Фонетико-фонематическая система языка

Одним из наиболее тяжелых дефектов, наблюдающихся при мотор­ной алалии, являются дефекты формирования звуковых образов слов.

Дети, правильно воспринимая явления, понимая значение слов, не мо­гут назвать их при достаточных артикуляторных (моторных) возможно­стях. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство или все звуки могут произноситься изолированно или в слогах непроизвольно. Одна­ко эти возможности не реализуются при подражании и, особенно, в про­извольной речи на языковом знаковом уровне, т.е. при назывании слов. У детей не формируются «знания» о том, каким набором фонем обо­значается то или иное смысловое понятие, поэтому даже в условиях специального обучения речь детей с моторной алалией длительное время состоит из нескольких звукоподражаний, лепетных слов. Причем, даже и этими словами дети, как правило, в своих играх и повседневной речи не пользуются, т.е. для них характерно снижение речевой активности. Известно, что все дети проходят этап лепетной речи. В норме он продолжается от 10 месяцев до 1 года 8—10 месяцев. Этот период мо­жет составлять у детей с нарушенным интеллектом и задержками психического развития до 3—3,5 лет. Но в дальнейшем и те и другие дети овладевают звуковой системой родного языка, т.е. к 5—6 годам звуковые образы слов являются у них в целом сформированными, и если они допускают ошибки, то лишь отдельные фонетические эле­менты речи — т.е. неправильно произносят наиболее сложные по биомеханике звуки речи. На поздних этапах развития речи и у детей с моторной алалией могут быть такие ошибки. Однако специфические особенности нарушений усвоения звуковой системы речи у детей с моторной алалией проявляются в другом: умея воспроизводить почти все звуки родного языка, дети не могут длительное время называть слова. В дальнейшем называемые ими слова являются резко деформирован­ными со стороны как звуковой, так и слоговой структуры.

Так, многие авторы отмечают, что при воспроизведении звуково­го состава слова у моторных алаликов могут наблюдаться следующие ошибки:

опускание звуков слова — «трато» (трактор), бабан (ба­рабан),

уподобление звуков — «полсолнух» (подсолнух);

переста­новки, добавление в слова лишних звуков, в результате чего двига­тельная структура слова даже усложняется: «коньски» (коньки), «вовцы» (овцы);

замещение одних звуков другими: «шубака» (соба­ка), «месвед» (медведь), «татик» (фантик).

Характерно, что замены одних звуков другими являются весьма раз­нообразными, хаотическими и нестойкими, т.е. один и тот же звук каж­дый раз может воспроизводиться по-разному: «жук-зук-люх, зима-лима-жима-нима». Такой нестабильности в воспроизведении звукового состава слова не отмечается ни при каких других дефектах: при дисла-лии, дизартрии, ринолалии имеют место стойкие замены одних звуков другими, более простыми по биомеханике (р — л, шипящих — свис­тящими) или стабильное искаженное произношение звуков (ротацизм, сигматизм и т.д.).

Интересно, что звук-заменитель может быть более сложным по ар­тикуляции, чем заменяемый звук. Все это свидетельствует о том, что для детей с моторной алалией характерны не фонетические (артику­ляционные) нарушения, а языковые затруднения — у них не форми­руются в целом представления о фонемном составе слов. Поэтому слова каждый раз называются по-разному. Изолированные же звуки или слоги могут при этом воспроизводиться без каких-либо затруд­нений. Вследствие этого работа по постановке звуков у этих детей со­вершенно бессмысленна и даже вредна.

Значительные затруднения испытывают дети с моторной алалией и при воспроизведении слоговой структуры слова.

Характерны ошибки, сводящиеся к укорочению слоговой структуры слова. Сюда относится сокращение числа слогов в слове: «у» — утка, «лу» — рука, «усо» — колесо, «вырат» — виноград.

Фонематические нарушения

Дети, у которых фонематическая система развита руди­ментарно, употребляют ограниченное число фонем. Обычно это гласные и первые в генезе детской речи согласные (/ р /, / b /, / m/, /t/, / d /, / n /) и некоторые другие. Правила опериро­вания с ними самые элементарные. Слова различной слоговой конструкции сводятся к конструкции СГ или СГ-СГ; очень редко встречаются другие типы слогов.

У детей с относительно развитой фонематической систе­мой, как правило, отмечается большое количество фонем. А у некоторых в их фонематической системе присутствуют все или большинство фонем, причем нередко и «трудные» (свистящие, шипящие и даже /1 /, / Г /, / г /, / г' /). Однако их фонематическая система разлажена. Потенциально обладая возможностью пра­вильно произносить многие звуки, дети часто не могут осуществить этого (см. примеры в разделе «Механизм»), Результатом выступают пропуски, замены, перестановки, перемещения и повторения звуков. Очень часто эти нарушения имеют нерегу­лярный характер (см. в разделе «Механизм»).

Нарушение структуры слога в основном проявляется в уп­рощении ее, в сведении к конструкциям СГ, СГС и ССГ.

Лексические нарушения

Дети с моторной алалией понимают значение большин­ства слов, составляющих пассивный и активный словарь их сверстников. Они, как правило, без ошибок соотносят услышанные слова с соответ­ствующими картинками и по этому показателю приближаются к норме. Однако у моторных алаликов наблюдается резкое расхождение между достаточным пониманием значения слов и возможностью их называния вследствие неустойчивости звуковых образов слов (при достаточных сенсомоторных предпосылках), трудностей воспроизведения слогового ряда.

Именно неустойчивостью звуковых образов слов, трудностью их припоминанияи удержания слогового ряда объясняютсяв первую очередь специфические особенности словаря детей с моторной ала­лией.Бедность активного словаря детей проявляется в неумении от­бирать из словарного запаса и правильно употреблять в речи знакомые слова. Типичным является такой вид нарушений, когда один и тот же предмет в определенных ситуациях называется по-разному.

Для детей с экспрессивной алалией показательно сущест­венное расхождение между количественным составом пассив­ного и активного словаря: как в обыденной жизни, так и в спе­циально созданных экспериментальных условиях дети пони­мают значения всех или большинства слов, доступных для их возраста, но не могут найти многих слов при их актуализации в экспрессивной речи или допускают своеобразные ошибки (см. в разделе «Механизм»).

Дети лучше актуализируют слова, относящиеся к знамена­тельным частям речи (слова-детонаторы), и хуже —- относя­щиеся к служебным (слова-форматоры). Среди слов-детонаторов лучше актуализируются слова с «предметными» значениями и хуже со значениями действия, состояния, процесса, качества, признака и т.д.; вместе с тем трудны в актуализации многие слова, которые выражают обобщающие и абстрактные понятия. Среди слов-форматоров дети с алалией, как правило, употреб­ляют только самые простые предлоги, союзы, частицы и проч. Традиционно это объясняется отсутствием у слов-форматоров лексических).

Следует подчеркнуть, что большинство типических для де­тей с алалией лексических нарушений связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Дети, как пра­вило, обладают должными понятиями, но затрудняются в поис­ке слов для выражения понятий

Нарушения актуализации слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов (слова не называются), их замены. аномальные слова и бленды.

Замены преимущественно вербальные и чаще всего возни­кают из-за неверного выбора семантических признаков слова:

труба -> дым; ружье —» пистолет; помидоры -> огурец; подушка -» одеяло; кастрюля —> чай.

Нередко вместо обозначения объекта одним словом дается словесное описание:

щетка —> зубы чистить; щит —» чтобы не убили; лампоч­ка —> такая горит;.плита —> включают газ; юла —> игрушка кручистая.

Производятся (чаще детьми с тяжелой степенью наруше­ния языковой системы) замены слов звукоподражаниями:

яйцо -> ко-ко; звонок -> дзътъ; коза —> ме; лягушка —> ква; чистит -*> [ш]; клюв -> чик-чик-чик (т.е. им клюют); трам­вай -> динь-динъ.

Отмечаются замены слов мимико-жестикуляторной речью, которая многими детьми с алалией используется очень широко:

ресницы ~^> вот такие (ребенок показывает у себя); пото­лок —>■ там ( показывает наверх); коленка -> (показывает на свою коленку); топор -* (показ движений при рубке); лимон —» (мимика дискомфортного состояния).

Некоторые дети производят замену слов аномальными словами, причем такие замены бывают не только у детей с тя­желой степенью нарушения языковой системы, но и у относи­тельно хорошо говорящих; возможно, что у последних такие замены являются своеобразной компенсацией расстройства актуализации слов.

Примеры: перышки —> узыры; холодильник —> ката; пото­лок —> ляпля; озеро -> друнбы; ресницы -> бамабом; ящерица —> бутрд,

Относительно редко и у небольшого количества детей об­разуются бленды: ваза —» блюдце; горшочек —> маленький брьшбчек; месяц ~> маленький рущнй.

Некоторые из перечисленных форм ошибок иногда прояв­ляются в совокупности, например, замена другим словом соче­тается с заменой средствами мимико-жестикуляторной речи. Вместе с тем при затруднениях в поиске слова в «развернутых» ответах детей часто последовательно проявляются разные фор­мы ошибок: например, сначала слово заменяется другим сло­вом, затем словесным описанием, звукоподражанием и т.д.

Наши рекомендации