Непосредственное обеспечение услугами.
Агентства, основной целью которых является предоставление социальных услуг, таких, как помощь в решении конкретных проблем, консультации и помощь в ведении домашнего хозяйства и др., зависят от внешних ресурсов и санкций. Хотя работа по социальному планированию и организации общин является вторичной функцией таких агентств, она становится все более необходимой в наше время, когда высоко ценятся отчетность агентств и участие общественности.
Социальное действие.
Организации, которые пытаются вызвать социальные изменения, обычно не занимаются социальным и культурным развитием какой-то определенной категории своих членов (хотя могут пополнять свои ряды за счет определенных групп населения), не согласуют деятельность отдельных агентств, не обеспечивают прямых услуг. Они считают, что важно изменение как таковое. Например, Национальная организация за права женщин, "Общий путь" имеют весьма неконкретные цели. Деятельность организации направлена на улучшение социального и экономического положения женщин, а "Общего пути" — на повышение ответственности правительства перед избирателями. Исторически организации социального действия складывались как социальные движения, когда большое число лиц собирается вместе, чтобы действовать на основе глубоко прочувствованного убеждения в социальной несправедливости окружающей действительности (К. Кинг, 1956).
Социальное действие может включать политическую деятельность, например лоббирование, демонстрации, обращения к общественному мнению и подрывную деятельность. Оно может касаться небольшого числа людей, например жителей одного района, которые просят полицию о более эффективной защите, или носить широкомасштабный характер (лоббирование за принятие законодательства, защищающего права потребителей). Хотя лишь самые драматические, общенародные виды деятельности становятся известны как социальные движения, отличительные особенности всех видов социального действия одинаковы безотносительно к сфере действия организации.
Об истории общин.
Работа по социальному планированию и организации общин началась с программ практической деятельности, разработанных двумя важными социальными движениями XIX в.: обществами по организации благотворительной помощи и благотворительными учреждениями для бедняков (под ред. Р. Крэмера и Г. Спехта, 1983).
В конце XIX — начале ХХв. частная филантропия играла большую роль в социальном обеспечении общины, помощи бедным и зависимым в США. Движение обществ по организации благотворительной деятельности, начавшееся в 80-х годах XX в., развивалось по образцам Лондонского общества благотворительной помощи и искоренения нищеты. Это была первая попытка добиться какого-то порядка в социальном обеспечении, и ее организаторы считали, что они могут помочь в решении проблем несправедливого распределения благотворительных фондов, мошенничества и других теневых спутников благотворительности.
Реформаторы, связанные с благотворительным движением за улучшение условий жизни, строили многие свои программы в расчете на социальное действие, нацеленное на принятие социального законодательства для облегчения жизни трудящихся. Движение обществ по организации благотворительной деятельности стремилось помочь людям приспособиться к разным социальным ситуациям, используя "научные" способы оказания помощи.
Распределение фондов и их эффективное использование.
Впервые Советы общин по благотворительной деятельности и Советы социальных агентств были образованы в 1908 г. Продолжая усилия начатые движением обществ по организации благотворительной деятельности, они добивались эффективности, централизации и специализации в области добровольческого социального обеспечения; эффективного руководства при совместном планировании и стандартных условиях обслуживания. Эти цели сохранились у современного продолжателя Советов общин — движения "Общий путь". Термин "организация общины", впервые использованный организацией американских социологов и преподавателей для взрослых перед первой мировой войной, был принят на вооружение практическими работниками соответствующих агентств. Во время первой мировой войны расширились услуги по удовлетворению запросов военнослужащих и перемещенных семей. В области социального обеспечения этот рост услуг сопровождался созданием организаций "военной казны", которые были централизованными агентствами по освоению фондов. Они были созданы для эффективного использования фондов и координации услуг. Эти организации стали провозвестниками появления Объединенных благотворительных фондов и Советов социальных агентств — движения, которое явилось первой широкомасштабной попыткой всеохватывающего общинного планирования и контроля благотворительных фондов. В первые десятилетия XX в. основная задача практической работы по социальному планированию и организации общин состояла в распределении фондов между агентствами социального обеспечения. Эта задача была подобна тем, которые встали перед промышленностью в условиях роста крупных корпораций и поиска методов рационализации управления производством. Филантропы и бизнесмены поддерживали развитие более рационального контроля, бюджетного планирования, создание системы филантропической помощи. Добровольческие организации, поддерживаемые отдельными лицами, были тогда основными субъектами социального действия.
Практика социального планирования и организации общин была направлена на достижение большего контроля и порядка в сферах благотворительности и социальных изменений. В значительной степени эта практика была связана с филантропическими агентствами, находилась под их влиянием и имела своей целью главным образом повышение эффективности их деятельности (Р. Лубоув, 1965).