Отказ от сна и ночные пробуждения
Порой, чтобы малыш заснул, не хватает и всей вашей нежности. Подобное сопротивление сну может появляться и на стадии засыпания и по нескольку раз за ночь. Ночные пробуждения и беспокойства чаще всего появляются в возрасте от года до трех лет, как правило, ближе к утру. Такие побудки изнурительны для родителей, поскольку они чувствуют себя при этом безоружными. Против этого не существует какого-либо волшебного рецепта, однако несколько полезных советов можно порекомендовать.
• Спокойствие . С первых дней жизни младенца оставайтесь спокойными сами во время его сна, не бросайтесь к нему по первому его зову (плач, хныканье), предоставьте ему возможность успокоиться самому, без вашей помощи.
• Доступность . Найдите достаточно времени для общения с ним, и только с ним, перед тем, как он уснет. Разговаривайте с ним, помогайте ему выработать определенный ритуал отхода ко сну. Оставайтесь с ним столько времени, чтобы он не чувствовал себя обделенным при расставании с вами.
Проблемы с засыпанием
Ребенок не желает засыпать, беспокоится, его плач слышен во всем доме. Решение этой проблемы весьма деликатно, требует от вас личной выдержки, поскольку на эти крики следует реагировать лишь в крайнем случае, и ваш визит должен служить «перевоспитанию» малыша относительно вашего присутствия рядом с ним. В первую очередь малышу нужно вернуть чувство уверенности — подойдите к нему чуть погодя, дав ему поплакать, и только лишь для того, чтобы ободрить его ласковым жестом или прикосновением. Увеличивайте длительность интервала вашего отсутствия. Поначалу он будет продолжать плакать, но вскоре поймет, что он не останется во время сна в одиночестве, а всегда может рассчитывать на поддержку любящих его родителей. Когда он поймет, что вы придете когда бы и чего бы там ни было, но при этом вы решительны, непреклонны и понятны в своих намерениях относительно его сна, он станет спать всю ночь, не просыпаясь.
Нарушения сна
Просыпание среди ночи может быть простым пробуждением, но порой их причиной являются ночные кошмары и страхи, в частности в возрасте около полутора лет, который связан с его знакомством с окружающим его миром. Они не приводят к физическим расстройствам у здоровых детей с уравновешенной психикой. Нужно различать поведение малыша, когда он просыпается просто так, а когда по причине ночных кошмаров или страхов.
• Кошмары . Плохие сновидения, которые случаются на стадии парадоксальных снов, ближе к концу ночи. Ребенок кричит, просыпается в испуге. Он признает родителей и в старшем возрасте способен пересказать, что ему приснилось (к примеру, ему приснился лев или волк, который хотел его съесть). Не расстраивайтесь. Аккуратно приободрите его, он все поймет, не взирая на то, что не проводит при этом различия между реальностью и выдумкой. Успокойте и помогите ему заснуть. На следующий день напомните ему его сон с его же слов и постарайтесь все обернуть таким образом, чтобы малыш не драматизировал ситуацию.
• Ночные страхи . В этот возрастной период чаще кошмаров малыша посещают ночные страхи. Они случаются наоборот с наступлением ночи, вызывая неполное пробуждение на стадии глубокого сна. Их проявление носит различный по интенсивности характер — от невнятного лепета до криков ужаса, сопровождающихся беспокойными движениями, доходящими до сомнамбулизма в более взрослом возрасте ребенка. При этом малыш не узнает собственных родителей, дико кричит, он в поту, у него учащенное сердцебиение, а затем снова глубоко засыпает как ни в чем ни бывало.
Опять же не беспокойтесь. Не будите его, это только усугубит его переживания и помешает ему быстро заснуть. Он не нуждается в ваших утешениях. Не смотря на физическое проявление беспокойства, на самом деле он не испытывает возбуждения, как это бывает во время кошмаров. Не рассказывайте ему об этом на следующий день, впрочем, он о них ничего и не припомнит.
• Скрежетание зубами и ритмичное покачивание . Если днем ваш малыш играет и общается без видимых изменений в привычках, такие проявления ночного поведения не должны вас беспокоить. Скрежетание зубами неосознанно, наблюдается на стадии легкого сна и может повторяться в течение ночи неоднократно. Случается, что на стадии засыпания малыш покачивается в своей кроватке. Вплоть до того, что стукается головой о кроватную решетку.
Подобные проявления следует интерпретировать, как сигнал малыша о недостаточном к нему внимании со стороны родителей, особенно физической активности. Чаще это случается у подвижных мальчишек, которые не растрачивают свой запас энергии. Не нужно требовать от такого малыша, чтобы он был послушным и тихим днем, а наоборот примите участие с ним в подвижных играх.
Допустимые средства помощи
На данной стадии развития малыш постоянно проявляет свое нежелание укладываться спать, и родителям приходится каждый вечер решать эту деликатную проблему. Однако, если вы отчаялись от постоянного сопротивления ребенка, не следует поддаваться настроению и предпринимать непоследовательных поступков. Это лишь усугубит положение. Постарайтесь разобраться в причинах, поговорите об этом с врачом, который в случае необходимости порекомендует вам психолога. Он поможет вам прояснить, даже если ваш малыш еще не разговаривает, что же его беспокоит.
Помните, что от этого не существует эффективных медицинских препаратов, а использование успокоительных сиропов и снотворных полностью исключено — это может иметь очень опасные последствия.
Проблемы со здоровьем
Хорошее здоровье вашего ребенка зависит от вашего к нему внимания и помощи вашего врача. Родители обязаны различать признаки многих недугов, скрытые и видимые, и распознавать симптомы острых заболеваний, требующих вмешательства врача.
С первых дней жизни грудничка рекомендуется каждый месяц показывать его детскому врачу. По достижении ребенком годичного возраста такие визиты могут стать не столь частыми, но ему вовремя следует делать и обследования и полагающиеся в этом возрасте прививки. Затем наступает возраст, в котором станут частыми простуды, инфекционные заболевания, ринофарингит, бронхит, температура и желудочные расстройства, постоянный кашель и т. д., при наличии которых следует обращаться за консультацией к врачу. Начиная с года или полутора лет, родители вынуждены советоваться со специалистами по поводу нарушений сна или проблем с питанием. Регулярные посещения врача помогают своевременно выявлять и предупредить развитие недугов более раннего возраста, таких как нарушения зрения, слуха. Случается, что проблемы со здоровьем ребенка требуют его госпитализации. В таком случае его следует подготовить к необходимости разлуки, чтобы она не привела к психологическим нарушениям.
Выявление возможных недугов
Некоторые из проблем не поддаются распознаванию при рождении и могут быть выявлены лишь по истечении первых лет жизни. Чаще всего их удается поправить в том случае, когда они своевременно обнаружены и вылечены. Регулярное врачебное наблюдение развития и неврологическое обследование малыша помогают обнаруживать возможные проблемы: нарушения тонуса (гипотония и гипертония), задержка развития двигательного аппарата, выражающаяся в запаздывании с принятием ребенком сидячего положения или положения стоя, началом ходьбы и речи, общего развития. Обследование специалистов, безболезненное и безопасное, позволит сориентировать диагностику и назначить правильное лечение.
Некоторые из недугов требуют к себе более пристального внимания и проведения дополнительных обследований, в частности это касается нарушений слуха или зрения, которые выявляют необходимость срочного вмешательства, порой и хирургического.
• Слух . Проведенные в первые восемь дней после рождения обследования малыша на восприятия им шумовых эффектов позволяют определить наличие у него лишь ярко выраженной глухоты. Если в последующем появляются причины для сомнений в слуховых способностях малыша, необходимо провести более тщательное обследование.
Чрезмерно спокойный малыш, не обращающий внимания на вещи вне поля его зрения, не интересующийся шумовыми игрушками, либо напротив спокойно играющий слишком шумными побрякушками, может иметь проблемы со слухом, а то и вовсе быть глухим. Более того, если малыш произносит лишь однообразные однотипные звуки, не реагирует на голос, не отзывается на свое имя, не произносит слов в возрасте от 12 до 18 месяцев от роду, следует убедиться, что у него все нормально со слухом.
• Зрение . Случается, что сразу при рождении или спустя несколько недель от роду у малыша выявляется морфологическая аномалия, связанная со зрением: слишком маленькие глаза (микрофтальмия), помутнение кристаллика (врожденная катаракта). Прочие проблемы выражаются в его поведении: ребенок безразличен к освещению, окружению, не улыбается, не следит за предметами в своем поле зрения, его глазные яблоки делают непроизвольные движения, либо зрачки смотрят на сторону, малыш делает своим телом какие-то стереотипные движения для поддержания равновесия.
Многие из детей в течение первых дней своей жизни косят. Если вы замечаете, что это продолжается дольше положенного, не стесняйтесь обратиться к врачу, педиатру или офтальмологу. Лечение может быть назначено с первого года его жизни, чтобы стимулировать ослабленный глаз или избежать развития потери зрения одним глазом (амблиопия), которая по достижении возраста в 3–4 года может перерасти в необратимую.
Малыш и клиника
Если вам необходимо положить вашего малыша в клинику, не пренебрегайте психологическими последствиями от разлуки. Подготовьте его к этой ситуации, а по возвращении домой приложите все усилия по повторной адаптации его, только теперь уже к домашней обстановке.
Разлука
Расставание по причине госпитализации, усугубляется «страхом перед чужими» и особенно в возрасте детей с восьми месяцев. Это чувство проходит через три фазы развития.
В начале малыш протестует, плачет, нервничает — он пытается отыскать мать. Затем он отчаивается и думает, что мать покинула его. Наконец, он покоряется — кажется, что он смирился с разлукой и согласен на уход на собой со стороны кого угодно, оставаясь при этом индифферентным и равнодушным. Чтобы избежать такого хода вещей, важно своевременно подготовить малыша к разлуке и содействовать в отсутствии матери и отца установлению его отношений с кем-то из медперсонала, кто бы смог выполнить роль «временных родителей».
Возращение домой
По возвращении малыша домой после пребывания в клинике не нужно удивляться тому, что он отворачивает голову, кажется злящимся на вас, меньше вам улыбается, ни с того ни с сего плачет и с трудом ест. Ему, возможно, приходит на память медсестра, которая делал ему по ночам уколы или измеряла температуру. Другой хватается за мать и не отпускает её даже во сне. Каждый малыш реагирует по-своему, но редко случается, чтобы он не отреагировал вовсе. Помогите малышу вновь отыскать свои привычные ориентиры, создав вокруг него уют и спокойствие, стараясь быть доступными и внимательными. Говорите с ним о тех проблемах, которые могли бы возникнуть, если бы ни эта разлука. Не следует делать вид, что ничего не произошло и, пытаясь об этом забыть, делать вид, что этого болезненного события вовсе не было.
Основные приобретенные навыки
Первые шаги, первые слова, первый раз садимся на горшок… Этот период в возрасте между годом и тремя для малыша по-настоящему превращается в эпоху «великих открытий». Мобилизуя все свои возможности как тела так и разума, он невероятными темпами стремится к самостоятельности. Теперь это уже не младенец, но он все также нуждается в вашей помощи, чтобы преодолеть ключевые этапы своего развития с присущим только ему темпом.
Он пошел
С самого рождения ваш малыш постоянно достигает каких-то успехов в той или иной области, и вы его поддерживаете по мере своих сил и возможностей в постижении нового и неизведанного. Между годом и полутора годами наступает весьма ответственный момент, поскольку он начинает учиться ходить.
Новорожденный с рождения обладает рефлексом шагания — при поддержке в вертикальном положении с опорой ног о твердую поверхность он пытается сделать несколько шагов. Правда этот рефлекс у него к пятой или шестой неделе жизни пропадет, и малыш научится по-настоящему ходить лишь год спустя, после долгого к тому привыкания. Приблизительно до годичного возраста он готовится к этому, знакомится с окружающим его пространством, примериваясь к нему с тем, чтобы затем устремиться на его завоевание.
Сначала на четвереньках
Между месяцем и четырьмя ваш малыш любил, чтобы его носили на руках, качали и вертели его. Он научился крепко держать голову и смотреть по сторонам. Лёжа на животе, он даже мог приподниматься на локотки. От четырех до восьми месяцев он начал хватать предметы, освоился с собственным телом и понял его физические возможности.
В пять или шесть месяцев он был способен просидеть до десяти минут к ряду, подпертый с боку подушкой. Спинные мышцы его окрепли, и он мог без поддержки сидеть, с высоты своего стульчика обозревая окружающий мир, меняющийся день за днем. К семи или восьми месяцам он принялся ползать и время от времени с вашей помощью с удовольствием вставал на ноги и держался стоя.
В течение всего этого времени он изучал окружающее его пространство, в котором жил, начав взглядом, затем ползком, потому что открыл для себя способность двигаться и перемещаться из положения сидя. Он проделал на своей попке или на животе не один километр пути, хотя до того предпочитал более устойчивое сидячее положение и сосредоточенно манипулировал окружавшими его вещами с помощью рук и ног.
Оставаясь в манеже или беспрепятственно ползая на четвереньках по всему дому или квартире, он выучился к году подниматься на ноги и держаться стоя без посторонней помощи, правда не без труда. Но при этом он начал и похаживать, вкривь и вкось, придерживаясь обеими руками за его оградку манежа, спинку стула или подушки дивана. Потом он испробовал то же самое, держась лишь одной рукой. Наконец, отважился отпустить опору и продержаться несколько секунд в равновесии. В первый раз это длилось не долго, но вскоре он станет контролировать работу мышц, научится держать равновесие, координировать движения рук и ног и пойдет.
Первые шаги
Держась за ваши обе руки
Чтобы помочь ребенку обрести уверенность в себе, идите сзади него, подав ему обе свои руки
Держась одной рукой
Когда вы поддерживаете его за одну руку, меняйте их поочередно, чтобы у него не уставала рука.
Скоро он пойдет один
Когда вы почувствуете, что он хорошо держит равновесие, осторожно освободите руку или оставьте ему для поддержки один лишь палец. Он вскоре отпустит его. Очень скоро прогулки будут проходить не только в складной коляске, но и пешком! Перед тем малыш будет учиться ходить по комнате, а ещё раньше по манежу, в котором он будет ходить вдоль стенок, придерживаясь за его ограждение. Освоение ходьбы в манеже не задерживает развитие этого навыка, только давайте ему при этом возможность поупражняться и за его пределами. В конце концов, он может держаться за ограждение и снаружи, а вы сможете при этом оказать ему помочь справиться с задачей.
Когда он пойдет?
Между малышами есть разница, но, не взирая на неё, они начинают ходить в возрасте от года до полутора. После «тренировочного цикла», длящегося несколько месяцев, ваш малыш поднимется на ноги без посторонней помощи. Но всему своё время. Его физические возможности (общий тонус, мускулатура), бесстрашие и решимость рано или поздно сделают свое дело, и он пойдет, легко ли, с трудом ли, но пойдет. Точного возраста для этого не существует. Некоторые из детей пытаются вставать на ноги и неустанно прыгают уже в четыре месяца, а другие и в девять предпочитают преспокойненько сидеть сиднем. У каждого малыша свой индивидуальный ритм развития, и если вы на его стороне во всех его начинаниях, то незачем торопиться и требовать от него ранних по сравнению в его развитием успехов, в том числе и в способе перемещения.
Он должен быть по настоящему готов на эмоциональном уровне начать ходить, что для него означает одновременно и отдаление от своих родителей, от мамы, от которых он до сих пор был столь зависим. Как правило, дети начинают ходить в возрасте от 12 до 15 месяцев, но некоторые из них делают это уже в 10 месяцев, тогда как другие «малодушничают» вплоть до 18 месяцев. Нет никакой корреляции между ранним сроком начала ходьбы и уровнем умственного развития ребенка, но новые возможности исследования, которые открывает этот способ передвижения, конечно же благоприятствует и развитию и любознательности ребенка. Если к 18 месяцам ваш малыш упрямо отказывается ходить, поговорите об этом с педиатром, чтобы найти причину подобной задержки. Она может быть банальной и обыденной, либо напротив являться побочным проявлением сложного недуга.
Умение ходить — огромный шаг к самостоятельности
Ваш малыш наверняка начнет с того, что сделает несколько случайных шагов на непослушных ногах и, не умея приседать, чтобы остановиться, он упадет или плюхнется на попку. За этими первыми неуклюжими шагами последует перерыв дней на пятнадцать перед тем как обрести большую уверенность в собственных ногах, после чего шаги станут увереннее, хотя и останутся резкими и нескоординированными однако, почти твердыми и размеренными. Теперь падения и шишки станут частым явлением, однако без тяжелых последствий, поскольку малыш все ещё остается мягким и податливым. У вас будет возможность удостовериться в его смелости: не смотря на неудачные попытки, он будет мужественно их повторять вновь и вновь.
Обретение навыков ходьбы свидетельствует перед родителями о правильном развитии их ребенка и позволяет испытывать чувство гордости за него. Увидев, как малыш самостоятельно удаляется от вас, вы можете слегка взгрустнуть. Не расстраивайтесь, ваш ребенок не перестал в вас нуждаться. Проводите его к его же независимости.
Нужно ли ему помогать?
Ваш малыш получает удовольствие от совершаемых им открытий, но ему потребуется не одна попытка, прежде чем он станет крепко держаться на ногах. Он падает, но тут же встает и, не уставая, повторяет все сызнова. Он шатается, но опять и опять отважно пускается в путь, он тыкается то туда, то сюда, но тяга к познанию оказывается сильнее.
Помогите ему ходить, ухватившись за обе ваши руки, чтобы он ощущал уверенность, затем давайте лишь одну руку, поочередно, чтобы у него не сильно уставала одна рука. Вы также можете помощь ему прочувствовать и обрести равновесие, поддерживая его в вертикальном положении, опирая его босыми ножками о твердую поверхность. Сами держитесь позади него и заставляйте поворачивать тельце, только не очень резко, вправо затем влево.
Не принуждайте его, лучше просто подбадривайте, взглядом или словом. Научитесь также позволять ему самому обретать навыки и преодолевать трудности без вашей помощи, лишь обеспечивая его безопасность. Вы увидите, как он уползет на четвереньки куда-нибудь в угол комнаты, ухватится за край дивана и вскарабкается с помощью рук, встав сначала на одну, а затем и на вторую ногу. Его оттопыренная попка будет непреодолимо тянуть его к полу и мешать распрямиться. Постарайтесь не вмешиваться и дайте ему время завершить начатое. Поймав ваш одобрительный взгляд, он будет счастлив и рад своим успехам.