Оценка уровня квалификации врачей иркутской области с использованием интегрального критерия
И.В. Маевская
Научный руководитель: д.м.н., профессор. Н.Ю. Алексеева
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия
Актуальность.Актуальность темы обусловлена потребностью в объективной оценке квалификационных характеристик медицинских кадров на уровне субъекта РФ.
Цель.Выполнить интегральную оценку квалификационных характеристик врачей Иркутской области с использованием интегрального критерия, использовать полученные результаты для сравнения между собой муниципальных образований по уровню данного критерия.
Материалы и методы.методика расчета интегрального критерия квалификации врачебных кадров (Гайдаров Г.М., Макаров С.В., 2014) использована для оценки уровня квалификации врачей муниципальных образований Иркутской области в сравнении за 2005 и 2015 гг. За основу взяты данные отчетных статистических форм «Сведения о медицинских и фармацевтических работниках» (ф.17) за изучаемый период, сводные по соответствующим муниципальным образованиям. Рассчитанный согласно использованной методике интегральный критерий может принимать значения от 1,0, что соответствует отсутствию квалификационных категорий у всех врачей данной территории, до 2,0, что соответствует наличию у всех врачей высшей квалификационной категории.
Результаты.Наиболее высокий уровень интегрального критерия квалификации врачей в 2015 г. отмечался в крупных городах области – Усть-Илимске (1,51), Братске (1,50), Саянске (1,49), а также в региональном центре, г. Иркутске (1,47). При этом в ряде городов области значения данного критерия оказались ниже среднеобластного уровня, в частности, в гг. Шелехов (1,34), Усолье-Сибирское (1,32) и Черемхово (1,30). Усть-Илимский район продемонстрировал достаточно высокий уровень критерия (1,51), будучи единственным районом области, вошедшим в последовательность из семи первых мест, занятых городами, и опережая по уровню критерия гг. Ангарск и Тулун (1,46 и 1,30 соответсвенно). Наиболее низкие показатели отмечались в Жигаловском (1,07), Боханском (1,09) и Куйтунском (1,11) районах области. Оценивая динамику рассчитанного критерия, можно отметить самый большой его прирост за период 2005-2015 гг. в Катангском, Зиминском и Черемховском районах области. В то же время, в Эхирит-Булагатском, Осинском и Нукутском районах области произошло наиболее существенное снижение уровня рассчитанного критерия. В Усть-Илимском районе высокий уровень критерия сочетался с его значительным приростом (с 1,39 в 2005 до 1,51 в 2015 г.).
Выводы.Таким образом, применение методики интегральной оценки уровня квалификации врачей позволило дать обобщенную оценку их профессиональным характеристикам в масштабах субъекта Федерации. Использование интегрального критерия квалификации позволяет получать объективную и компактную информацию, проводить ранжирование. Он также потенциально применим в различных видах статистического анализа, возможно его использование для оценки квалификационных характеристик среднего медицинского персонала, а также за пределами системы здравоохранения.
______________________________
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КУРЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
А.Т. Скочилова, Е.С. Лыпкань, А.Э. Барадиева, А.А. Зубрицкая, Ю.М. Юрьева
Научный руководитель: доцент, к.м.н. Е.В. Портнягина
Кафедра эндокринологии и клинической фармакологии
Иркутский Государственный Медицинский Университет, г. Иркутск, Россия
Актуальность.Отказ от курения рассматривается как значимый фактор, снижающий риски тяжелых осложнений хронических заболеваний. В России, по данным Глобального опроса, табачные изделия потребляют 39,1% взрослого населения, что является самым высоким показателем в мире. Среди учащихся высших учебных заведений курит 75% юношей и 64% девушек. Не доверяют советам бросить курить от курящего медика 90% пациентов. Таким образом, вопросы профилактики и отказа от курения в медицинской среде, являются наиболее актуальными и требуют изучения.
Цель.Изучение проблемы курения и отказа от него среди студентов ИГМУ. Выявление основных причин курения и поиск дополнительных мотиваций отказа от курения студентов-медиков. Повышение эффективности борьбы с курением среди населения.
Материалы и методы.С помощью разработанных анкет опрошено 492 студента ИГМУ всех факультетов университета, проведен анализ полученных данных и математическая обработка результатов
Результаты.Курящих студентов медицинского университета -11.99% (59 человек). Стаж курения в среднем - 3,6 лет. Возраст начала курения составил 16,1 лет. Наибольшее число курильщиков среди учащихся медико-профилактического факультета (30,93 %), меньше всего курят на фармацевтическом факультете (8,47%). Количество курильщиков на старших курсах лечебного (8,11%) и стоматологического факультетов (12,82%), меньше чем на младших (10,00% и 15,22% соответственно), на других факультетах количество курящих студентов возросло. Ежедневно курят 93,2%, среднее число выкуриваемых сигарет 6,8. 81,36% курят сигареты «среднего» содержания никотина. Самостоятельно смогли отказаться от курения 8,33%. Отказавшихся от курения на старших курсах - лечебного (24,32%), стоматологического (15,38%), педиатрического (14,58%) и фармацевтического (10%) факультетов - оказалось больше чем на младших (8,33%; 6,52%; 1,92%, 0% соответственно). 6,78% курильщиков неспособны самостоятельно бросить курить, 35,59% курящих отметили свое нежелание отказываться от пагубной привычки, называя основными причинами необходимость переключиться (84,75% курильщиков), справиться с нервным напряжением (83,05%), расслабляющий эффект (50,85%). 58, 54% считают, что доверие к врачу-курильщику значительно снижается и только 5,08% курят в присутствии пациентов. Повышения эффективности в борьбе с курением студенты видят в увеличении штрафов (52, 03%), обеспечении доступности к физическим занятиям на рабочем или учебном месте (49,8%), увеличении цен на сигареты (42, 68%).
Выводы.1. Количество курильщиков среди студентов ИГМУ ниже данных по курению в целом среди студентов России. 2. Решение проблемы курения старшекурсниками является следствием приобретенных профессиональных знаний, общей атмосферы негативного отношения к курению. 3. Пристрастие к курению как возможность релаксации среди курящих студентов, говорит о необходимости проведения психологической работы в медицинских в ВУЗах, особенно на младших курсах. 4. Высокая встречаемость курения среди студентов младших курсов, требует проведения профилактических мероприятий среди несовершеннолетних и продолжение этой работы в медицинском ВУЗе.
______________________________