Социальная работа и социальные службы.

Сложность современного общества, бур­ное развитие знания и связанная с ним потребность в специализации, наличие инсти­туционализированной базы для продолжения обучения, а также рост психологических, со­циальных и финансовых возможностей, даваемых профессиональным статусом, — все эти факторы способствовали зарождению и распространению в XX в. целого ряда новых профессий.

Если в прошлом веке Джон Стюарт Милль мог утверждать, что "университеты не являются местом профессионального обуче­ния", то сегодня почти невозможно найти крупный университет, который не давал бы профессионального образования. Многочис­ленные государственные органы удостоверя­ют, лицензируют и регистрируют все возра­стающее количество профессионалов. Трудно представить себе современное инду­стриальное, урбанистическое и информаци­онное общество без специализированных профессиональных групп, компетентных в разных областях социально значимой челове­ческой деятельности.

Изменяющийся характер профессий.

Профессия основывается на специализи­рованной массе теоретических знаний, кото­рые передаются при помощи системы слож­ной подготовки. Представители профессии, связанные сетью общепринятых норм и мо­ральным кодексом, являются экспертами в своих областях практической деятельности и признаются таковыми обществом в целом. Считается, что профессионал должен обладать чувством уверенности, способностью са­мостоятельно регулировать свою деятельность, стремлением предоставлять услуги и понимать работу скорее как призвание, не­жели как способ зарабатывания средств к су­ществованию (А. Карр-Саундерс и П. Уильсон, 1933; Э. Гринвуд, 1957; Дж. Густафсон, 1982). В совокупности эти установочные ас­пекты считаются центральными в профессиональной модели (Р. Холл, 1968; Э. Грин­вуд, 1981). Исходя из этого, основными характеристиками профессии являются по­знавательная, нормативная и монополисти­ческая, все другие характеристики являются, в сущности, производными.

Распространенный подход к изучению профессий — составление перечня их иде­альных типичных черт (А. Флекснер, 1915; Э. Гринвуд, 1957) и затем вынесение сужде­ния о том, какие роды деятельности обладают этими чертами, — оказался недостаточным для объяснения природы профессий. Некото­рые фундаментальные изменения наблюда­ются сегодня в образе действий профессиона­лов, например: 1) трактовка дел юристами на основе фактора случайности; 2) частота воз­буждения дел против врачей, допустивших преступную небрежность при лечении; 3) признание права пациента на касающую­ся его информацию; 4) практика спонсорства со стороны третьих лиц; 5) процесс корпоратизации американского здравоохранения (X. Рейр, 1984); 6) отмена запрета на рекла­му в традиционных профессиях, таких, как медицина и право; 7) национализация меди­цины в некоторых странах и, соответственно, привлечение большого числа врачей на госу­дарственную службу; 8) объединение уни­верситетской профессуры и 9) увеличение числа профессионалов, занятых на службе в больших разветвленных организациях.

Эти изменения обусловили необходи­мость пересмотра многих аспектов профес­сий, которые раньше считались их характер­ными признаками (Дж. Каллен, 1978). Наряду с этим представление о профессии как единой или однородной заменяется при­знанием того факта, что профессиональный цех часто бывает неоднородным или плюра­листичным, примиряющим разнообразные фракции, группы и точки зрения (Р. Бучер и А. Страусс, 1961).

Социология видов занятости дает сегодня более дифференцированное и менее оптими­стическое описание профессий, чем прежде. Структурный подход к изучению профессий дополняется подходами с точки зрения про­цесса и противоречий (Э. Гринвуд, 1981). Наблюдения за работающими профессионалами обнаруживают несоответствие между нормативными характеристиками профес­сий, признаваемыми более или менее апри­орно, и реальной практикой (И. Эпштейн и К. Конрад, 1978; Д. Остин, 1983).

Профессиональный статус дает зарабо­ток, неприкосновенность, привилегии и авто­номию. Таким образом, профессия может рассматриваться не просто как призвание, а как дело группы людей, объединенных общи­ми интересами и озабоченных профессио­нальным заработком, вознаграждением, ува­жением и влиянием. Следовательно, изучение профессий нельзя отделить от ана­лиза социальной стратификации (Д. Рушмейер, 1964; М. Ларсон, 1977; Дж. Каллен, 1978).

Наши рекомендации