Оперативные структуры и методы.

В организационном отношении общины могут различаться между собой по характеру и степени участия в их деятельности отдель­ных лиц и групп граждан, по составу населе­ния, по специфике и объему решаемых воп­росов, по источникам финансирования, видам программ и проводимых мероприятий. Организационные структуры также могут быть весьма различными — от квартальных клубов до строительных комплексов стоимо­стью в миллионы долларов, от групп с ограни­ченными членством и средствами, получае­мыми за счет благотворительности, до организаций, опирающихся на широкие го­сударственные, благотворительные, религи­озные и даже коммерческие источники финансирования. Эти структуры могут быть автономными и действовать в пределах одно­го микрорайона или входить в систему, вклю­чающую ряд городов и штатов. Они могут быть связаны с государственными и частными агентствами и ведомствами с децентрализо­ванным управлением или административной системой управления. Органы государствен­ной власти заключают соглашения с органа­ми общины на любом уровне для проведения тех или иных мероприятий В некоторых го­родах местное законодательство возлагает на органы общин определенные консультатив­ные и планирующие функции.

Местные общинные организации могут разрабатывать и осуществлять весьма масш­табные и сложные программы. Так, в Балти­море Юго-Восточная общинная организация основала корпорацию для предоставления коммунальных услуг микрорайонам и ввела в состав ее правления банкиров и местных жи­телей. Она учредила в сотрудничестве с пра­вительством и разными организациями так­же и другую компанию с целью обеспечить рабочие места и открыть возможности пред­принимательской деятельности для местных жителей. Под контролем общины основана компания по торговле изделиями престаре­лых и инвалидов, функционирует служба со­седских и семейных услуг, имеется пункт первой медицинской помощи, обслуживаю­щий 3 тыс. пациентов в неделю.

Развитие общины опирается на группу активистов, формирующуюся, исходя из воз­никающих потребностей, и сосредоточиваю­щуюся на вопросах, которые определяют чле­ны общины и аппарат организации. Предполагается, что лица, входящие в такие группы, работают на добровольной основе, выступая от имени общины и в возможных пределах пользуясь собственными ресурсами. Группа различными способами вознаграждает своих членов, например тем, что расширяет круг их познаний и навыков, помогает им раскрыть свои возможности, испытать свои силы, обрести уверенность в себе освоить умение руководить людьми. Достигается это в процессе работы над программами, реализуемыми в общине, которые могут непосредственно затрагивать и участников группы. Формы и методы работы в общине включают проведение конференций, оказание услуг, изучение проблем, подготовку экспертных заключений, обращение за субсидиями, работу со средствами массовой информации, переговоры, сделки, контроль за выполнением программ, проведение забастовок, бойкота, сидячих забастовок, публичных слушаний, митингов, кампаний гражданского неповиновения, принятие мер через законодательные и судебные органы.

Участие населения.

Участие населения — основная цель форма деятельности в общине. Оно имеет психологическое, социальное, административное и политическое значение. От этого участия нередко зависит успех или неуспех мероприятий, проводимых в интересах общины. Законодательство на федеральном уровне и в штатах дает гражданам право на участие во многих сферах государственной деятельности на уровне общины — от чисто формального присутствия до членства в административных органах и совместной выработки политики. Организации и агентства действующие в рамках общины, могут привлекать отдельных ее членов для полноправного участия или даже для контрольных функций при проведении в жизнь своих программ.

Мотивы участия представляют значительный практический интерес и являются предметом непрекращающихся исследований. Есть мнение, что индивиды действуют исходя скорее из осознанного личного интереса, чем из группового или коллективного. Другие исследователи полагают, что участие людей определяется рядом причин — от личной дружбы до недовольства социальными условиями. Считается, что роль стимула могут играть расовая принадлежность, уронь доходов, семейное положение, возраст и наличие собственного жилья. Значение этих факторов бывает различным, в зависимости от характера и задач данной организации. Например, периодическое участие в мероприятиях социальной поддержки в квартале требует таких мотивов, интересов и способностей, которые серьезно отличаются от причин, вызывающих социальный протест.

Результаты исследований дают основание полагать, что участие граждан в деятельности общины повышает их удовлетворенность окружающей социальной средой, порождает ощущение собственной способности воздействовать на социальную и политическую обстановку, смягчает чувство изолированности, усиливает позитивные моменты в поведении, улучшает отношения между соседями, снижает вандализм. Активное участие населения в деятельности общины ведет также к экономическим и политическим переменам как в ее жизнедеятельности, так и в жизни общества.

Наши рекомендации