Возмещение расходов и финансирование.

На ранних стадиях развития хоспис де­ржался главным образом на добровольцах. С ростом спроса возникла потребность в дипло­мированных сестрах и квалифицированных социальных работниках, занятых в хосписе целый рабочий день. Чтобы удовлетворить потребность, местные страховые организа­ции и фонды общин стали финансировать сначала рекламные проекты. Финансовая ба­за хосписов была укреплена принятым в 1982 г. федеральным Законом о налоговой и финансовой ответственности. Он предус­матривал возмещение расходов по хоспису для лиц, пользующихся правом на бесплат­ную медицинскую помощь. Предоставление подобной компенсации стало исторической вехой для хосписа по двум причинам: 1) это создало основу для компенсации расходов приблизительно для 70% общего числа всех больных, охваченных службой хосписа, и 2) это отменило систему оплаты в форме пла­ты за услугу, взимаемой с пациента, заменив ее предоплатой за каждого человека.

По данным страховых компаний и иссле­дователей (К. Брукс и К. Смит-Старуч, 1983), хоспис экономически выгоден для граждан. В настоящее время, однако, среди различных групп, пользующихся компенса­цией, существуют расхождения по вопросу о том, какие услуги необходимо компенсировать, каким должен быть уровень компенсации и как добиться того, чтобы качество служивания оставалось в центре внимания.

Современные тенденции и проблемы.

Первые 10 лет распространения хосписов в США обозначили две основные проблемы. Первая связана с критериями отбора и хоспис, которые лишают многих пациентов права воспользоваться услугами хосписа, Вторая состоит в том, что, при всей благотворности стабилизации финансирования хосписов, новый механизм возмещения расходов, обеспечивая выгодность хосписа в смысле затрат на оплату услуг, не учитывает при этом качества последних.

Большинство американских служб хосписа выдвигает в качестве условия для получения помощи по линии своих программ требование, чтобы у потенциального пациента хосписа был человек (обычно близкий член семьи), который оказывал бы ему основную помощь. Программа бесплатного медицинского обслуживания требует, чтобы по крайней мере 80% всего хосписного обслуживания обеспечивалось на дому, тем самым исключая из числа своих возможных клиентов больных, у которых нет постоянной сиделки и которым может потребоваться услуга хосписа в условиях стационара. Это несправедливо, поскольку одинокие люди в большей степени могут нуждаться в помощи хосписа.

Оказание качественной помощи по линии хосписа поставлено под вопрос в связи с введением системы компенсации, новой не только для хосписа, но и для всего американского здравоохранения. Начиная с 1982 г., когда установлена фиксированная посуточная оплата, хосписы столкнулись с необходимостью решать, какие виды услуг следует предоставлять в рамках фиксированною тарифа. Так что, если больной нуждается винтенсивной медицинской помощи, вероятнее всего, деньги пойдут именно на эти цели. Если не будет хватать средств для проведения консультаций, духовной помощи и поддержания усилий добровольцев, направленных на повышение качества жизни, программа хосписа может превратиться в обычную службу по оказанию помощи на дому для смертельно больных людей. Без учета человеческой личности в целом вся философия и ценность хосписа обречены на провал.

От того, как будут решаться эти проблемы, зависит будущая судьба хосписа в Америке. Работники, занятые в сфере хосписа, должны сделать систему услуг гибкой, чтобы она могла удовлетворить потребности всех потенциальных клиентов и обеспечить высокое качество их жизни, сверх медицинской помощи для каждого безнадежно больного человека, которого она обслуживает.

Линда Дж. Профит.

См. также: Больницы и социальная работа; Длительный уход за нетрудоспособны­ми. Переживание утраты.

'Brooks C.H., Smyth-Staruch К. (1983). Cost Savings of Hospice Home Care to Third-Party Insurers.— Cleveland, Ohio: Case Western Reserve University School of Medicine. Department of Epidemiology and Community Health. • KoffT. H. (1980). Hospice: A Caring Community. Cambridge, Mass.: Winthrop Pub­lishers. • National Hospice Organization (1984) .— Hospice News, 2(9), 1.

«Ц»

ЦВЕТНЫЕ МЕНЬШИНСТВА.

В 70-е годы в Соединенных Штатах про­изошли изменения в составе населения в ре­зультате иммиграции новых представителей меньшинств, а также увеличилось количест­во групп, которые стали называть себя "мень­шинствами" именно в этот период, хотя под­вергались угнетению и раньше. Эти группы включали женщин, инвалидов, гомосексуа­листов, лесбиянок, престарелых, всех людей с испанскими фамилиями и американцев мексиканского происхождения. Это было вызвано главным образом тем, что политика правительства в сфере распределения ресур­сов предоставила группам, имеющим статус меньшинств, право на улучшение неблаго­приятного социально-экономического поло­жения и доступ к структурам экономической поддержки.

Определение.

Трудно дать определение термину "мень­шинство" вследствие отсутствия научных критериев или стереотипов. Не существует ни четкого значения терминов "меньшинство" или "расовое меньшинство", ни соглашения об их использовании. Понятие расы является в высшей степени сложным, но в Америке оно традиционно ассоциировалось с меньшинст­вами. Даже тогда, когда это понятие рассмат­ривалось с абстрактной или теоретической точки зрения, значение для населения поли­тических, социальных и экономических ас­пектов брало верх над любой нейтральной концепцией.

Привилегии существуют и накапливают­ся от поколения к поколению. То же самое происходит и с законодательно закрепленны­ми преимуществами. Даже если можно было бы достичь согласия в вопросе научного опре­деления расы и было бы показано, что раса не имеет существенного значения для определения различий между людьми, это не изменило бы статуса тех, кто страдает от последствий того, что многие поколения испытывали на себе дискриминацию и угнетение в зависимости от расы. Цвет кожи, который ассоциируется с расой, по-прежнему будет оказывать влияние на социально-экономическое положение миллионов американцев. Расисты всегда использовали цвет кожи для дискриминации. В настоящее время социологи и со­циальные работники должны проявлять бдительность, так как нельзя исключать, что призывы не обращать внимание на цвет кожи могут быть использованы для того, чтобы избежать исправления результатов прошлой дискриминации.

Определения "меньшинства", в которых берется за основу пропорциональная численность, лишены логики и функциональности. Например, в Южной Африке численное меньшинство, осуществляющее контроль над материальными ценностями и государственными институтами, долгое время игнорировало законное стремление большинства насе­ления к свободе и уважению человеческого достоинства.

В других определениях "меньшинства" используются такие критерии, как социально-экономические условия существования и восприятие культуры, которые отводят пред­ставителям цветного населения место в самом нижнем конце шкалы власти и преимуществ.

Традиционная социальная политика включает все группы риска населения в кате­горию, которая требует защиты, поэтому со­циальные работники не поняли пока, как важно изучать подобные определения, а также различать уровни и виды угнетения. В такой ситуации полезно использовать ряд вспомогательных критериев, чтобы определить действительно ли данная группа населения нуждается в льготах: 1) отсутствие альтернатив предоставлению льгот; 2) предубеждения против группы стало распространяться не на отдельные личности, а на группу в целом; 3) предубеждение против группы укоренилось в культуре и в распределительной системе общества; 4) представители групп риска постоянно присутствуют в поле зрения общества и не имеют возможности самостоятельно выйти из ущемленного положения.

В Америке этим критериям отвечают негры, американские индейцы, испаноязычные, американцы азиатского происхождения.

Отметим также, что положение цветных женщин внутри расовых меньшинств хуже и намного безнадежнее, чем положение белых женщин. Белые женщины могут быть отстранены от сфер власти и финансов, но многие из них пользуются властью и материальными выгодами в качестве дочерей, жен и матерей, хотя проблема мужского шовинизма продолжает оставаться одной из главных. Происходящие изменения позволили белым женщинам оказаться в более выгодном положении по сравнению с представительницами цветных меньшинств. Вдвое больший доход белых семей увеличивает этот разрыв. Таким образом, цветные женщины сталкиваются с комплексом бед расизма, мужского шовинизма и бедности.

Это значит, что белые женщины находятся в более выгодном социальном положении. Благодаря своим индивидуальным или коллективным отношениям со структурами власти они имеют возможность использовать рычаги, которыми цветное население, независимо от своего пола, не располагает.

Наши рекомендации