Приготовление лекарств и состояние ума

Лекарственные вещества почитаются за свою целительную силу. Хороший тибетский врач обращается с ними с должным уважением и относится к ним, как к подношению Будде Медицины.

Ни в коем случае не следует заниматься приготовлением лекарства без полной и совершенной преданности гуру и Будде Медицины. Не выказав преданности такого рода, невозможно получить даже наставлений по медицине. Тибетским врачам совсем неинтересно рассказывать свои секреты или убеждать кого бы то ни было. Они заинтересованы в поддержании чистоты самайи с Буддой Медицины, ибо отсюда исходит сила врачевания.

Начиная с того момента, когда врач собирается за лекарственными веществами, он отлично осознает, что состояние его ума является еще одним весьма важным фактором, влияющим на действенность лекарства. Когда он собирает растения, он не только учитывает состояние почвы, солнечного света и то, как они влияют на преобладающий элемент каждого растения, но он также представляет себя Буддой Медицины, а вещества, которые собирает, частью медицинской мандалы. Именно его чувствительность и ясность ума, а особенно чистота его намерения помогать другим, делает его способным приготовить хорошее лекарство в большей или меньшей степени.

Наставления по приготовлению лекарств излагаются в медицинских текстах обычно в тайной форме. Многое не договаривается — врачу положено знать все подразумеваемое. После того как врач собрал и высушил вещества, их следует очистить. Это могут быть «тонкие» яды и действительно токсичные вещества. Затем их отмеряют согласно пропорциям, указываемым в текстах.

Пока врач очищает и отмеряет составляющие, он должен сохранять сосредоточение. От этого его обращение с лекарствами выглядит часто очень грациозным: так простое расположение ингредиентов на тарелке или подносе превращается в построение мандалы, весьма искусный обряд, требующий полной осознанности. Затем ингредиенты измельчают, или перемалывают, как указывается в текстах.

Само составление и приготовление лекарства задействует духовное развитие врача, вкупе с его медицинскими познаниями. Приготовление любого лекарства начинается с молитвы. Ум врача должен оставаться совершенно чистым, а сам он должен обращаться со всеми веществами, будь то кошачий помет или цветы лотоса, с одинаковым почтением. В приготовлении лекарств нет места брезгливости. Какой бы длительной и трудоемкой ни была задача, врач должен оставаться в хорошем настроении, никогда не поддаваться скуке или привносить какие-либо дурные мысли или эмоции в процесс, поскольку последние крайне разрушительны и отравляющи.

Процесс приготовления лекарства, будучи начатым, не должен прерываться, вне зависимости от того, сколько дней это может занять (например, очистка ртути занимает по меньшей мере три дня). Перерыв в процессе может привести к потере лекарством своей силы.

С должной мудростью и искусными средствами что угодно может стать лекарством, как показывает история Атрейи и Дживаки. В силу того, что все вещи происходят из ума, в силу того, что все сложено из пяти элементов, в силу того, что все обладает природой взаимозависимого возникновения - все вещи взаимосвязаны. Все может быть использовано для того, чтобы вернуть телу его равновесие и гармонию.

Медицинская схема передней части тела из «Иллюстрированного атласа тибетско-монгольской медицины». Здесь изображено положение «секретных» точек, используемых при лечении различных заболеваний посредством прижигания, иглоукалывания, и т п.

Треугольник на грудной клетке изображает сердечный центр, где, как полагают, пребывает управление сознанием.

Прямо над углом треугольника, справа для смотрящего расположена точка «сумасшествия», вызываемого жизненным сосудом.

Лекарства и процедуры

Наиболее популярным методом приема лекарств является мягкий метод (джам-па че). Он подразумевает воскурение и вдыхание благовоний - методы весьма значимые в психиатрии и при нарушении ветра. Благовония составляются из большого количества различных трав и ингредиентов.

Существуют также особые травяные ванны, среди которых особенно известна одна, в которой используется пять трав, добавляемых в воду. Тибетские врачи при водолечении предписывают чудесные горячие источники, используя их различными методами. Лечебные растительные и животные масла используются для массажа и натирания тела. Высоко ценятся животные лекарственные масла (сман-мар). Чем старее масло, тем оно действеннее, потому что считается, что элементы в масле со временем становятся сильнее.

Существуют также сильные методы (цуб-че) лечения. Это кровопускание, прокалывание (пункции), прижигание и иглоукалывание. Иглоукалывание и прижигание делаются в небольшом количестве, и точек используется меньше, чем в китайской системе. Особые травяные смеси сжигаются на основных точках, тех же, что и для иглоукалывания (используемые при душевных расстройствах описаны ниже в примечаниях, следующих за текстами по психиатрии).

Лекарственные составы, принимаемые внутрь (травяные, минеральные и проч.) образует отдельную категорию. Эти лекарства могут быть приготовлены в виде пилюль, отваров (танман, упаренные экстракты), порошков, сиропов, растительных и животных масел (в данном случае для приема внутрь, а не для натрания), зольных лекарств (таль-ман), экстрактов (кан-да) и вин.

Лекарства принимаются вместе с каким-либо веществом - средством доставки лекарства по месту назначения (так называемый «конь»). Это может быть кипяченая вода, алкоголь (обычно это тибетское пиво, известное как чанг), сахар, патока или мед. Говорится, что действие лекарственных ингредиентов отличается соответственно доставляющему их средству.

Весьма почитаемым методом лечения в тибетской медицине является изменение образа жизни и питания, это самый мягкий вид лечения, к которому прибегают в первую очередь. Прочие категории лечения включают очистительные процедуры, такие как вызывание рвоты, которые могут быть целебны сами по себе или служить подготовкой для приема других препаратов.

Последний класс методов лечения известен как сильное, или коренное (раг-по че). Включает в себя неглубокую хирургию и прижигание и применяется в случаях крайней необходимости. Что касается общей хирургии, то она якобы применялась раньше в Тибете, но в девятом столетии после неудачной операции на сердце у матери царя была запрещена и почти полностью заброшена.

Наши рекомендации