Родители как клиенты социальной службы.

Американское общество предъявляет все более высокие требования к родителям в от­ношении воспитания детей, хотя оно и не ориентировано преимущественно на удов­летворение нужд детей. Большое значение придается тому, чтобы отцы и матери созда­вали оптимальные условия для роста и разви­тия младшего поколения. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улуч­шения процесса воспитания детей, но нет разногласий относительно необходимости помочь родителям.

Основываясь на своем обширном опыте специалиста по оказанию помощи семьям, В. Сэйтир в 1972 г. охарактеризовала воспи­тание в семье как, возможно, самую трудную в мире работу и выразила убеждение в том, что необходимы широкомасштабные мероп­риятия для обучения родителей.В том же духе высказывается Т. Гордон (1970), крити­куя ситуацию, когда вина за проблемы детей возлагается на родителей, и, призывая актив­нее помогать отцам и матерям успешно вос­питывать свое семейство.

Объединение усилий государственных ведомств и частных организаций в деле обу­чения родителей произошло на Националь­ной конференции по социальной работе в мае 1954 г. Уже тогда меры помощи родителям рассматривались как неотъемлемая часть культуры современного общества.

В сфере образования, как отметили Р. Стром и А.Джонсон (1974), только с 1971 г. педагоги и федеральное правительст­во перешли от попыток преодолеть родитель­ское влияние на детей к оказанию помощи семье. Они объясняют это изменение тем, что появилось множество исследований, которые в 60-х годах подтвердили воздействие родите­лей на самосознание и языковое развитие де­тей. По мнению авторов, из этого признания родительского влияния логично вытекала не­обходимость создания широких учебных про­грамм для родителей. В течение последних двух десятилетий социальные работники, за­нятые в различных агентствах, включили этот вид помощи в число услуг первостепен­ной важности. Такие учреждения, как шко­лы, психиатрические заведения, агентства и департаменты социальных услуг и больницы, в своей практической и исследовательской деятельности стали уделять первостепенное внимание работе с родителями.

Наибольшее распространение получили программы, в которых делается упор на по­мощь в установлении правильных взаимоот­ношений с ребенком и разрешение возникаю­щих проблем. В этой последней области практическая направленность социальной работы оказывается весьма полезной при со­ставлении программ и выработке методики обучения. Социальные работники во всех уч­реждениях с большой пользой участвовали во всех типах родительской учебы, о которых речь пойдет ниже.

Курсы родительских знаний.

Первой программой учебы для родителей, развернутой на национальном и между­народном уровнях, были Курсы родитель­ских знаний (КРЗ), организованные Томасом Гордоном в 1970 г. При участии под­готовленных инструкторов, из которых мно­гие были социальными работниками, более 300 тыс. отцов и матерей прошли обучение в рамках этой программы.

В основе КРЗ лежит идея обязательной оценки проблемы, позволяющая родителям понять разницу между допустимым и недопу­стимым поведением. Эта разница определяет выбор приемов для разрешения возникаю­щих трудностей.

Когда дело касается проблем самих детей, то здесь искусство заключается в том, чтобы участливо выслушать ребенка и этим поощ­рить его готовность поделиться своими чувст­вами и заботами в атмосфере благожелатель­ных, ненавязчивых отношений с родителями. Этот метод позволяет точно сформулировать проблему и стимулирует самостоятельные усилия ребенка по ее разрешению. Такой подход к общению с ребенком требует отказа от вынесения суждений относительно пра­вильности его эмоциональной и познаватель­ной реакции. Родителей обучают расшифровывать исходящую от детей информацию и через обратную связь сообщать о своем пони­мании его мыслей и чувств. Ожидается, что в результате ребенок будет более самостоятель­но анализировать причины своих поступков, что создаст условия для самомотивированно­го разрешения им возникших проблем.

Родителям советуют отвечать на непра­вильное поведение ребенка, сообщая ему о своих чувствах в связи с его поступками и разъясняя последствия этих поступков. Т. Гордон называет этот способ общения ме­тодом "Я", поскольку в нем делается упор ско­рее на ощущения родителей ("Я"), чем ребенка («Ты»). Но при этом инициатива измене­ния поведения остается за детьми. Родители же должны внимательно анализировать их реакцию в ходе конфликта. Действия по методу "Я" считаются эффективными также в том случае, когда нужно поощрить хорошее поведение ребенка.

Курсы родительских знаний делали упор на изменение внешней среды в качестве способа разрешения конфликтов, на отказ от принятия авторитарных решений в случае расхождения во взглядах и на использование шестиступенчатой демократической модели урегулирования проблем. Преподаваемые на курсах методы контрастировали с авторитар­нoстью или вседозволенностью и обладают преимуществами демократического подхода, основанного на достижении согласия и выгоды для обеих сторон.

Социальные работники, использующие модели КРЗ, прибегают к различным формам и методам обучения, включая магнитофон­ные записи, короткие лекции, инсценировки, дискуссии, моделирование ситуаций руководителем группы, тетради с упражнениями для проработки дома и непосредствен­ное применение полученных знаний в реаль­ных ситуациях. Разработанная Т. Гордоном программа включает восемь групповых занятий с целью произвести такие изменения в поступках и поведении родителей, которые улучшили бы отношения между ними и детьми и атмосферу в семье в целом.

Наши рекомендации