Три подхода к проблемам психики
Все ярко выраженные особенности тибетского буддизма сходятся в его психиатрической традиции. Теория психиатрии, диагностика и лечение неразрывно связаны с тремя уровнями тибетской медицины: дхармическим, тантрическим и соматическим. Различные аспекты этих трех подходов к лечению по-разному используются в случаях психических расстройств. Ритуальные заклинания, мантры и другие религиозные практики; изменение диеты и среды (обитания); иглоукалывание и, главным образом, травяные препараты составляют курс лечения.
Психиатрическая традиция, которую мы собираемся подробно рассмотреть, не включает в себя психические расстройства детей и стариков. Это отдельные части данной медицинской традиции. Глава 73, третьей тантры « Чжуд-ши» перечисляет пятнадцать духов, которые, как считается, овладевают детьми и вызывают у них нервные расстройства. Считается, что дети крайне подвержены вторжению негативных сил, и нам советуют защищать их от этого, насколько это в наших силах. Никогда не следует, например, неожиданно пугать подростка, ибо как Раз в такие моменты заторможенного сознания, как в состоянии транса, вызванного испугом, и может произойти вторжение; то же может случиться, когда ребенок спит.
Лечение старческих болезней - один из восьми основных разделов тибетской медицины1. В нем рассмотрены вопросы омоложения и применения специальных препаратов для замедления процесса старения и оздоровления ума и тела. Много внимания уделяется жэнь-шеню.
Прежде чем мы приступим к рассмотрению тибетской психиатрии взрослых, полезно сделать обзор трех разных подходов к сумасшествию, выработавшихся в истории психиатрии, в том виде, в каком они относятся к тибетской системе, которая сознательно сплетает их необычным образом.
Подход магически-религиозный.Со времен древнейших человеческих культур, патологические состояния души и рассудка подвергались религиозному истолкованию. Одержимость злыми духами запечатлена почти всеми примитивными, племенными и шаманскими культурами. Этой точки зрения придерживаются также и мировые религии. Она, похоже, является древним поверьем, естественным толкованием неких загадочных патологических расстройств личности и поведения, которые характеризуют умственное заболевание.
Одержимость злыми духами - старейшая «допрагматическая» медицинская теория. В индуизме ведического периода, за тысячи лет до того, как развилась аюрведическая медицина, термин бхута-видья использовался для обозначения всех (а не только умственных) заболеваний, вызванных невидимыми силами. Позже бхута-видья стала названием четвертой ветви классической Аюрведы психиатрии и невропатологии, которая охватывала болезни, вызванные духами, включая эпилепсию, проказу и умственные заболевания.
В традиции тибетской психиатрии одержимость злыми духами - главная причина безумия. В этом религиозно-магическом подходе к болезни лечение включает тантрические и Логические практики («магия»), а также практику и применение Дхармы («религия»). Что касается «магии», то она нигде не достигала такого высокого уровня развития, как в Тибете. Эта страна всегда была известна как земля магии и магов, таинственное место, где монахи обладали гигантскими психическими и духовными силами. Тибет даже стал символом всего оккультного. В течение многих столетий под «магией» Тибета ошибочно понималась гнусная языческая некромантия, колдовство и прочая дьявольщина, недостойная называться религией, и уж тем более медициной.
К счастью, столь неверное понимание тибетского буддизма больше не является доминирующим. При изучении даже самых изощренных обрядов заклинания злых сил обнаруживается, что основанием этих магических практик служит Дхарма - в форме сострадания и желания счастья всем существам.
Религиозный подходк врачеванию душевных заболеваний подразумевает применение различных дхармических практик. Здесь следует заметить, что когда речь идет о дхармической медицине, имеется в виду не просто традиционная форма и практика ортодоксального буддизма (хотя, конечно, может означать и это), а героическое усилие по духовному продвижению от бессознательного к полному осознаванию. Одно из значений санскритского слово дхарма— «то, что удерживает на пути», пути истины и глубокого понимания. Тибетский аналог этого слова - чос - происходит от глагола 'чос, который означает «лечить, врачевать». Это позволяет провести медицинскую аналогию: практика Дхармы является средством излечения душевных и эмоциональных помрачений, наносящих вред и препятствующих просветлению.
Органический подход.Органический подход к психопатологии основан на теории трех доша, трех жизненных сил, - «рациональном», научном уровне тибетской медицины. Три жизненные силы в теле человека формируют психологические типы, у которых по различным причинам может возникать дисбаланс преобладающей у них от природы жизненной силы и проявляться в виде психопатологических расстройств. Более того, расстройства слизи, желчи и ветра на психическом уровне часто сопровождаются соответствующими физическими расстройствами.
Конечно же, Дхарма лежит в основе и этого подхода, ибо не следует забывать, что появление трех жизненных сил на физическом уровне вызвано прежде всего неведением, порождающим скверны отвращения и желания.
Отношения между тремя жизненными силами и тремя первичными умственными омрачениями и составляют основополагающую психосоматическую теорию тибетской медицины и психиатрии. Различные методы лечения и лекарственные средства применяются с целью влияния на сознание через тело.
Подразумевается, что тибетская медицина исходит из того, что эмоции обладают физиологическими функциями и имеют, вероятно, биохимические аналоги, открываемые ныне современной медициной (медиаторы нервных клеток). Более того, лекарства тибетской медицины включают такие вещества, нехваткой которых вызвано расстройство. И хотя тибетская медицина делает это, опираясь на свою систему понятий (5 элементов, вкусы, силы и т.д.) это перекликается с последними находками европейских исследователей: психоактивные препараты подражают собственной химии клеток тела.
Психологический подход. Три загрязнения ума, которые порождают жизненные силы. - это также три типа психических энергий. Чрезмерные смятение, ненависть или желание ведут к нарушениям психики. В целом психологический подход к психопатологии основан на Дхарме, ибо причина появления всего обусловленного существования есть функционирование зацикленного на себе «я», вследствие чего существует омраченность сознания.
На более непосредственном уровне психические нарушения понимаются как возникающие по причине эмоционального и умственного напряжения, стресса, проблем в любовных и семейных отношениях, при утрате имущества, положения и любимых, изоляции, угнетении, тревоге, чрезмерной усталости. Все это классифицируется в тибетской психиатрии как факторы, вызывающие «потерю сознания» в том или ином виде.
Дхарма - не только основа теории природы ума, это также лекарство, предотвращающее умственные заболевания. Она - строитель крепкого рассудка, который не так легко поддается воздействию эмоциональных нагрузок, интеллектуального напряжения и даже влияния злых духов. Вот что сказал один тибетский доктор, чтобы проиллюстрировать это: «Когда, например, люди теряют свою страну [как это случилось с тибетцами], полные печали и горя, они порой начинают терять и свой разум. Но, практикуя Дхарму, они помнят, что не единственные, кто испытывает страдания. Равным образом люди страдают повсюду»2. Это довольно горький пример того, как дхармическая медицина может обратить страдание в сострадание и мудрость вместо жалости к себе и безумия.