Родители как клиенты социальной службы.
Американское общество предъявляет все более высокие требования к родителям в отношении воспитания детей, хотя оно и не ориентировано преимущественно на удовлетворение нужд детей. Большое значение придается тому, чтобы отцы и матери создавали оптимальные условия для роста и развития младшего поколения. Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения процесса воспитания детей, но нет разногласий относительно необходимости помочь родителям.
Основываясь на своем обширном опыте специалиста по оказанию помощи семьям, В. Сэйтир в 1972 г. охарактеризовала воспитание в семье как, возможно, самую трудную в мире работу и выразила убеждение в том, что необходимы широкомасштабные мероприятия для обучения родителей.В том же духе высказывается Т. Гордон (1970), критикуя ситуацию, когда вина за проблемы детей возлагается на родителей, и, призывая активнее помогать отцам и матерям успешно воспитывать свое семейство.
Объединение усилий государственных ведомств и частных организаций в деле обучения родителей произошло на Национальной конференции по социальной работе в мае 1954 г. Уже тогда меры помощи родителям рассматривались как неотъемлемая часть культуры современного общества.
В сфере образования, как отметили Р. Стром и А.Джонсон (1974), только с 1971 г. педагоги и федеральное правительство перешли от попыток преодолеть родительское влияние на детей к оказанию помощи семье. Они объясняют это изменение тем, что появилось множество исследований, которые в 60-х годах подтвердили воздействие родителей на самосознание и языковое развитие детей. По мнению авторов, из этого признания родительского влияния логично вытекала необходимость создания широких учебных программ для родителей. В течение последних двух десятилетий социальные работники, занятые в различных агентствах, включили этот вид помощи в число услуг первостепенной важности. Такие учреждения, как школы, психиатрические заведения, агентства и департаменты социальных услуг и больницы, в своей практической и исследовательской деятельности стали уделять первостепенное внимание работе с родителями.
Наибольшее распространение получили программы, в которых делается упор на помощь в установлении правильных взаимоотношений с ребенком и разрешение возникающих проблем. В этой последней области практическая направленность социальной работы оказывается весьма полезной при составлении программ и выработке методики обучения. Социальные работники во всех учреждениях с большой пользой участвовали во всех типах родительской учебы, о которых речь пойдет ниже.
Курсы родительских знаний.
Первой программой учебы для родителей, развернутой на национальном и международном уровнях, были Курсы родительских знаний (КРЗ), организованные Томасом Гордоном в 1970 г. При участии подготовленных инструкторов, из которых многие были социальными работниками, более 300 тыс. отцов и матерей прошли обучение в рамках этой программы.
В основе КРЗ лежит идея обязательной оценки проблемы, позволяющая родителям понять разницу между допустимым и недопустимым поведением. Эта разница определяет выбор приемов для разрешения возникающих трудностей.
Когда дело касается проблем самих детей, то здесь искусство заключается в том, чтобы участливо выслушать ребенка и этим поощрить его готовность поделиться своими чувствами и заботами в атмосфере благожелательных, ненавязчивых отношений с родителями. Этот метод позволяет точно сформулировать проблему и стимулирует самостоятельные усилия ребенка по ее разрешению. Такой подход к общению с ребенком требует отказа от вынесения суждений относительно правильности его эмоциональной и познавательной реакции. Родителей обучают расшифровывать исходящую от детей информацию и через обратную связь сообщать о своем понимании его мыслей и чувств. Ожидается, что в результате ребенок будет более самостоятельно анализировать причины своих поступков, что создаст условия для самомотивированного разрешения им возникших проблем.
Родителям советуют отвечать на неправильное поведение ребенка, сообщая ему о своих чувствах в связи с его поступками и разъясняя последствия этих поступков. Т. Гордон называет этот способ общения методом "Я", поскольку в нем делается упор скорее на ощущения родителей ("Я"), чем ребенка («Ты»). Но при этом инициатива изменения поведения остается за детьми. Родители же должны внимательно анализировать их реакцию в ходе конфликта. Действия по методу "Я" считаются эффективными также в том случае, когда нужно поощрить хорошее поведение ребенка.
Курсы родительских знаний делали упор на изменение внешней среды в качестве способа разрешения конфликтов, на отказ от принятия авторитарных решений в случае расхождения во взглядах и на использование шестиступенчатой демократической модели урегулирования проблем. Преподаваемые на курсах методы контрастировали с авторитарнoстью или вседозволенностью и обладают преимуществами демократического подхода, основанного на достижении согласия и выгоды для обеих сторон.
Социальные работники, использующие модели КРЗ, прибегают к различным формам и методам обучения, включая магнитофонные записи, короткие лекции, инсценировки, дискуссии, моделирование ситуаций руководителем группы, тетради с упражнениями для проработки дома и непосредственное применение полученных знаний в реальных ситуациях. Разработанная Т. Гордоном программа включает восемь групповых занятий с целью произвести такие изменения в поступках и поведении родителей, которые улучшили бы отношения между ними и детьми и атмосферу в семье в целом.