Глава 78-я Тантры Стержневых Наставлений
ДУХИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ БЕЗУМИЕ
«Затем риши Ригпе Еше сказал так: «О великий мудрец, слушай.
В болезнях, приводящих к безумию, наставляют в четыре [частях]: причины, классы, симптомы и лечение.
Причины:ослабление энергии сердцаа, подавленность, душевное несчастие, встревоженность чрезмерными размышлениями.б
нездоровое питание [коренные причины], способствующие причине вторичной - демонам.
Во-вторых, душевное смятение приводит к тому, что сознание застревает на пути ума, извращая его так, что память слабеет и наступает сумасшествиев.
Классы:Оно [безумие] объясняется в семи классах: сумасшествие возникающее от жизненного ветра, возникающее от желчи, возникающее от слизи, возникающее от сочетания трех, от душевной подавленности, от яда, и от призраков.
Симптомы:при возникновении безумия от ветра плоть становиться истощенной, больного рвет пеной, он много разговаривает и кричит, бегает туда-сюда. Глаза красные с помутнениями, и [болезнь] ухудшается после принятия пищи.
При возникновении от желчи больной сердится и неистовствует, любит холодное, слезы на глазах желтые, видит огонь и звездочки перед глазами.
[При возникновении] от слизи на больного нападает уныние, он мало говорит, испытывает отвращение к еде, много спит, много слизи выходит из носа, и слюны изо рта.
[При возникновении] от сочетания [доша], проявляются все симптомы.
[При возникновении] от душевной подавленности, больной все думает о своем несчастьег.
[При возникновении] от яда, сознание становится спутанным, сияние лица существенно уменьшается, и мало жизненной силы.д
[При возникновении] от демонической силы, все поведение становиться вредоносным.
Лечение: существуют два метода [лечения]: общее и частное.
Сперва, чтобы открыть проходы, в которые входит сознаниее, очищай масляным массажемж [бску-мнйе], лечебными ваннами,з Рвотными и кровопусканиямии.
[Затем] используй лекарство, называемое «целебное масло», [состоящее из]:
старого масла
трех главных плодов [миробалана хебула—а-ру-ра, миробалана беллерика, миробалана эмблика]
Vitex agnus-castus
cосны
сарсапарели
куркумы
барбариса
Desmodium gangeticum валерианы индийской Costus speciosus малины [или саламина] лаванды шафрана рододендрона кассии очистительной граната
Erycibe paniculata Кардамона большого Pi per cubeba голубого лотоса сандалового дерева можжевельника.
Онок [целебное масло] порождает сильное сексуальное влечение и силу, способствует зачатию, придает силу телу и полностью искорененяет причины помешательства.
В частности, при недуге, возникающем от жизненной праны, полагайся на легкое очистительное, называемое «Нежные соки» [жам-рци]: растолки щепотку борца с крепким пивом. Затем добавляй шесть щепоток миробалана, пока не получишь порошок, тогда смешай с водой. Рассчитывай смешать это с маслом, черной патокой и «шестью хорошими» [кардамон, кардамон большой, мускатный орех, стебель бамбука, гвоздика и шафран]. Без должного приготовления [это лекарство] может лишить жизни".
Или: еще полагайся на одну, две или три пилюли равного количества муската и «Гаруда-5» [миробалан, Costusspeciosus, корневище аира, гвоздика и сандаловое дерево].
[Или] составь порошок из:
патоки черной
соли морской
соли черной
сныти обыкновенной
кориандра
ци-тра-ка (перца стручкового)
трех горячих [имбиря, перца черного, перца длинного]
миробалана.
[Или] смешай:
мускатный орех
масло
человеческие кости
лечебное масло
человеческое [или животное] мясо, сушившееся в течение года
крепкое пиво.
«Горячую ложку»м [прижигание травами] следует применять ко всем тайным [точкам] жизненных токов".
При расстройстве желчи сначала очисти, смешаво:
перец длинный
миробалан хебула
цампу желтую
клещевину
корни голубого лотоса.
[Затем] приготовь порошокп из:
горечавки
девясила высокого
Adhatoda vasica
морозника
Цветов шафрана
миробалана эмблика
Пусти кровь из сердечной веныр. Добавь горечавки к лечебному маслу и смотри, чтобы в пищу употреблялось овечье мясо и говядина.
При повреждении слизи, вызывай рвоту смесьюс из
коровьего молока
имбиря
Sesbania grandiflora
чертополоха безлистного.
Прибегни к помощи усиленного питаният и лекарства «жженая ложка»у.
При нарушениях вследствие сочетания (трех жизненных сил ) следует сочетать все методы лечения.
Подавленность души лечи обилием Дхармы и с помощью мирных слов. При повреждении от яда, полагайся на пилюлю, сделанную из:
дпа-сер
борца белого
борца красного
ре-рал
куркумы
«пахучей воды» [мочи]ф.
При изменениях, вызванных духамих, жги смесь из мочи, кала, желчи, ногтей, волос и кожи:
кошки
барана
совы
лисы».
Так было сказано.
[Тут закончена] семьдесят восьмая глава по лечению демонов, вызывающих помешательство, из книги глубочайших тайных наставлений, восмичленной амриты».
Примечания к главе 78
а. Необязательно физическое расстройство сердца, а сердечная болезнь, связываемая с сонливостью, недоеданием, отчаянием и т.п., а также слабость сердечного центра, которая вредит ветрам.
б. Озабоченность рассудка тревожными мыслями.
в. Путь ума есть обычное течение энергий пяти скандх по пятисосудам сознания. В данной ситуациион закупорен и изменен в важнейшем месте—центре сердца, где встречаются все эти сосуды.
Существует«шесть врат», или шесть сосудов сознания, ответвляюшихся от первого сосуда чувственного сознания, также соединенного с ними в этом месте. В других системах «шесть врат» и каналы сознания в сердечном центре описываются немного по-разному.
В комментарии «Лазурное Сияние» объясняется, что в центре сердечной чакры расположены восемь лепестков, окружающих центральный канал. В центре находятся четыре нерва (четыре главных лепестка), расходящиеся в четырех направлениях, а также идущий вверх и идущий вниз. Они-то и являются «шестью вратами».
Идущий в верхнем направлении - зеленый, и это есть сознание тела. Вниз - голубой, это сознание мысли. Направленный на восток (вперед) — черный, является сознанием слуха. На юг (в правую сторону)— красный, и это сознание зрения. На запад (назад)— желтый, сознание запаха. На север (влево)— белый, сознание вкуса.
Призраки входят с восточного и нижнего направлений. Они появляются в виде смятенных и взволнованных мыслей, вторгаются в жизненное пространство, и остаются там, извращая путь ума.
г. К примеру, кто-то, потеряв супруга, не перестает думать об этом, отчего печаль все возрастает и приводит к возникновению душевного беспокойства, замкнутого круга невротических мыслей, повторяющихся и усиливающихся с каждым повтором.
д. Даже хорошее питание и экстракты не приводят к выздоровлению тела в случае помешательства от отравления. Душа остается охваченой иллюзиями.
e. Поры или отверстия (бу-га). Не только внутренние каналы, но и внешние - поры кожи (в тибетской медицине кожа соотносится с сознанием), в случае их закупорки отрицательно влияют на умственную деятельность. Если прана проходит как следует, тогда ум функционирует гладко.
ж. Предварительные очистительные процедуры: массаж для ветра; очищение рвотой для слизи; ванны для желчи; кровопускания для крови (которую классифицируют иногда как четвертую жизненную силу).
з. Эта особая лечебная ванна для желчи называется Ванной Пяти Нектаров (бДук-рцилнга-лумс). Она состоит из: тамариска тибетского карликого рододендрона можжевельника эфедры
Tenacetum tomentosum -ароматического растения. К ним добавляют два главных противоветровых лекарства - мускатный орех и гвоздику, поскольку ветер страдает во всех случаях душевного расстройства. Все ингредиенты используются в равной пропорции и закупориваются в воздухонепроницаемом сосуде на пятнадцать дней, затем их помещают в воду для ванны, для брожения.
и. Кровопускания из большого пальца на ноге и из пальцев рук. Некоторые виды помешательства от жара и желчи связаны с избытком крови. «Кровопускание» включает также проверку тонких сосудов.
к. Трудно в приготовлении. Сначала составляющие растирают в порошок, после чего варят как суп. Соотношение порошка, молока и старого масла—1:6:3. Кипятят все вместе, как суп в течение примерно двух дней, пока не станет прозрачным. Затем хранят в холодном месте, пока не превратится в масло. Принимают по ложке утром и вечером.
л. Это сильное средство дают малыми дозами—в данном случае перорально. В Четвертой Книге оно предписывается при водянке. Передозировка смертельна.
м. «Меданг тхур-ма». Буквально огонь и ложка, что означает прижигание. Ложка - это железные, золотые или медные иглы. Тхур-ма также название лечебной травы, используемой в прижиганиях (трава спра).
н. Местами для прижигания здесь являются основание шеи и шестой позвонок вниз от основания шеи (седьмой шейный и четвертый грудной), а также солнечное сплетение.
о. Их превращают в порошок и дают в качестве предварительного средства при плохом пищеварении.
п. Принимать одну ложку порошка днем с горячей водой. При заболеваниях типа желчи лекарства должны даваться днем и вечером.
р. На подъеме ступни.
с. Готовят отвар и выпивают. Болезни слизи выходят со рвотой.
т. Соответствующие противослизистые продукты, такие как бурая мука, овощи, кукуруза, соевые бобы и органы животных— желудок и пр.— но не свежее мясо животных.
у. Для слизи точками являются центр живота и третий позвонок от основания шеи - третий грудной.
ф. Смешай порошок из вышеперечисленного с мочой красной коровы. Корова должна провести семь дней в доме и питаться чистой травой. Мочу следует взять на восходе солнца, процедить, и затем прокипятить с порошком, пока не превратится в густую пасту. Моча здорового и чистоплотного человека или животного, считается отличным антисептическим и антитоксическим средством. Ее можно прикладывать непосредственно к открытой ране для предотвращения заражения, если больше ничего нет. В данном случае используется для противодейтвия токсическому процессу.
х. Отсутствуют повреждения жизненных сил, ядов или эмоций, но силен демон безумия. Этот демон безумия не имеет своих собственных личных характеристик, в отличии от стихиалей в предыдущей главе.
О главе 79.
Классификация и характер воздействия демонов, вызывающих беспамятство (бржед-бйед-кйи гдон), главы 79 весьма сходны с Демонами из предыдущей главы, которые вызывают сумасшествие. В принципе различается только их воздействие.
Тогда как демоны главы 78 воздействуют на эмоции, как бы подстрекая чувства, демоны главы 79 воздействуют на умственную деятельность, в особенности на функцию памяти, вызывая ее повреждение, неправильное функционирование и потерю. Они высасывают из своих жертв способность к сосредоточению, вызывают потерю чувствительности, а в крайних случаях даже потерю памяти.
Обе эти группы демонов связаны с органическими и психологическими нарушениями, которые являются исходными причинами заболевания, позволяющими демонам овладевать своими жертвами во всех случаях, кроме одного. Единственное исключение - когда демон действует в одиночку. Случаи же, в обеих главах, где демон действует не один, иллюстрируют базисное положение о необходимости лечения органических психическщ причин психопатологии. Они могут быть и зачастую истолковываются, как не зависящие от демонов, поскольку воздействие демона вторично по сравнению с другими факторами.