Движение за помощь семье (семейная традиция).
Современная социальная работа с семьей не может быть понята в отрыве от центральных тем и теоретических достижений в области семейной терапии и смежных областях, в отрыве от деятельности пионеров семейной терапии, а также от различных практических подходов, которые накоплены за годы существования семейной терапии. Хотя детальное рассмотрение этих успехов не входит в задачу данной статьи, все же остановимся на основных фигурах и главных тенденциях.
Некоторые считают, что ведущую роль в истории играют "великие первопроходцы", тогда как другие пытаются объяснить основные теоретические достижения сложившимися обстоятельствами, условиями времени. Семейная терапия возникла и получила распространение благодаря и творческим людям, и благоприятным интеллектуальным социальным сдвигам. Очевидно, что полномасштабная революция парадигмы, как определил это Т. Кун (1962), созревала в течение нескольких десятилетий и имела своими результатами представление о семье как о системе и всеобщее внимание к семье. К нашей теме здесь имеет отношение следующее: в центре интереса оказались не "предметы", "сущности" (реальности) или "истины" а форма, структура, модель, а точнее сказать — взаимоотношения между объектами. Если раньше основными вопросами, касающимися проблем семьи или отдельного человека, были: "Что произошло?", "Что здесь не соответствует нашим понятиям о норме?", то теперь задают другие вопросы: "Каковы взгляды этой семьи на себя и окружающий мир? Каковы ее система ценностей и типичные взаимодействия?", "Что в этой семье поддерживает стабильность и приводит к изменению и что помогает ей успешно взаимодействовать с окружающим миром?" Теоретические достижения, имеющие место в рамках данной, набирающей силу традиции, включают в себя общую теорию систем, кибернетику, гештальт-психологию, различные теории общения и экологические теории. Этим теоретическим достижениям способствовали и шли параллельно с ними эпистемологические сдвиги в физике, биологии, философии, лингвистике, антропологии и социологии — в сущности, почти во всех областях знания. Все это отразилось на социальной работе и семейной терапии, поскольку стремление понять поведение человека скорее в терминах его взаимосвязей с окружающим миром, нежели в терминах замкнутой внутренней сущности стало решающим теоретическим постулатом. Кроме того, в гуманитарных и социальных науках стало еще более очевидно, что люди являются "открытыми системами", влияющими на формирование других и формирующимися в ходе жизни, посредством обоюдных и многосторонних взаимодействий с их социальной и природной средой. Именно в контексте этого нарождающегося мировоззрения в начале 50-х годов стала развиваться семейная терапия — совершенно спонтанно и независимо в разных частях страны — усилиями исследователей и практиков.
На западном побережье в Пало-Альто, Калифорния, антрополог Грегори Бейтсон, чьи работы сохраняют свою значимость по сей день, возглавил команду исследователей, занимающихся проблемами коммуникации, особенно в рамках семьи, один из членов которой болен шизофренией. Публикация результатов исследования (Г. Бейтсон и др., 1956) имела огромное значение. В этой статье было введено понятие двойного узла и высказано предположение о том, что шизофрению следует рассматривать как адаптивную peaкцию, приспособление к парадоксальным моделям общения в рамках семьи. Вскоре результаты этих исследований стали использоваться при оказании помощи социальными работниками (здесь следует вспомнить Вирджинию Сэйтир).
Одновременно новые подходы к решению проблемы семьи развивались и на восточном побережье. Первым специалистом, решившим рассматривать семью как единое целое, читается Дж. Бэлл, психолог, работающий в университете Кларка в Уорчестере, Массачусетс. Среди первопроходцев надо отметить также Натана Аккермана, который пришел к исследованию семьи через психоанализ и детскую психиатрию. Используя психоаналитические понятия в непосредственной работе с семьей и тесно сотрудничая с социальными работниками, он основал (1957) клинику психического здоровья семьи в Еврейском центре обслуживания семьи в Нью-Йорке. В 1961 г. Аккерман вместе с Доном Джексоном создал журнал "К теории шизофрении" — перный журнал, полностью посвященный вопросам теории и практики семейной терапии. В 1958 г. он опубликовал свой первый труд по семейной терапии "Психодинамика жизни семьи".
Мюррей Боуэн, исходя из своего исследовательского интереса к симбиозу, в середине 50-x годов стал изучать вопросы семейных отношений в одной из клиник. Он перешел на работу в Национальный институт психического здоровья в Вашингтоне и приступил к разработке известного проекта, который заключался в следующем. Семьи, имеющие детей с различными отклонениями, направлялись в клиники, где объединялись в группы с целью прохождения курса семейной терапии (М. Боуэн, 1978). Основное внимание Боуэн постепенно начал уделять семьям, члены которых являлись представителями разных поколоний, а также индивидуальной работе со взрослыми членами таких семей. Его целью было создание модели системной терапии. Основой этой модели должно было стать изменение взаимоотношений внутри семьи.
Хотя Сальвадор Минухин начал свою работу с семьями почти десятилетие спустя, его нововведения и влияние заставляют считать его одним из основателей теории семейной терапии. Минухин начал свою работу с семьей в рамках программы для детей-правонарушителей. Именно из опыта этой работы возникла структурная семейная терапия и появилось замечательное исследование "Семьи трущоб" (С. Минухин и др., 1967). Впоследствии Минухин возглавил Филадельфийскую детскую клинику, где он, работая в разные годы вместе с Джейн Хейли, Марианной Уолтерс, Гарри Апонте и др., создал один из наиболее крупных и многопрофильных центров. Часто работая с трудными семьями, находящимися в бедственном положении, Минухин и его коллеги превыше всего ставили взаимоотношения семьи с экологической средой, а также структуру и организацию семьи как таковой.
В последнее десятилетие многие социальные работники внесли заметный вклад в развитие семейной терапии в форме исследований, публикаций и обучения персонала. Особо следует отметить Линн Хофман, Монику Макголдрик, Пегги Папп, Элизабет Картер, Ольгу Сильверштейн, Гарри Апонте и Марианну Уолтерс. Кроме того, среди членов Ассоциации специалистов по семейной терапии — небольшой организации, в которую принимаются только те специалисты, которые имеют достаточный опыт в области семейной терапии (в проведении исследований, обучении и т. д.), социальные работники составляют довольно высокий процент. Аналогичная ситуация имеет место и в Ассоциации специалистов по терапии семьи. Однако многие из ведущих в этой области социальных работников сами считают себя (или же их считают другие люди) не социальными работниками, а семейными терапевтами.
Ход развития семейной терапии несет в себе не только политический, но и гораздо более глубокий идеологический и практический смысл. Основанная на различных подходах, оценках и взглядах ее основоположников, семейная терапия развивалась в виде разных, иногда конкурирующих школ. Хотя в центре внимания всех исследователей находится семья, а также существуют общепризнанные понятия и концепции, какой-то общей и цельной теории или практической технологии не существует. Без сомнения, это вполне нормальная ситуация, та фаза развития, когда молодые ученые ставят под вопрос, углубляют идеи пионеров семейной терапии, осмысливают свои расхождения с ними.