Современные методологические подходы.
Хотя налицо значительное разнообразие целей, практических ролей и условий работы агентств и систем клиентов в рамках социальной работы и практики социального планирования и организации общин, существует некоторое единообразие в том, как осмысливаются средства достижения целей практической деятельности. Практику социального планирования и организации общин отличает применение разработанного алгоритма решения проблем. В самой общей форме данный алгоритм включает в себя определение и анализ проблемы, разработку плана действий, выполнение плана и оценку его результата, причем все эти этапы осуществляются в связке с системой клиентов. На этом отвлеченном уровне различные виды практики не только имеют общую методологическую структуру, но эта структура имеет установку на решение проблем таким же образом, как и традиционное решение конкретных проблем конкретных клиентов или социальных групп. Напомним, что такое традиционное решение состоит из исследования, постановки диагноза и собственно решения.
Причина, в силу которой в разнообразных видах практики социального планирования и организации общин применяется этот методологический подход, состоит в том, что процесс решения проблем содержит ряд этапов, каждый из которых требует выполнения определенных задач. Разные виды практики устанавливают разные связи с системой клиентов, когда практический работник может выступать в первую очередь как помощник, воспитатель, руководитель или защитник. Подобным образом относительная важность различных задач также изменяется в соответствии с альтернативными подходами к практике (Г. Брейгер и Г. Спехт, 1973; Р. Перлман и А. Гарин, 1972).
С начала 60-х годов деятельность по совершенствованию методологии осуществлялась в двух формах: 1) концептуальный анализ составных особенностей процесса решения проблемы и 2) эмпирический анализ попыток построить мост через пропасть между теорией и практикой.
Концептуальный анализ.
Процесс концептуального анализа включает разработку и уточнение различных этапов процесса решения проблемы, возможных способов решения задач, которые должны быть выполнены на каждом этапе. Выделяется от трех до восьми стадий в зависимости от того, насколько тонкую черту между взаимосвязанными видами деятельности хочет провести аналитик (А. Кан, 1969; Р. Перлман и А. Гарин, 1972, Г. Фримэн и К.Шервуд, 1970).
Теоретики практической работы отметили два основных типа задач, которые нужно выполнять на различных этапах, связанных с социополитическими и техническими особенностями процесса решения проблемы. В работе под редакцией Р. Крэмера и Г. Спехта (1975) отмечено, что технические аспекты этого процесса требуют, чтобы практический работник занимался решением аналитических задач, а социополитические аспекты требуют выполнения задач взаимодействия.
Аналитические задачи включают сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, уточнение целей, выбор политических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладного социального исследования и анализа политики социального обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствованных специфических приемов для использования в аналитических задачах, например социальное обследование, номинальное группирование для формулирования проблем, управление посредством целеналожения системы планирования, программирования и составления бюджета (Н. Гилберт и Г. Спехт, 1979). Задачи взаимодействия включают создание структур для общинного планирования и принятия решения, выдвижение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и облегчение связей, оговаривание условий и обмен мнениями между сторонами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы. Главное интеллектуальное и философское течение, связанное с задачами взаимодействия, включает понятия о социальном классе, структуре власти общины, а также расовой и этнической принадлежности. Разработка этих понятий является сравнительно новой областью для американской социальной мысли.
По меньшей мере два типа теоретических работ помогли осветить типы взаимодействия. Первый — перспективное рассмотрение условий практики социального планирования и организации общин, например, в концептуальных трудах Р. Уоррена (1963,1967) о межорганизационной сфере и общине как социальной системе, а также в анализе различных типов социальных систем Р. Майера (1972). Эти труды обращают внимание практических работников на такие элементы в общине, которые должны учитываться при разработке структур принятия решений и облегчения отношений по переговорам и обмену. При помощи системного анализа возможно определить компоненты общин и организаций, так же как и взаимодействие и взаимозависимость, которые их объединяют. Второй тип — теоретические перспективные разработки тактики, стратегии и использования ролей. Этот тип представлен разработкой техники вмешательства в труде Г. Спехта (1969) и в проведенном Р. Воланом (1971, 1980) анализе переменных, которые влияют на связь "работник планирования—клиент", объясняют важные проблемы, сопутствующие вмешательству, и возможные последствия различных альтернатив.
Хотя был достигнут значительный прогресс в освещении диапазона альтернатив в решении аналитических задач и задач взаимодействия, главным теоретическим вопросом для практики социального планирования и организации общин остается различие акцентов на технические и социополитические аспекты процесса решения проблемы (под ред.Н. Гилберта и Г. Спехта, 1977). Крайности данной альтернативы представлены конкурирующими представлениями о характере и процессе решения проблемы. Эти концепции известны как подход рационального принятия решений и "несвязанный инкрементализм". Подход смешанного просмотра, предлагаемый А. Этциони (1967), представляет среднюю позицию между этими крайностями, но вопрос наилучшим образом освещается путем исследования двух противоположностей.
При рациональном подходе к принятию решений метод решения проблем понимается как упорядоченное, логическое продвижение от диагноза к действию, основанное на анализе относящихся к делу фактов, теорий и ценностей. При помощи технических процедур определяются проблемы, взвешиваются альтернативные решения, разрабатываются программы и оценивается их эффективность. Таким образом может быть, вероятно, найдено правильное или "наилучшее" решение.
В отличие от рационального подхода к принятию решений, "несвязанный инкрементализм" не рассматривает решение проблемы как процесс глубинного анализа причинно-следственных связей, характерных для широкого спектра вариантов политического выбора. Как изложено в классическом описании "доведения дела до конца кое-как" (К. Линдблум, 1959), инкрементальный подход нацелен на достижение небольших успехов в решении проблем путем последовательных ограниченных сравнений между тем, "что есть" (существующего положения), и тем, "что приемлемо или выполнимо посредством изменения". Значение технических аспектов планирования "лучших" программных решений преуменьшается в пользу социополитического поведения, которое ищет соответствия по интересам. С этой позиции задачи взаимодействия, такие, как проведение переговоров, обмен, поиски компромисса и выработка согласия, предстают как доминирующие особенности процесса решения проблемы.
Признавая, что и рациональный и инкрементальный подходы к принятию решений являются полезными, практические работники постоянно сталкиваются с необходимостью выбора одного из них. Одним из оснований для выбора является рассмотрение типов проблем, с которыми пришлось столкнуться. Т. Картрайт (1973) разработал типологию проблем, основанную на ряде переменных в определении проблемы и той точности, с которой эти переменные могут быть установлены. На одном конце континуума находятся "простые" проблемы, которые могут быть решены исходя из рационального подхода к принятию решений. На другом конце располагаются "сложные" проблемы, которые более соответствуют инкрементализму. Согласно этой точке зрения, равновесие между аналитическими задачами и задачами взаимодействия, которые должен решить работник социального планирования и общинной организации, понимается как состояние динамического приспособления, когда акцент в работе смещается в соответствии с особенностями возникшей проблемы и тем, как она определена. Степень применения работниками планирования рационального и инкрементального подходов для решения проблем также связана с построением планирующих структур общины, в особенности с тем, в какой мере принимают участие в планировании группы по интересам.
Эмпирический анализ.
Практика социального планирования и организации общин выиграла также в последние годы от многочисленных эмпирических исследований, связанных с выполнением важных задач по решению проблем. Социологи, политологи и исследователи, связанные с социальной работой, провели исследования отношений между клиентами и практическими работниками, степени участия клиентов, качества выполнения социальными работниками своей роли, организационных изменений, определения проблем, распределения власти в общине, подходов к принятию решений, координации услуг и оценок программ. Согласно Дж. Ротман (1974), в период с 1964 по I 1970 г. были опубликованы отчеты о результатах почти тысячи исследований, связанных с данными проблемами. Сильный импульс для этих исследований дало федеральное правительство, которое пыталось оценить влияние поддерживаемых им программ социального действия в общинах. Программы "Война с бедностью", образцовых городов, проекты интеграции услуг Министерства здравоохранения и социального обеспечения США, а также общинные программы по вопросам душевного здоровья обслуживали те социальные сферы, в которых проводились эмпирические исследования, связанные с практической работой по социальному планированию и организации общин.
Эти исследования анализируют в основном состояние дел в организациях, структуры власти в общинах и программы планирования в одной или нескольких общинах. В общих чертах эти исследования дают хорошее представление о динамике практической работы, показывают активность населения. В некоторых исследованиях намечены практические выводы на основе полученных данных (например, Н. Гилберт, Г. Спехт и Д. Линдеман, 1981). Данные, полученные Гилбертом и соавторами, поднимают вопрос о желательности годичных циклов планирования, особенно в те периоды, когды финансы не увеличиваются. Они предполагают, что двух- или трехгодичные циклы планирования могут несколько ослабить действенность программ. Однако основная польза от эмпирических исследований заключается в совершенствовании практической базы знаний, доведении ее до высокого уровня абстрактности, формировании эмпирических моделей, что является серьезным вкладом в практическую работу.
По-прежнему невелико количество эмпирических исследований, имеющих прикладное значение. Но их количество растет. В настоящее время кодификация и апробирование принципов практической работы находятся в зачаточном состоянии. Однако по мере накопления эмпирических данных предпринимались попытки объединить эти знания в единое целое. Например, Дж. Ротман, Дж. Эрлих и Дж. Тереза (1979) предпринимали систематические попытки превратить эмпирические данные по таким аспектам практики, как исполнение роли и организационные изменения, в специфическое руководство к действию, которое выдержало испытание практикой и было усовершенствовано.
Процесс решения данной проблемы включает борьбу мнений различных слоев общины в отношении ценностей — мнений о том, какие проблемы стоит исследовать и какие результаты заслуживают обсуждения. Сторонники соперничающих аспектов социального планирования и организации общин продолжают избегать стабильного применения научного метода и технических решений, поэтому они являются источником напряженности, но в то же время вносят ту оживленность, которая является характерной чертой практики.
Образование.
Начиная с 1964 г. подготовку практических работников социального планирования и организации общин на факультетах социальной работы, пожалуй, лучше всего характеризуют три черты: разнообразие, количественный рост и усиление значимости технического мастерства. То разнообразие, которое отличает программы образования в практической социальной работе, стимулировалось огромным общественным возбуждением и изменениями, вызвавшими подъем профессиональной социальной работы в 60-е годы.
Профессиональная ориентация на практическую деятельность испытала сильное влияние трех обстоятельств: движения за гражданские права, которое было частью всеобщего стремления к прогрессивным изменениям в общественных отношениях, развития государственных программ, таких, как "Война с бедностью" и образцовых городов, а также обеспокоенности в 70-е годы проблемой институционального неравенства.
Школы социальной работы отреагировали на это экспериментированием и преобразованием учебных планов с учетом этих обстоятельств. Многие программы подготовки, основанные на традиционном триединстве: "работа по решению конкретных проблем конкретных людей — групповая работа — организация общин", уступили место новым моделям; по-новому формировались учебные планы; в некоторых из них придавалось особое значение подготовке специалистов широкого профиля, сведущих во всех трех методах. Другие программы были сфокусированы на подготовке по прямым и непрямым типам услуг или клиническому направлению и направлению социальных изменений. Программы подготовки по социальному планированию и организации общин числятся в различных разделах, таких, как "Организация, планирование и управление", "Планирование в общинах", "Социальная политика и обслуживание общин". Увеличение количества программ частично отразило резкое увеличение за этот период общего количества учащихся, факультетов социальной работы на аспирантском уровне (Ф. Левенберг (ред.), 1967,1970).
Таким образом, с середины 60-х до середины 70-х годов произошло много качественных изменений в подготовке работников социального планирования и организации общин. Объединение социологических теорий позволило выдвинуть соответствующие предложения по курсовому материалу, связанному с вопросами практики. В процессе преподавания политики социального обеспечения выработался более аналитический подход к обучению, дающий возможность изучать основные элементы программы, а не предлагать ряд программных описаний. А курсы, связанные с экономикой социального обеспечения, все чаще становятся частью учебного плана по социальному планированию и организации общин. Значительным событием стало внедрение во многие программы изучения компьютерной технологии и продвинутых исследовательских методов. Всеобщей тенденцией стало обращение к аналитическим способам решения проблем. По-видимому, эта тенденция заостряет внимание на подготовке к решению задач на взаимодействие, включая динамику группы и межличностные отношения, которые традиционно характеризовали процесс обучения социальному планированию и организации общин. Однако с 1979 г. начали терять свое значение программы высшей школы, стал уменьшаться и списочный состав учащихся. (В 1979 г. насчитывалось свыше 17 тыс. обучающихся на степень магистра, а в 1983 г. — менее 15 тыс. (А. Рубин, 1980, 1984). Более того, произошло пропорционально большее снижение количества обучающихся социальному планированию и организации общин: 340 (4,2% всех учащихся) в 1979 г. по сравнению со 163 (2,6% от всех учащихся) в 1983 г.
Существует несколько вариантов объяснения этих изменений. Еще в конце 70-х годов, когда у власти находилась администрация Дж. Картера, начала уменьшаться правительственная поддержка программ социальной работы и социального обеспечения, а также образовательных программ в сфере социальной работы. В 80-е годы, в период администрации Р. Рейгана, этот процесс приобрел ускоряющийся темп. Были упразднены многие федеральные программы, которые поддерживали виды деятельности по организации и планированию, например управление услугами в общинах. Многих потенциальных студентов, конечно, отпугнуло сокращение поддержки образовательных программ по социальной работе, а также мнение, что в социальной работе нет перспективных возможностей получения профессий, ибо их престижность падает. Вдобавок консервативное в целом настроение американского общества в 80-е годы привело к тому, что все меньшее число студентов обращается к программам обучения, главными проблемами которых являются общинное действие, общественное изменение и социальная справедливость.