Участие в социальных изменениях.

Последняя проблема связана с "привати­зацией" и, возможно, является самой фундаментальной. Коротко говоря, она состоит в том, исчерпывается ли причастность социальных работников к производству исключительно предоставлением услуг, или же они могут выступать также агентами социальных перемен. Это старая проблема (М. Ричмонд, I 1917; У. Шварц, 1969; Г. Виленски и Г. Лебо, 1958).

С этим вопросом неразрывно связана проблема социального контроля, касающаяся того, должны ли профессиональные социальные работники в сфере производства обслуживать в первую очередь отдельных лиц или нанимающие организации. По мнению Р. Бакалински (1980), "забота о благосостоянии людей со стороны отдельных лиц или на коллективной основе традиционно является задачей социальной работы. Промышленность, с другой стороны, видит основную ценность в производстве и прибылях. Люди pассматриваются как товар, имеющий ценность лишь как средство достижения основной цели производства".

Т. Уолден (1978) задал вопрос о том, должны ли социальные работники обслуживать только индивидуальные потребности pa6очих или же начать организованно решать такие коллективные проблемы, как опасные условия труда, дегуманизация работы и т. д.

Готовность социальных работников под­нимать эти вопросы обнадеживает. Существует опасность того, что социальные работники в сфере производства будут больше заниматься социальным обслуживанием, а не проблемами социального изменения. С пере­ориентацией задач связан определенный риск, который необходимо осознать и обсу­дить способы, помогающие избежать его, с тем чтобы практические социальные работ­ники могли стать агентами социального контроля и предоставлять социальные услуги.

Однако в данном случае невозможно найти простой или исчерпывающий ответ. Социальные работники сталкиваются с подобными дилеммами в таких областях, как го­сударственное социальное обеспечение, исп­равительные учреждения, обслуживание наркоманов и детское социальное обеспечение. Основной вопрос, который должны зада­вать себе социальные работники, состоит в следующем: "Чьими представителями мы являемся?" Ясное представление о своей роли и функциях означает, что в центре внимания всегда будут находиться люди и что социаль­ные работники должны совершенствовать организационные формы, с тем чтобы осущест­влять необходимое посредничество между отдельными лицами и их окружением. В со­циальной работе на производстве не в мень­шей степени, чем в любой другой практиче­ской области с ограниченными, казалось бы, возможностями, практики должны строго следовать своему двойному предназначе­нию — оказывать социальные услуги и быть проводниками социальных изменений. В этом состоит историческое предназначение их профессии.

Тенденции и планы.

Распространение и развитие социальной работы в сфере производства происходит быстрыми темпами, которые сохранятся, оче­видно, и в ближайшем будущем. Можно с уверенностью предсказать, что число практических работников в этой области значитель­но возрастет и они будут осознавать себя как социальные работники, подготовленные к практической деятельности и обладающие необходимыми знаниями, ценностными установками, умениями, профессиональными стандартами. Это изменение произойдет в результате признания профессией социальной работы на производстве. Однако свою роль здесь сыграет тот факт, что через 10 лет боль­шинство социальных работников в производственной сфере получит необходимую специализацию либо в процессе учебы в высших школах социальной работы, либо в рамках программ непрерывного образования.

Хотя сейчас образование по производст­венной социальной работе заканчивается присвоением степени магистра, в скором бу­дущем оно будет увенчиваться получением степени доктора. Должны быть пересмотре­ны стандарты для обладателей степени бака­лавра, хотя по этим программам обучения специализация проводиться не будет. Будет увеличиваться количество школ со специали­зацией по социальной работе в сфере произ­водства. Успех существующих школьных программ, заинтересованность в открытии новых рынков для приложения сил выпуск­ников этих школ, новые программные стан­дарты, в которых подчеркивается необходи­мость специализации на выпускном уровне, — вот факторы, которые будут спо­собствовать увеличению количества школ со специализацией по социальной работе на производстве.

Трудовые и промышленные организации будут вводить все больше программ по обслу­живанию людей. Естественно, что для созда­ния этих программ и управления ими они будут привлекать профессиональных соци­альных работников. Дальнейшее развитие получат разнообразные модели обслужива­ния, в том числе обслуживание на контракт­ной основе. Произойдет заметное увеличение занятости социальных работников в государ­ственном и некоммерческом секторах.

С официальным признанием новой обла­сти социальной работы и ее значения для профессионального цеха начнется формиро­вание структуры постоянных клиентов производственной социальной работы. Фак­торами, свидетельствующими о зрелости со­циальной работы в производственной сфере, станут постоянные региональные и нацио­нальные конференции, выпуск профессио­нального журнала по данной специальности и официальное учреждение стандартов по обучению и практической деятельности. Без­условно, социальная работа на производстве имеет будущее.

Пол Курцман.

См. также: Организационные связи местной общины; Социальная ответственность корпораций.

• Akabas S. Н, KurzmanP. A, KolbenN. S. (Eds.) (1979). Labor and Industrial Settings: Sites for Social Work Practice. N. Y.: Columbia University, Hunter College, Council on Social WorkEducation. • AkabasS. H., KurzmanP.A. (1982). The Industrial Social Welfare Specialist: What's So Special? In: S. Akabas, P. Kurzman (Eds.). Work, Workers and Work Organizations: A View From Social Work (chap. 9). Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall. • Bakalinsy R. (1980). People vs. Profits: Social Work in Industry.— Social Work, 25(6), 471—475. • Brooks P. R. (1975). Industry-Agency Program for Employee Counseling.— Social Casework, 56(7), 404—410. • Department of Economic and Social Affairs (1971). Industrial Social Welfare. N. Y.: United Nations. • Erfurt /., Foote A. (1977). Occupational Employee Assistance Programs for Substance Abuse and Mental Health Problems. Ann Arbor: University of Michigan & Wayne State University. • Feinstein В. В., Brown E. G. (1982). The New Partnership: Human Services, Business and Industry. Cambridge, Mass.: Schenkman Publishing Co. • GlasserM. A., et al. (1975). Obstacles to Utilization of Prepaid Mental Health Care.— American Journal of Psychiatry, 132(7), 710—715. • KahnA. J. (1973). Social Policy and Social Services (chap. 3). N. Y.: Random House. • Kurzman P. A., Akabas S. H. (1981). Industrial Social Work as an Arena for Practice.— Social Work, 26(1), 52—60. • LeavittR. L. (1983). Employee Assistance and Counselling Programs: Findings From Recent Research on Employer-Sponsored Human Services. N. Y.: Community Council of Greater New York. • Masi D. (1984). Designing Employee Assistance Programs. N. Y.: American Management Association Publications. • McBroom E., et al. (Eds.) (1984). Industrial Social Work.— Social Work Papers (Los Angeles: University of Southern California School of Social Work), 18(1, entire issue). • McGowan B. G. (1984). Trends in Employee Counselling. Elmsford. N. Y.: PergamonPress. • Ozawa M. N. (1980). Development of Social Services in Industry.— Social Work, 25(6), 464—470. • Popple P. R. (1981). Social Work Practice in Business and Industry: 1875— 1930.— Social Service Review, 55(2), 257— 269. • Richmond M. E. (1917). Social Diagnosis. N. Y.: Russell Sage Foundation. • Rostow W.W. (1971). Stages of Economic Growth (2nd ed.). Cambridge, England: Cambridge University Press. • Schwartz W. (1969). Private Troubles and Public Issues: One Social Work Job or Two?— Social Welfare Forum, 1969 (p. 22—43). N. Y.: Columbia University Press. • Social Work and the Workplace. (1982). Practice Digest, 5(2, entire issue). • Spiegel H. (1974). Not For Work Alone: Services at the Workplace. N. Y.: Urban Research Center, Hunter College. • Thomlison R.J. (Ed.) (1983). Perspectives on Industrial Social Work Practice. Ottawa: Family Service Canada Publications. • Titmuss R. M. (1968) Commitment to Welfare. N. Y.: Pantheon Book.v • VinetM., JonesC. (1981).SocialServicesaml Work: Initiation of Social Workers into Labor and Industry Settings. Seattle: Washington Stale Chapter, National Association of Social Workers • Walden T. (1978). Industrial Social Work. Л Conflict in Definitions.— NASWNews, 23(5), 3• WeinerH. /.,etal. (1971).TheWorldofWork and Social Welfare Policy. N. Y.: Columbia University School of Social Work. • Weim-r H. J., Akabas S. H., Sommer J. J. (1973) Mental Health Care in the World of Work. N. Y.; Association Press. • Wilensky H. L., Lebeaux C.N. (1965). Industrial Society and Social Welfare. N. Y.: Free Press. • Yasser R., Sommer J. J. (1975). One Union's Social Service Program.— Social Welfare Forum, 1974 (p. 112—120). N. Y.: Columbia UniversMy Press.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБЩИНАХ По данной общей теме см. статьи:   Здравоохранение: планирование Организация и управление в соци­альной работе: тенденции и про­блемы Планирование и управление Политический анализ: методы и при­емы Социальное планирование Социальное планирование в госу­дарственном секторе Социальное планирование в добро­вольческом секторе Социальное планирование и органи­зация в местных общинах Территориальная община: социаль­ные действия Территориальная община: теория и исследования Территориальная община: эволю­ция Участие граждан в социальных про­граммах  

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И КОМ­ПЬЮТЕРИЗАЦИЯ. См. Информаци­онное обеспечение принятия управленческих решений; Информационные системы в аген­тствах; Информационные системы: дан­ные о клиентах; Компьютеризация.

Наши рекомендации