Суды для несовершеннолетних.
На 1981 год в масштабах страны судами для несовершеннолетних было рассмотрено 1 348 000 дел, связанных с правонарушениями, совершенными подростками. Из них 159 000 дел представляли собой преступления против личности, 661 900 — имущественные преступления, 72 800 — нарушения законов о наркотиках, 206 000 — правонарушения общественного порядка и 248 300 дел были связаны с нарушением порядка (X. Шнайдер и др., 1983), т. е. конфликты юных нарушителей в семье, школе и т. п. Около половины всех дел, поступивших в суды для несовершеннолетних, были разрешены без формального слушания. Около одной пятой всех подростков, официально осужденных судами для несовершеннолетних, было направлено в исправительные заведения, а более половины были условно освобождены на поруки (X. Шнайдер и др., 1983).
Статистика другого рода — обзор событий одного дня—освещает проблему с другой стороны. В один из обычных дней 1981 г. 72 тыс. подростков были обвинены или уже осуждены и заключены в соответствующие учреждения. Вчетверо большее количество несовершеннолетних было осуждено условно или освобождено под честное слово и поступило под наблюдение общинных властей.
Преступность несовершеннолетних достигла наивысшей отметки несколько лет тому назад в связи с достижением подросткового возраста поколением "детского бума" (Р. Кейвэн, 1969; X. Шнайдер и др., 1983). Судам приходится рассматривать огромное количество дел. В то время, когда происходит стремительный рост количества детских правонарушений, законность судов для несовершеннолетних, как таковая, подвергается серьезным политическим нападкам слева и справа. Левые обвиняют суды в необоснованных вторжениях в жизнь подростков, не совершивших уголовных преступлений, в слишком частых отказах от должного ведения процессов над теми, кто оказался вовлеченным в правонарушения. Правые заявляют, что суды слишком снисходительны к подросткам, представляющим явную угрозу общественной безопасности.
Но как левые, так и правые задают вопрос об эффективности реабилитационных программ для подростков, которыми руководствуются суды для несовершеннолетних (Ф. Хеллум, 1979; Дж. Хацлер, 1982; Р. Макнейли, 1983). Левые подчеркивают, что хотя программы общинного надзора и исправительных учреждений считают свою деятельность реабилитационной, в действительности подростки подвергаются наказанию, и иногда суровому. Правые же утверждают, что эти программы скорее потворствуют детям, а не исправляют их и что для некоторых подростков полезнее именно наказание, а не реабилитация.
Таким образом, подвергаются сомнению предпосылки, на которых основана система правосудия для несовершеннолетних. Может ли государство выступать в роли благожелательного родителя при совершении детьми преступлений и следует ли ему выступать в этой роли? Когда и при каких обстоятельствах следует признавать детей ответственными за свои поступки? Знает ли общество, как реабилитировать несовершеннолетних правонарушителей? Эти вопросы приводят к изменениям в законах, судопроизводстве и отправлении правосудия для несовершеннолетних.
Из истории.
Первый суд для несовершеннолетних появился в 1899 г. в одном из округов штата Иллинойс (Д. Ротман, 1980; Э. Райерсон, 1978). Идея таких судов быстро развивалась, и к 1920 г. практически все штаты имели законные основания для учреждения судов для несовершеннолетних. Суды для несовершеннолетних явились результатом деятельности реформаторов Прогрессивной Эры, которые считали, что дети не являются окончательно сформировавшимися личностями и, значит, в отличие от взрослых преступников, не способны нести полную ответственность за противоправное поведение. Далее, считалось, что дети более податливы и легче поддаются исправлению, чем взрослые. Исходя из вышесказанного, реформаторы полагали, что процедуры уголовного суда неприемлемы по отношению к детям, а в исправительных учреждениях подростков следует скорее воспитывать, чем просто держать в заключении. Они были убеждены, что общество должно иметь законное право на вмешательство в тех случаях, когда подростки совершают не преступления, а проступки. В их представлении с появлением судов для несовершеннолетних создавалась система индивидуального подхода к детям, совершившим проступки, а также появлялась возможность для их исправления, судья же должен был выступать в роли благожелательного родителя.
Основной функцией судов для несовершеннолетних было освобождение на поруки, а судебными исполнителями выступали социальные работники. Судебный исполнитель, отвечающий за условное освобождение на поруки, должен был собрать все сведения, связанные с противоправным поведением несовершеннолетнего, — об истории его семьи, успеваемости в школе, посещаемости церкви, окружении ребенка. Он отвечал также за представление рекомендаций, на основании которых судья принимал решение по делу несовершеннолетнего. Далее, судебный исполнитель обеспечивал надзор за правонарушителем со стороны общины и патронажное обслуживание подавляющего большинства несовершеннолетних, осужденных судами. Постановка " диагноза" и определение меры исправления — иногда в общине, иногда за ее пределами — были обязанностью социальных работников. Освобождение несовершеннолетних на поруки, а также освобождение под честное слово — практика, которая возникла вслед за условным освобождением на поруки, — предполагали обеспечение обслуживания молодых людей и надзора за ними после их освобождения из исправительных учреждений. Ответственной работой судебного исполнителя и здесь занимались лица, обученные новой профессии социального работника.