Особенности формирования фонетико-фонематической системы языка

Одним из наиболее тяжелых дефектов, наблюдающихся при мотор­ной алалии, являются дефекты формирования звуковых образов слов.

Дети, правильно воспринимая явления, понимая значение слов, не мо­гут назвать их при достаточных артикуляторных (моторных) возможно­стях. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство или все звуки могут произноситься изолированно или в слогах непроизвольно. Одна­ко эти возможности не реализуются при подражании и, особенно, в про­извольной речи на языковом знаковом уровне, т.е. при назывании слов. У детей не формируются «знания» о том, каким набором фонем обо­значается то или иное смысловое понятие, поэтому даже в условиях специального обучения речь детей с моторной алалией длительное время состоит из нескольких звукоподражаний, лепетных слов. Причем, даже и этими словами дети, как правило, в своих играх и повседневной речи не пользуются, т.е. для них характерно снижение речевой активности. Известно, что все дети проходят этап лепетной речи. В норме он продолжается от 10 месяцев до 1 года 8—10 месяцев. Этот период мо­жет составлять у детей с нарушенным интеллектом и задержками

психического развития до 3-3,5 лет. Но в дальнейшем и те и другие дети овладевают звуковой системой родного языка, т.е. к 5—6 годам звуковые образы слов являются у них в целом сформированными, и если они допускают ошибки, то лишь отдельные фонетические эле­менты речи — т.е. неправильно произносят наиболее сложные по биомеханике звуки речи. На поздних этапах развития речи и у детей с моторной алалией могут быть такие ошибки. Однако специфические особенности нарушений усвоения звуковой системы речи у детей с моторной алалией проявляются в другом: умея воспроизводить почти все звуки родного языка, дети не могут длительное время называть слова. В дальнейшем называемые ими слова являются резко деформирован­ными со стороны как звуковой, так и слоговой структуры.

Так, многие авторы отмечают, что при воспроизведении звуково­го состава слова у моторных алаликов могут наблюдаться следующие ошибки: опускание звуков слова — «трато» (трактор), бабан (ба­рабан), уподобление звуков — «полсолнух» (подсолнух); переста­новки, добавление в слова лишних звуков, в результате чего двига­тельная структура слова даже усложняется: «коньски» (коньки), «вовцы» (овцы); замещение одних звуков другими: «шубака» (соба­ка), «месвед» (медведь), «татик» (фантик).

Характерно, что замены одних звуков другими являются весьма раз­нообразными, хаотическими и нестойкими, т.е. один и тот же звук каж­дый раз может воспроизводиться по-разному: «жук-зук-люх, зима-лима-жима-нима». Такой нестабильности в воспроизведении звукового состава слова не отмечается ни при каких других дефектах: при дисла-лии, дизартрии, ринолалии имеют место стойкие замены одних звуков другими, более простыми по биомеханике (р — л, шипящих — свис­тящими) или стабильное искаженное произношение звуков (ротацизм, сигматизм и т.д.).

Интересно, что звук-заменитель может быть более сложным по ар­тикуляции, чем заменяемый звук. Все это свидетельствует о том, что для детей с моторной алалией характерны не фонетические (артику­ляционные) нарушения, а языковые затруднения — у них не форми­руются в целом представления о фонемном составе слов. Поэтому слова каждый раз называются по-разному. Изолированные же звуки или слоги могут при этом воспроизводиться без каких-либо затруд­нений. Вследствие этого работа по постановке звуков у этих детей со­вершенно бессмысленна и даже вредна.

Значительные затруднения испытывают дети с моторной алалией и при воспроизведении слоговой структуры слова.

Характерны ошибки, сводящиеся к укорочению слоговой структуры слова. Сюда относится сокращение числа слогов в слове: «у» — утка, «лу» — рука, «усо» — колесо, «вырат» — виноград.

Сокращение слоговой структуры слова продолжительно и стабиль­но держится в речи детей с моторной алалией. Нормально развиваю­щийся ребенок к 4 годам овладевает 3—4 сложными словами. При других речевых дефектах тоже имеются нарушения слоговой сруктуры слов, например при дизартрии. Но у дизартриков эти дефекты отмеча­ются при произнесении сложных в фонетическом отношении слов со стечением согласных звуков, у моторных же алаликов — даже при вос­произведении простых слов.

Другой характерной особенностью искажения слоговой структуры слова является уподобление слогов внутри слова, а также перестанов­ка слогов: тротуар — «тутуар», раскладушка — «раскрадушка». К сказанному необходимо добавить, что усвоение слоговой и звуковой структуры слова является настолько трудным для моторных алаликов, что нередко вызывает дезорганизацию всего звукового и слогового со­става слова, вследствие чего они являются совершенно неузнаваемы­ми. Характерно, что нарушается не только самостоятельное называние слов, но и их повторение вслед за педагогом.

Приводим в качестве иллюстрации образцы называния слов деть­ми с моторной злалией и дизартрией.

Образец стул шкаф стол гриб лист рыба

Наши рекомендации