Помощь в использовании ресурсов.
Способствовать тому, чтобы клиенты помогали самим себе, — значит дать им возможность расширить свою компетенцию и свои способности, поверить в свои силы, научиться самоконтролю и позитивной самооценке, умению управлять собой и своими общественными ролями. Социальные работники по сути своей профессии действуют в этом направлении, помогая клиентам умножить свои возможности и эффективность действий, добиваясь успехов, общественного признания и внутреннего удовлетворения.
Использовать комплекс личных и общественных ресурсов — значит привлечь то, что находится вне человека, и объединить с тем, что заложено в нем самом. Это значит также наладить процесс участия людей в естественном движении ресурсов, присущем общественному бытию. Как указывала Р. Смолли (1953), таким образом, происходит творческое выражение стремления человека к цельности и росту, которое предполагает веру в свои способности, часто, несмотря на неопределенность грядущих результатов. Идеальная цель социальной работы — освободить клиента от необходимости обращаться за помощью, чтобы он мог самостоятельно разбираться в возникающих проблемах и решать их.
Метод практической социальной работы, который предполагает помощь клиентам в мобилизации, реализации и умножении их внутренних ресурсов, заслуживает самой высокой оценки и представляет собой часть той терапии, о которой так настойчиво говорят многие социальные работники. Однако все шире признается, что терапия в социальной работе, как и вся практическая социальная работа, часто имеет в виду и использование общественных ресурсов. При этом клиент должен также отчетливо представлять себе, что от него требуется определенный уровень компетентности, чтобы получить и оптимальным образом использовать эти ресурсы. Указанный аспект методологии и теории социальной работы еще не привлек того внимания, которого заслуживает. Если практические работники будут лучше понимать важность общественных и личных ресурсов в деле оказания социальной помощи, это даст им возможность более сознательно и квалифицированно действовать во всех случаях вмешательства.
Макс Сипорин
См. также: Естественные источники помощи; Защита прав клиента; Посреднические услуги в практической социальной работе; Ресурсы клиента: мобилизация и координация; Управление финансами.
• Foa U.G. (1971). Interpersonal and Economic Resources.— Science, 171 (2), 345— 351. • Hartman A. (1983). Theories for Producing Change. In: D. Rosenblatt, D. Waldfogel (Eds.). Handbook of Clinical Social Work (p. 97—109). San Francisco: Jossey-Bass.
I LaufferA. (1982). Getting the Resources You Need. Beverly Hills, Calif.: Sage Publications. • SmalleyR. E. (1953). Mobilization of Resources Within the Individual.— Social Service Review, 27(3), 300—307. • Tlwmas D. (1975). Said Mice "The Great Question Certainly Was, at?"—SocialWorkToday, 6(17),544—547.
РЕСУРСЫ КЛИЕНТА: МОБИЛИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ.
К ресурсамможно отнести все, что воспринимается индивидом как необходимое для его благосостояния. Следовательно, внимание и поддержка являются ресурсами не в меньшей мере, чем жилье и финансовая помощь. Ресурсы смыкаются с социальной терапией. Как указывал Г. Гамильтон (1951), "ресурсы и есть терапия, а социальная работа помогает человеку правильно ими пользоваться".
Участники дискуссий по проблемам ресурсов исходят из того, что в количественном и качественном отношениях ресурсы нейтральны и достаточно подготовленный практик может без труда ими воспользоваться. Однако в реальной жизни, чтобы получить доступ к необходимым ресурсам, приходится иметь дело с теми, кто ими распоряжается, — отдельными лицами, группами лиц или организациями. Поэтому проблема упирается не в техническое исполнение, а в межличностные отношения.
Мобилизация ресурсов.
Усилия по мобилизации ресурсов предпринимались уже на заре существования социальной работы как профессии. Но сама концепция начала приобретать популярность лишь в 60-е годы. Под мобилизацией понимаются меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиентов в тех или иных ресурсах. М. Коэн (1974) определяет мобилизацию как "выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом", как "изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми община или клиент еще не воспользовались". Мобилизация — это не мероприятие чисто интеллектуального плана, а попытка убедить других действовать в определенных направлениях. Например, социальный работник в больнице, пытаясь получить средства на строительство дешевых квартир для нуждающихся пациентов, может действовать как через персонал больницы, так и через представителей общины, с тем, чтобы заручиться поддержкой общественности. Социальный работник в общине в свою очередь может не только непосредственно воздействовать на потенциальных спонсоров, но и формировать общественное мнение в пользу расширения соответствующих видов деятельности.
В целом задача человека, занимающегося привлечением ресурсов, носит в высшей степени политический характер. Ф. Рабинович (1970) характеризует его как лицо, которое "генерирует, конструирует и выстраивает в определенном порядке" такие составляющие, как преданность делу, интерес, мотивация и поддержка. Он всегда активен, всегда в движении, всегда экспериментирует, ведет переговоры.
Стремление к мобилизации обычно возникает там, где социальные ресурсы раздроблены, скудны, не соответствуют текущим потребностям или находятся в прямом противоречии с ними. Человек, занимающийся изысканием и привлечением ресурсов, приобретает особую значимость в глазах практиков социальной работы, так как и он, и они часто действуют в одной и той же сфере. Перед ними стоит несколько задач.
Основные задачи.
Выяснение обстановки. Необходимо досконально изучить социальные условия и правила поведения, принятые в данной среде, и познакомиться с нужными людьми. Эта информация поможет определить, к кому следует обратиться, какие существуют препятствия и какие способы действий приемлемы для тех, кто нуждается в помощи. Сведения можно получить при непосредственном знакомстве с ситуацией, а также через коллег, сослуживцев, клиентов, сотрудников других агентств. Полезно запускать "пробные шары", чтобы получить представление о возможной реакции.
Умение заинтересовать. Это следует делать таким образом, чтобы значимость той или иной проблемы возросла в глазах всех причастных лиц. Социальный работник, занимающийся мобилизацией, должен уметь заставить других рассматривать данный вопрос как крайне важный или, по меньшей мере, весьма острый. Заседая в комиссиях, используя средства информации(включая служебную переписку), следует убеждать других, что дело является не только жизненно необходимым, но и безотлагательным.
Разработка стратегии. Нужно иметь план, обеспечивающий максимальные результаты. Его исходными пунктами обычно являются: занятие выгодных для себя позиций; подключение наиболее гибких звеньев в системе; применение рычагов воздействия, способных "разоружить" систему и нацелить ее в свою пользу; использование фактора внезапности. Имеется много впечатляющих примеров применения этих приемов, почерпнутых из разнообразного опыта социальной работы в различных системах.
Поиск союзников. Поскольку в вопросе мобилизации ресурсов часто приходится встречаться с оппозицией, эта работа не может увенчаться успехом без активной поддержки извне. Чтобы заручиться ею, следует более гибко реагировать на нужды значительных группировок. Отдельные лица или группы людей редко помогают человеку, если он не приносит им пользу. Так, сотрудник агентства может развивать тесные рабочие контакты с коллегами, лишь, будучи уверенным, что при необходимости он может на них рассчитывать. Работник, действующий в общине, завоевывает симпатии представителей местного населения, оказывая им услуги в надежде на то, что они при необходимости окажут ему содействие. Подобные сделки полезны не только в плане организации поддержки, но и в целях сохранения ее в дальнейшем.
Сохранение необходимого темпа. Меры по мобилизации ресурсов начнут пробуксовывать, если их организатор ослабит нажим. Следует демонстрировать сторонникам, что их усилия приносят плоды, не забывая подчеркивать, что результаты могут быть еще лучше, стоит только постараться. После того как все, кто распоряжается ресурсами, задействованы, их готовность оказать помощь нужно реализовать самым эффективным образом и за самое короткое время. Именно на этом этапе центральной становится проблема координации.
Координация ресурсов.
Многие специалисты считают координацию управленческим процессом, в результате которого индивидуальные цели и действия согласуются в интересах решения совместно определенной задачи. Поэтому, координируя использование ресурсов, практик стремится добиться слаженности действий, имея в виду извлечение максимальной пользы для клиента. Координаторы государственных программ в области здравоохранения и социального обеспечения, например, часто "дирижируют" услугами, предоставляемыми рядом местных агентств, чтобы необходимая помощь дошла по назначению. Б. Рейнольде (1972) лаконично определяет координацию как "меры, принимаемые с целью создать слаженно работающее целое", но предупреждает, что частям этого целого нужно помогать соотнести себя с целым, ощутить себя важной, не изолированной составляющей общего процесса.
Методы координации.
Обычно практики стараются координировать усилия распорядителей ресурсов, используя один или несколько методов — заключение соглашения, убеждение, формирование коалиции, оказание влияния. Для удобства изложения каждый из них рассмотрим в отдельности, хотя в жизни они часто накладываются друг на друга.
Заключение соглашения.В процессе взаимодействия каждая сторона убеждает другую пойти ей навстречу, предлагая необходимые ресурсы и угрожая их лишением. Социальный работник, например, может настаивать на том, чтобы члены семьи следовали его указаниям, угрожая в противном случае прервать с ней отношения. И напротив, семья может достичь своих целей, поступая в соответствии с пожеланиями социального работника. Для осуществления соглашения требуются определенные условия. Во-первых, каждая сторона должна иметь нечто, что можно было бы предложить партнеру. Во-вторых, обе стороны должны желать и быть способны заключить соглашение. В-третьих, необходимо вести переговоры на основе искренности, честности и добропорядочности. Бывает и так, что соглашения заключаются в конфликтной ситуации, причем каждая из сторон стремится выиграть.
Убеждение. В отличие от соглашения, в основе которого лежат отношения обмена, убеждение носит побудительный характер: одна сторона стремится к тому, чтобы другая восприняла ее основные интересы и цели. Это достигается, главным образом, благодаря использованию дара убеждения, когда оппоненту внушается, что цели социального работника совпадают с его собственными. В распоряжении практиков много способов убеждения. Например, в вопросах здравоохранения они обычно апеллируют к профессиональным ценностям, таким, как "преемственность ухода" и "благо пациента", относящимся к высокочтимым идеалам медицинского обслуживания. Другой распространенный прием заключается в том, чтобы представить свое предложение как плод консенсуса ("все согласны с тем, что..."). Тем самым тот, кто распоряжается ресурсами, даже если и испытывает некоторые колебания, бывает вынужден пойти навстречу предложению, чтобы не выступать против целой группы Убеждение порой отвергают, если считают его надувательством. Возможно, порой это действительно так, но это не меняет того, что убеждение является основой добровольного сотрудничества.
Формирование коалиции. Практики часто стремятся скоординировать свои действия, цели, усилия и ответственность путем создания коалиций, т. е. объединения двух и более лиц для достижения определенных целей. Для формирования коалиции требуется: 1) признание общности интересов участников; 2) сохранение верности ее целям, желание и потребность предоставить на ее благо те или иные ресурсы или услуги; 3) готовность развивать или пересматривать достигнутые соглашения, с тем, чтобы привести их в соответствие с изменяющимися потребностями участников. Существует много примеров успешной координации ресурсов благодаря созданию коалиций. Например, формирование группы, состоящей из юристов и специалистов-медиков, для посредничества в бракоразводных делах; или сотрудничество персонала больниц и общинных агентств при решении вопроса о выписке пациентов; или установление отношений партнерства с родителями детей, находящихся в интернатах, для проведения профилактики в отношении таких семей. Подобные меры особенно эффективны в период финансовых трудностей и нехватки ресурсов, поскольку способствуют объединению знаний экспертов и возможностей тех, в чьем ведении находятся ресурсы.
Использование влияния.Это эффективный способ координации, когда лица, распоряжающиеся ресурсами, ведут себя непоследовательно или отказываются от сотрудничества. Чаще всего он применяется в социальных агентствах, сотрудники которых наделены юридической или административной властыо. Но даже рядовой специалист по социальной терапии может продемонстрировать, что от него во многом зависит ход дела, и предложить клиентам и членам их семей выполнять его требования. К. Линдблом (1965) отмечает, что "использование влияния подразумевает уступку и явно относится к сфере межличностных отношений". Основами успеха в этом деле признаются высокие профессиональные знания социального работника, его официальное положение, наличие связей и уважение со стороны окружающих. Практики используют различные приемы, чтобы координировать получение ресурсов от разных, часто находящихся в конфликте лиц и повышать качество услуг.
Заключение.
В заключение отметим, что в социальной работе, ведущей свое начало от попыток умножить и целесообразнее использовать общественные ресурсы, в течение долгого времени проблема мобилизации и координации ресурсов рассматривалась как нечто малопрестижное и не требующее высокой квалификации. В последнее время эта чрезвычайно важная сфера начинает получать признание, которого она заслуживает.
Аллисон Д. Мердак.
См. также: Административное управление в социальном обеспечении; Защита прав клиента; Организационные аспекты социальной работы; Практика социальной работы: тенденции и проблемы; Профессия социального работника: современные требования; Социальное обеспечение: финансирование; Управление финансами.
• AltmanH. (1982). Collaborative Discharge Planning for the Deinstitutionalized.— Social Work, 27(5), 422—427. • Cohen M.H. (1974). Community Organization Practice. In: A. E. Fink (Ed.). The Field of Social Work (p. 333—361). N. Y.: Holt, Rinehart & Winston. • Hamilton O. (1951). Theory and Practice of Social Casework. N. Y.: Columbia University Press. • Johnson P. /., Rubin A. (1983). Case Management in Mental Health: A Social Work Domain?— Social Work, 28(1), 49—55. • Lindblom С. Е. (1965). The Intelligence of Democracy. N. Y.: Free Press. • RabinovitzF. F. (1970). City Politics and Planning. N. Y.: AthertonPress. • ReynoldsB. (1972).Learning and Teaching in the Practice of Social Work. N. Y.: Farrar & Rinehart. • Stewart R. P. (1984). Building an Alliance between the Family and the Institution.— Social Work, 29(7), 386—390.