Движение за помощь семье (семейная традиция).

Современная социальная работа с семьей не может быть понята в отрыве от централь­ных тем и теоретических достижений в обла­сти семейной терапии и смежных областях, в отрыве от деятельности пионеров семейной терапии, а также от различных практических подходов, которые накоплены за годы суще­ствования семейной терапии. Хотя детальное рассмотрение этих успехов не входит в задачу данной статьи, все же остановимся на основ­ных фигурах и главных тенденциях.

Некоторые считают, что ведущую роль в истории играют "великие первопроходцы", тогда как другие пытаются объяснить основ­ные теоретические достижения сложивши­мися обстоятельствами, условиями времени. Семейная терапия возникла и получила распространение благодаря и творческим лю­дям, и благоприятным интеллектуальным социальным сдвигам. Очевидно, что полно­масштабная революция парадигмы, как оп­ределил это Т. Кун (1962), созревала в тече­ние нескольких десятилетий и имела своими результатами представление о семье как о си­стеме и всеобщее внимание к семье. К нашей теме здесь имеет отношение следующее: в центре интереса оказались не "предметы", "сущности" (реальности) или "истины" а форма, структура, модель, а точнее ска­зать — взаимоотношения между объектами. Если раньше основными вопросами, касающимися проблем семьи или отдельного чело­века, были: "Что произошло?", "Что здесь не соответствует нашим понятиям о норме?", то теперь задают другие вопросы: "Каковы взгляды этой семьи на себя и окружающий мир? Каковы ее система ценностей и типичные взаимодействия?", "Что в этой семье поддерживает стабильность и приводит к изменению и что помогает ей успешно взаимодействовать с окружающим миром?" Теоретические достижения, имеющие место в рамках данной, набирающей силу традиции, включают в себя общую теорию систем, кибернетику, гештальт-психологию, различные теории общения и экологические теории. Этим теоретическим достижениям способствовали и шли параллельно с ними эпистемологические сдвиги в физике, биологии, философии, лингвистике, антропологии и социологии — в сущности, почти во всех областях знания. Все это отразилось на соци­альной работе и семейной терапии, посколь­ку стремление понять поведение человека скорее в терминах его взаимосвязей с окружающим миром, нежели в терминах замкнутой внутренней сущности стало решающим теоретическим постулатом. Кроме того, в гуманитарных и социальных науках стало еще более очевидно, что люди являются "откры­тыми системами", влияющими на формирование других и формирующимися в ходе жизни, посредством обоюдных и многосто­ронних взаимодействий с их социальной и природной средой. Именно в контексте этого нарождающегося мировоззрения в начале 50-х годов стала развиваться семейная тера­пия — совершенно спонтанно и независимо в разных частях страны — усилиями исследователей и практиков.

На западном побережье в Пало-Альто, Калифорния, антрополог Грегори Бейтсон, чьи работы сохраняют свою значимость по сей день, возглавил команду исследователей, занимающихся проблемами коммуникации, особенно в рамках семьи, один из членов ко­торой болен шизофренией. Публикация ре­зультатов исследования (Г. Бейтсон и др., 1956) имела огромное значение. В этой статье было введено понятие двойного узла и высказано предположение о том, что шизофрению следует рассматривать как адаптивную peaкцию, приспособление к парадоксальным моделям общения в рамках семьи. Вскоре результаты этих исследований стали использоваться при оказании помощи социальными работниками (здесь следует вспомнить Вирджинию Сэйтир).

Одновременно новые подходы к решению проблемы семьи развивались и на восточном побережье. Первым специалистом, решив­шим рассматривать семью как единое целое, читается Дж. Бэлл, психолог, работающий в университете Кларка в Уорчестере, Масса­чусетс. Среди первопроходцев надо отметить также Натана Аккермана, который пришел к исследованию семьи через психоанализ и де­тскую психиатрию. Используя психоаналитические понятия в непосредственной работе с семьей и тесно сотрудничая с социальными работниками, он основал (1957) клинику психического здоровья семьи в Еврейском центре обслуживания семьи в Нью-Йорке. В 1961 г. Аккерман вместе с Доном Джексоном создал журнал "К теории шизофрении" — перный журнал, полностью посвященный вопросам теории и практики семейной тера­пии. В 1958 г. он опубликовал свой первый труд по семейной терапии "Психодинамика жизни семьи".

Мюррей Боуэн, исходя из своего исследо­вательского интереса к симбиозу, в середине 50-x годов стал изучать вопросы семейных отношений в одной из клиник. Он перешел на работу в Национальный институт психиче­ского здоровья в Вашингтоне и приступил к разработке известного проекта, который за­ключался в следующем. Семьи, имеющие детей с различными отклонениями, направля­лись в клиники, где объединялись в группы с целью прохождения курса семейной терапии (М. Боуэн, 1978). Основное внимание Боуэн постепенно начал уделять семьям, члены которых являлись представителями разных поколоний, а также индивидуальной работе со взрослыми членами таких семей. Его целью было создание модели системной терапии. Основой этой модели должно было стать из­менение взаимоотношений внутри семьи.

Хотя Сальвадор Минухин начал свою ра­боту с семьями почти десятилетие спустя, его нововведения и влияние заставляют считать его одним из основателей теории семейной терапии. Минухин начал свою работу с семьей в рамках программы для детей-право­нарушителей. Именно из опыта этой работы возникла структурная семейная терапия и появилось замечательное исследование "Семьи трущоб" (С. Минухин и др., 1967). Впоследствии Минухин возглавил Филадельфийскую детскую клинику, где он, работая в разные годы вместе с Джейн Хейли, Мариан­ной Уолтерс, Гарри Апонте и др., создал один из наиболее крупных и многопрофильных центров. Часто работая с трудными семьями, находящимися в бедственном положении, Минухин и его коллеги превыше всего стави­ли взаимоотношения семьи с экологической средой, а также структуру и организацию семьи как таковой.

В последнее десятилетие многие социаль­ные работники внесли заметный вклад в раз­витие семейной терапии в форме исследова­ний, публикаций и обучения персонала. Особо следует отметить Линн Хофман, Мони­ку Макголдрик, Пегги Папп, Элизабет Кар­тер, Ольгу Сильверштейн, Гарри Апонте и Марианну Уолтерс. Кроме того, среди членов Ассоциации специалистов по семейной тера­пии — небольшой организации, в которую принимаются только те специалисты, кото­рые имеют достаточный опыт в области се­мейной терапии (в проведении исследова­ний, обучении и т. д.), социальные работники составляют довольно высокий процент. Аналогичная ситуация имеет место и в Ассоциации специалистов по терапии семьи. Однако многие из ведущих в этой об­ласти социальных работников сами считают себя (или же их считают другие люди) не социальными работниками, а семейными терапевтами.

Ход развития семейной терапии несет в себе не только политический, но и гораздо более глубокий идеологический и практиче­ский смысл. Основанная на различных под­ходах, оценках и взглядах ее основоположни­ков, семейная терапия развивалась в виде разных, иногда конкурирующих школ. Хотя в центре внимания всех исследователей нахо­дится семья, а также существуют общепризнанные понятия и концепции, какой-то об­щей и цельной теории или практической технологии не существует. Без сомнения, это вполне нормальная ситуация, та фаза разви­тия, когда молодые ученые ставят под вопрос, углубляют идеи пионеров семейной терапии, осмысливают свои расхождения с ними.

Наши рекомендации