинке; после уточняющих вопросов отвеча­ет правильно.

4 балла — ребенок принимает задание; самостоятель­но может понять целостность сюжета и рассказать о ди­намике события, изображенного на картинках.

НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.

1 балл — ребенок не понимает цели задания; пере­кладывает картинки.

2 балла — ребенок принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями; после обу­чения может выделить картинки с изображением только двух времен года — зимы и лета.

3 балла — ребенок принимает задание; уверенно и самостоятельно соотносит изображения только двух времен года с их названиями — зимы и лета.

4 балла — ребенок принимает задание; уверенно со­относит изображения всех времен года с их названиями;
может объяснить выбор определенного времени года.

НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ.

1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях изучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовагь предмет по разрезной картинке не может; после скла­дывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, по получаются только элементы предмета (неваляшки).

3 балла — ребенок принимает задание, однако нарисовать по разрезной картинке не может; после складыва­ния картинки рисует предмет.

4 балла — ребенок принимает задание; может нарисои;пъ предмет по разрезной картинке; рисует с интересом.

РАССКАЖИ.

1 балл — ребенок не принимает задание; не воспри-н и мает изображенный на картинках сюжет.

2 балла — ребенок принимает задание, однако не вос­принимает серию картинок как единое событие; называет-
каждое действие в отдельности, не объединяя их в единый сюжет во временной последовательности.

3 балла — ребенок принимает задание; раскладывает картинки не всегда точно; ориентируется на временную!
последовательность; после обучения начинает понимать единый сюжет; может рассказать о событии.

4 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно раскладывает картинки, четко ориентируясь на временную последовательность; рассказывает о них.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ

Обследование этой возрастной группы проводится с уче­том вышесформулированных принципов, при этом ребен­ку предлагают более сложные варианты заданий (см. табл. 10).

Таблица 10\ Задания для обследования детей 6—7 лет

№ п/п Наименование задания
Сложи (разрезная картинка «Клоун»)
Представления об окружающем (беседа)
Представления о временах года
Количественные представления и счет
Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)
Дорисуй
Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»)
Звуковой анализ слова
Продолжи ряд (письмо)
Узнавание фигур (тест Бернштейна)

Прежде чем начинать беседу с ребенком, надо дать ему осмотреться в новой для него ситуации. Лучше, чтобы ро­дители находились рядом с ребенком, но были вне поля его зрения.

Разговаривать с ребенком надо доверительно, неофици­ально. В случае затруднений в выполнении задания и в ответе ребенка нужно подбодрить, не проявлять недоволь­ство ответом. Первое задание должно носить невербаль­ный характер.

1. СЛОЖИ(разрезная картинка «Клоун»). Задание на­
правлено на выявление уровня развития интереса к
познавательным задачам, установление сотрудничества
с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление
уровня развития целостного восприятия предметного изо­
бражения.

Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 69, 70.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку части разрезной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку». В случае затруднений прово­дится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку целую картин­ку и просит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с заданием, то взрослый начинает наклады­вать на целую картинку части разрезной — голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завершить складывание клоуна. Только после этого его просят самостоятельно вы­полнить задание, ориентируясь на образец.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ(беседа). Зада­
ние направлено на выявление уровня ориентировки в
окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье.

Рекомендуемые вопросы и задания: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови свой домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Расскажи о сво­ей семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что интересного будет в школе? В ка­кой класс ты сразу поступишь?»

При затруднении можно задавать уточняющие во­просы.

Оценка действий ребенка: умение отвечать на задан­ные вопросы; знания и представления о себе и своей семье; наличие представлений о школе; уровень сформиро­ванное™ положительного отношения к школе.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.Задание направ­лено на выявление уровня сформированности представле­ний о временах года, их последовательности.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображе­нием специфических явлений природы для каждого вре­мени года.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 59—62.

Проведение обследования: взрослый спрашивает ребен­ка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изобра­жением времен года и просит: «Найди картинку, где изо­бражена зима (весна, лето, осень). А после нее какое вре­мя года наступит? А какое время года потом наступит? Найди картинку. Сколько всего времен года? Какое вре­мя года наступает после осени? Какое время года будет после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?» В случае затруд­нений проводится обучение.

Обучение: взрослый помогает ребенку соотнести насто­ящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы: «Когда зима закончит­ся, какое время года наступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на де­ревьях. Найди это время года на картинке. А потом ка­кое время года наступит? Найди его на картинке. Сколь­ко всего времен года?»

Оценка действий ребенка: уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изо­бражением на картинках.

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.Задание направлено на выявление уровня сформированности пред­ставлений о количестве, умения выполнять счетные опе­рации в уме (развитие наглядно-образного и элементов ло­гического мышления).

Оборудование: счетные палочки, экран.

Проведение обследования. Первый вариант:ребенку предлагают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число мень­ше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?» Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не проводится.

Второй вариант:ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или

от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибави­ла или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибави­ла или сколько отняла». Сначала предлагают взять шесть палочек из пятнадцати и, раскладывая их в ряд, просят ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: приба­вила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кла­дут на место и закрывают экраном, предварительно по­просив ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляют две палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я приба­вила?» И т. д.

Обучение: если ребенок затрудняется в определении опе­рации и количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода задачу в пределах пяти, при затрудне­нии — в пределах четырех. Если ребенок не решает зада­чи в пределах четырех, то ему предлагают выполнить счет­ные операции в пределах трех с открытым результатом.

Третий вариант(решение устных задач) предлагается, если ребенок отвечает верно в первых двух вариантах. Условия задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 маль­чика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»; «На лужайке стоял пенек, а из-за пенька торча­ли 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают воспользоваться палоч­ками и решать задачи с опорой на них. Затем предлага­ют решить аналогичные задачи устно: «На лужайке сиде­ли б зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось?»; «За забором стояли гуси. Были видны только лапки. Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей за за­бором?».

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понима­ние ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость — умение переносить способы реше­ния задач на аналогичные; результат.

5. РАССКАЖИ(серия сюжетных картинок «Зимой»). Задание направлено на выявление умений определять вре­менную последовательность событий, объединять последо­вательные действия в единый сюжет.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображе­нием знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке — идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ло­вят снежинки; на второй — дети катают снежный ком; на третьей — мальчик катает маленький ком для головы,

а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой — дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 71 — 74.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки и говорят: «Подумай, как составить рас­сказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы полу­чился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание».

После выполнения задания (независимо от того, соблю­дена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают со­ставить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами.

Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последова­тельности; способность передавать сюжет и последователь­ность событий^ в своем рассказе.

6. ДОРИСУЙ.Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения и графических на­выков.

Оборудование: лист бумаги с изображением шести по­лукругов, фломастеры (цветные карандаши).

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмот­реть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понима­ние ее условий; умение самостоятельно выполнить зада­ние; анализ рисунков.

7. РАССКАЖИ(сюжетная картинка «В лесу»). Задание направлено на выявление уровня развития элементов ло­гического мышления, умений воспринять целостную ситу­ацию, изображенную на картинке, устанавливать причин­но-следственные связи между изображенными объектами и явлениями.

Оборудование: сюжетная картинка.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 75.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмот­реть сюжетную картинку, а затем составить по ней рас­сказ. В случае затруднений ему предлагают ответить на ряд последовательных вопросов: «Какое время года изображено на картинке? Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рас­смотреть объекты и ситуацию, понять причинно-следст­венную зависимость.

Оценка результатов: принятие и понимание задания; умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ; способность устанавливать причинно-следственные зависи­мости; умение использовать помощь взрослого, результат.

8. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Задание направлено на
выявление умения анализировать звуковой состав слова,
определение уровня развития предпосылок к обучению
грамоте.

Оборудование: счетные палочки.

Проведение обследования: взрослый говорит: «Я сейчас назову слово, а ты должен определить, сколько в нем зву­ков». Далее называет слово дом, выясняет у ребенка количество звуков и просит: «Назови первый звук, третий, кторой». Таким же образом предлагают проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т. д.

Обучение: если ребенок не может проанализировать сле­по дом, взрослый сам называет звуки по очереди и вы­кладывает соответствующее количество палочек. Затем имеете с ребенком проводится анализ слова кот. В тех случаях, когда ребенок понял, как анализируется слово, ему можно предложить анализ других слов.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — самостоятельно или после обучения; наличие интереса к заданию.

9. ПРОДОЛЖИ РЯД(письмо). Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, уме­ния принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй — палочки и крючочки, а на третьей — треугольники.

Проведение обследования: ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь».

Оценка действий: принятие и понимание задания; ана­лиз образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.

10. УЗНАВАНИЕ ФИГУР (тест Бернштейна). Задание на­правлено на проверку уровня развития памяти.

Оборудование: 2 таблицы с геометрическими фигурами.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 76, 77.

Проведение обследования: ребенку предлагают таблицу с геометрическими фигурами, время показа 10 секунд. Ему говорят: «Запомни эти фигуры». После показа пер­вой таблицы ребенку предъявляют другую, на которой фигуры-эталоны разбросаны среди множества разных фи­гур. Его просят найти среди них те геометрические фигу­ры, которые он видел в первой таблице.

Оценка действий ребенка: очень высокий результат — девять фигур узнаны верно, норма — семь-восемь фигур, низкий результат — шесть фигур, очень низкий — мень­ше шести фигур.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

СЛОЖИ.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обу­чения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но складыва­ет картинку, не ориентируясь на целостность изображе­ния даже после показа образца.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; выполняет задание с помощью; ориентируется
на образец — целую картинку; после обучения задание выполняет, пользуясь практическим примериванием.

4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь различными типами ориентировки.

Наши рекомендации