Влияние освещенности на органы зрения детей школьного возраста

Д.А. Антонова, Н.В. Григорьева


Научный руководитель: доцент, к.б.н. Л. А. Николаева
Кафедра общей гигиены
Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Актуальность.Болезни глаза и его придаточного аппарата занимают третье месте по распространенности в структуре заболеваемости детей и составляют 9200 случаев на 100 тыс. детского населения, чаще всего диагностируется миопия. У обучающихся общеобразовательных учреждений ее распространенность достигает 25-30%. Поэтому профилактика возникновения нарушений зрения, а также коррекция уже имеющихся нарушений является одной из важнейших проблем охраны здоровья детей.

Цель.Оценить влияние освещенности в школьных классах на зрение обучающихся.

Материалы и методы.Нами проведена оценка освещенности в учебных классах школы № 59 г. Улан-Удэ. Освещенность измеряли с помощью люксметра. Результаты определения геометрических показателей (световой коэффициент СК, угол падения и угол отверстия) и светотехнического показателя (коэффициент естественной освещённости КЕО) сравнивали с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Оценку зрения школьников провели с помощью анкетирования. В опросе участвовали ученики 3, 6 и 10 классов в количестве 100 человек.

Результаты.Гигиеническая оценка естественного освещения помещений проводилась на основании ознакомления с проектами зданий и их осмотра. Кабинеты расположены на юго-западе, юге, юго-востоке. Показатели КЕО и СК соответствовали нормам. Искусственное освещение составило 200 лк, при норме 300 лк. Мы провели анкетирование учеников 3, 6 и 10 классов. Выяснили, что 17% 10-классников имели проблемы со зрением еще до поступления в школу. Ученики 3 и 6 классов утверждают, что не имели проблемы со зрением или просто не знали об этом. Примерно четверть опрошенных детей имеют проблемы нарушения зрения в настоящее время разной степени близорукости. При установлении причин выяснилось, что ученики средней и старшей школы читают чаше, чем ученики младших классов. Зато больше времени проводят за компьютером в среднем по 3 часа. В тоже время 3-классники смотрят телевизионные передачи по 2 часа в день. При выполнении домашнего задания, как правило, у всех хорошее освещение с использованием настольных ламп, которые соответствуют требованиям освещения. Разминку для глаз в школе проводят только 3-классники. Зато, дома проводят разминку 6 и 10-классники, потому что глаза начинают уставать от работы за компьютером.

Выводы.Освещенность школьных кабинетов соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10. Снижение зрения происходит за время обучения в школе. В основном зрение снижается из-за ежедневного просмотра телевизора или работы за компьютером.

______________________________

ВЛИЯНИЕ СНА НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ

И.П. Тарбеев, Д.С. Хадаханов


Научный руководитель: доцент, к.м.н. З. А. Зайкова
Кафедра общей гигиены
Иркутский государственный медицинский университет, г.Иркутск, Россия

Актуальность.Недостаток сна приводит к увеличению веса, ожирению, сахарному диабету второго типа, сердечно-сосудистым заболеваниям, развитию многих видов психических расстройств, включая депрессию, раннему старению. После 6-часового сна крайне низка продуктивность мыслительных процессов, подвижность нервной системы, скорость реакции на окружающую обстановку, и человек не сможет днём продуктивно и эффективно работать.

Цель.Выявить влияние сна на умственную работоспособность студентов

Материалы и методы.Исследование проводилось среди студентов 28 студентов 3 курса педиатрического факультета в возрасте от 18 до 25 лет. По результатам опроса в течение недели, студенты были поделены на 2 группы в зависимости от продолжительности ночного сна: 1-я группа – сон более 7 часов в сутки – 15 чел., и 2-я группа – менее 7 часов – 13 чел. В ходе работы использовались: социологический метод (опрос); психофизиологический (тест В.В. Бойко для определения уровня невротизации; задача на четырехзначные числа для оценки логических способностей, тест на внимательность и быстроту реакции в виде игры смартфоне, задание из IQ теста Айзенка для определения интеллектуальной активности); для подсчета результатов – метод сравнительного анализа и построение диаграмм.

Результаты.При определении личностной невротизации высоких значений не выявлено; со средним уровнем невротизации в 1 группе - 36% и 78 % - во 2-ой. 78%; низкий уровень – 64 и 22 % соответственно. С заданием на логическое мышление 1-я группа справилась в среднем за 40 секунд, а 2-я – за 75 секунд. При выполнении теста на внимательность студенты показали следующие результаты: 2 чел. из 1-й группы выполнили от 5 до 9 головоломок (из 2-й – 6 чел.), от 10-13 головоломок – 8 чел. (7 чел.), более 14 головоломок – 5 чел. (во 2-й группе таких не было). С заданием из теста Айзенка в 1-ой группе справилось 11 чел., во 2-ой – только 4 чел.

Выводы.У студентов, сон которых длится более 7 часов в сутки, преобладает низкий уровень невротизации; они быстрее выполнили задание на логическое мышление, решили большее число головоломок в тесте на внимательность, и с интеллектуальным тестом Айзенка в 1 группе справились 74% испытуемых против 30 % во 2-ой. Таким образом, при малой продолжительности сна (менее 7 часов в сутки) студенты более склонны к беспокойству, раздражительности, чаще испытывают трудности в общении; у них растет эмоциональная напряженность; снижается интеллектуальная активность и работоспособность, внимательность, ухудшается психоэмоциональное здоровье; наблюдается нарушение восприятия информации по внешним критериям, что не может не мешать образовательному процессу. Для плодотворной умственной деятельности следует придерживаться нескольких простых правил: ложиться спать в одно и то же время (лучше в 22-23 часа), перед сном не употреблять крепкие напитки, проветривать помещение, не размещать рядом электроприборы, затемнять комнату и соблюдать оптимальную продолжительность сна – 7-9 часов.

______________________________

Наши рекомендации