Безрассудный исследователь опасности

«С тех пор, как мой малыш начал ходить, я все время слежу за ним, потому что боюсь, как бы он не ушибся», — часто повторяют матери. Начав ходить, ребенок получает доступ ко всей квартире, не осознавая при этом поджидающей его опасности. Как только он научится вставать, пусть пока еще на не совсем послушные ему ноги, ребенок оказывается повсюду — на диване в гостиной, на стуле в кухне, и, конечно же, стоя в своем высоком кресле для приема пищи. Стоит ему начать ходить, и он тут же сталкивается с углом стола, прищемляет пальцы дверью, оказывается рядом с дверцей разожженной печи. Через какое-то время он начнет лазать по мебели, перелезать через ограждение своей кроватки, карабкаться по лестнице и т. д. и т. п. Закончится все тем, что он научится открывать окна, краны с горячей водой и ручки плиты на кухне, опорожнять платяные шкафы и еще много других занятных вещей. Его любопытство неиссякаемо и требует постоянного покровительства.

Вам следует придерживаться трех безусловных правил: обеспечить ему полную безопасность (смотрите следующие страницы), сохранять собственное спокойствие, поощрять, но и направлять его эксперименты.

Старайтесь не изменять этим базовым принципам и заранее предугадывать те возможные опасности, которых можно избежать. Отставьте подальше опасные для него предметы (острые или бьющиеся кухонные принадлежности, всякие безделушки), твердо запретите заходить в некоторые из помещений, к окнам (никаких кресел под ними), на лестницу (или к перилам), к электрическим розеткам (обеспечьте их защиту), спрячьте под ключ (и уберите ключ!) токсичные препараты, бытовую химию и медикаменты, обратите внимание острым мебельным углам и т. п.

Что касается нематериальных запретов, тех, что вы ему сообщите словесно, они должны быть предельно лаконичны и понятны — «я не хочу, чтобы ты…» и не должны расходиться с требованиями тех, кто принимает в этом участие (отец и т. д.). Если у вас есть возможность оборудовать для него совершенно безопасное и лишенное каких бы то ни было ловушек пространство, вам не потребует при этом постоянно быть рядом с ним и беспрестанно его от чего-то оберегать или чего-то ему запрещать. При этом он получает по-настоящему свободное пространство для игр и обучения навыкам, которые хотя и бывают порой весьма болезненными, но вместе с тем и полезными. Помните, что более ловкими становятся не те дети, что рано начали ходить или свершили нечто геройское под пристальным вниманием собственных родителей, они рискуют оказаться трусливыми и беспомощными перед лицом неизвестного. Лишь в случае личной инициативы ваш ребенок получает представление о своих собственных способностях и пределах возможностей. Оставаясь внимательными, позволяйте ему проявлять инициативу, даже при наличие в этом некоторого риска. Поверьте в него, и он вскоре сам станет осторожнее.

Хотелось бы узнать

Моему малышу нет еще и 9 месяцев, а он уже пытается вставать. Можно ли ему разрешать стоять?

• Да, раз это доставляет ему удовольствие. Он ощущает себя физически к этому готовым. Но не усердствуйте и не настаивайте на слишком ранних успехах, он не цирковая лошадь. Позвольте ему развиваться согласно его внутреннему ритму.

Можно ли пользоваться специальным подвижным манежем для развития у ребенка навыков ходьбы?

• Лучше позвольте малышу сделать это тогда, когда он будет к этому готов. Его желание, привычная для него обстановка, состояние его мускулатуры, ваше внимание и готовность прийти на помощь помогут ему отважиться на приключение. А манеж может сыграть роль большой игрушки, которую можно потолкать. Если малыш находится в нем очень долго, вы лишаете его удовольствия познания и преодоления трудностей.

У моего малыша искривлены ножки. Нужно выправлять этот дефект?

• Если не считать случаев патологии или явных нарушений (искривления таза или рахитизм), то у начинающих ходить малышей искривление берцовой кости не столь уж и редкое явление. Если рентгеновские снимки не выявляют наличия рахита, регулярно принимается витамин D, а врач не находит каких либо признаков недуга, вам не о чем беспокоиться. Искривление берцовой кости постепенно исчезнет и ноги выровняются.

Что мне делать, чтобы мой малыш не «косолапил»?

• Также как и в случае с кривыми ножками, у вас нет повода для беспокойства. В первые годы у малышей часто проявляется мягкость костей в форме отдельных частей ног. Она выправится сама по себе к 4 или 5 годам. Бесполезно при этом прибегать к помощи ортопедических стелек или восстановительных процедур. Езда на трех колесном велосипеде или ходьба голыми ножками по песку или ковровому покрытию на полу куда как более эффективное средство.

Мой ребенок ходит на цыпочках. Нормально это или нет?

• На цыпочках ходят многие дети, это отражение развития мускул их ног, ступней ног. По той же причине дети ходят выворачивая нога слегка вовнутрь и выпячивая живот. Все это пройдет вместе с изменением морфологии мускул, когда он перейдет в подростковый возраст.

Безопасность

Вашему ребенку исполнился год, он становится все более и более активным, передвигаясь то ползком, то пешком. Настало время подумать о безопасности малыша как внутри дома, в котором следует убрать все, что могло бы чинить ему препятствие или являться потенциальной угрозой, так и за его пределами.

Вам следует знать, какими средствами из бытовой химии вы можете пользоваться, понимая, что они не являются пассивной угрозой вашему малышу. Вы также должны знать о тех опасностях, что могут подстерегать малыша в повседневном быту в связи с его возрастающей подвижностью и интеллектуальным развитием. До возраста в 7–8 месяцев ребенок полностью зависит от родителей, будь то его перемещение или участие в любых текущих событиях. По мере взросления малыша растет риск и печального опыта. Следите за своим подрастающим малышом, поскольку именно в этом возрасте, как ни в каком другом он быстро приобретает новые психомоторные навыки (ползанье, вставание на ноги, и т. д.). Нужно растолковывать малышу те опасности, что встречаются ему на каждом шагу, чтобы он их осознавал. Помогайте ему овладевать собственным телом. Не следует ему все запрещать, наоборот поощряйте его инициативу, обеспечивая лишь ему безопасность в его постоянных поисках. Помимо этого должны существовать строгие запреты, легко понятные ребенку, также как и последующее наказание за их нарушение.

Профилактика

• Установите на двери ограничители, предохраняющие от защемления в них пальцев.

• Оборудуйте электрические розетки защитными крышками.

• На застекленные двери на высоте 70 см от пола наклейте яркую липкую ленту, чтобы малыш издалека видел это препятствие и избежал бы столкновения с ним.

• Освободите балкон от всяких предметов, которые могут быть использованы в качестве подставки.

• Наклейте на все острые углы вашей мебели мягкие накладки.

• Освободитесь или спрячьте мелкие предметы, которые малыш мог бы взять в рот.

• Не затыкайте вентиляционные отверстия и следите за их нормальной работой.

• Проверяйте температуру стенок вашего нагревателя воды, чтобы ребенок не мог об него обжечься.

• Предпочитайте покупать бытовую химию в упаковке, которую не сможет открыть ребенок возраста 4 лет.

• Если вы носите малыша на руках, смотрите под ноги чтобы не споткнуться об игрушку или какой-нибудь другой предмет, брошенный на пол.

Обустройство

• Оборудуйте его высокий стульчик ремнями безопасности так, чтобы малыш не вставал в нем самостоятельно на коленки или, жестикулируя, не опрокинулся головой вперед.

• Замените колыбель на кроватку с ограждением, как только малыш начинает вставать на ноги.

КУХНЯ

• Никогда не оставляйте своего малыша на кухне одного.

• Если у вас на огне находится кастрюля, держитесь рядом.

• Кухонная утварь с острыми краями (ножи, ножницы т. п.) должна быть недоступны.

• Не позволяйте малышу касаться мусорного ящика.

• Обесточивайте и убирайте электрические кухонные аппараты (мясорубки, комбайны и пр.) после использования.

Дополнительное оборудование

• Переоборудуйте систему поджига своей печи так, чтобы она была недоступна.

• Закрывайте поверхность печи дополнительной крышкой.

• Уберите все порошки и жидкости для мытья и уборки в верхние ящики, запирающиеся на замок.

• Не используйте под средства бытовой химии бутылки или повседневную посуду.

ДЕТСКАЯ

• Следите за тем, чтобы у ребенка не было поломанных игрушек с острыми краями, о которые он мог бы пораниться.

• Не укладывайте его спать с нагрудником (слюнявчиком) или украшением на шее, которые могут его удушить.

Дополнительное оборудование

• В детской должна стоять соответствующая его возрасту мебель.

• Следите за тем, чтобы игрушки малыша отвечали требованиям норм безопасности и возрастной группе вашего ребенка.

КОМНАТА ВЗРОСЛЫХ

• Не держите в доступном месте, в том числе и в ящиках ночных столиков медикаменты, зажигалки и острые предметы.

• Позаботьтесь о том, чтобы этажерки, зеркала, картины и т. п. были тщательно закреплены на стенах так, чтобы не падали на доставшего их малыша.

• Убирайте со своего все, чем ваш ребенок мог бы пораниться: дырокол, ножницы, нож для бумаги пр.

ВАННАЯ

• Температура воды для ребенка должна быть не выше 35 °C

• Никогда не оставляйте ребенка в ванной одного, даже если на нем круг для плавания.

• Не оставляйте малыша рядом с краном для горячей воды.

• Не оставляйте малыша на пеленальном столике.

Дополнительное оборудование

• Постелите в ванной коврик, предохраняющий от скольжения.

• Уберите в закрывающийся шкафчик все медикаменты.

• Уберите средства гигиены и ухода за телом.

• Приучите малыша не играть в туалете: он рискует утонуть, засунув голову в унитаз.

• Не оставляйте возле сливного бачка туалета средство для его очистки.

ГОСТИНАЯ

• Ничего не оставляйте на низких столиках (сигареты, окурки, стаканы с аперитивом, орешки и т. п.).

• Края столиков не должны быть острыми.

• Мелкие безделушки не должны быть доступными ребенку.

Дополнительное оборудование

• Разместите повыше комнатные растения.

• Обратите внимание на устойчивость мебели (этажерки, книжные шкафы), они не должны падать, если на них обопрется ребенок.

• Каминный экран следует тщательно закрепить так, чтобы при этом закрыть доступ ребенка к открытому огню.

ЛЕСТНИЦА

• Научите малыша забираться и спускаться по лестнице, придерживаясь за перила.

• Не оставляйте на лестнице посторонних предметов.

Дополнительное оборудование

• Установите на входе и на выходе лестницы какую-нибудь загородку, которая не позволила бы малышу попасть на неё без вашей помощи.

• Подумайте о нанесении на ступени лестницы предохраняющего покрытия.

НА УЛИЦЕ

• Вплоть до возраста в 2–3 года держите малыша при прогулке на улице за руку.

• По тротуару малыш должен идти вдоль стен, а взрослый со стороны проезжей части, чтобы избежать возможной проблемы с движущимися машинами.

• Приучите ребенка к правилам поведения на улице.

• Объясните ему, что играть на улице нельзя.

В МАШИНЕ

• Входить в машину и выходить из неё ребенок должен со стороны тротуара в любом возрасте.

• Двери машины рекомендуется запирать, чтобы ребенок не мог их открыть на ходу.

Дополнительное оборудование

• До достижения ребенком возраста 9 месяцев следует возить его в машине в специально оборудованном детском кресле, прочно закрепленном на стационарном сиденье.

• В старшем возрасте он должен быть тщательно пристегнут ремнями безопасности.

Опрятность

Наши рекомендации