Специфическая информация о различных формах духовных кризисов

Для того типа духовных кризисов, который больше всего напоминает шаманский кризис, лучшим источником информации является классическая книга Мирчи Элиаде “Шаманизм: архаические техники экстаза” (Eliade, M. Shamanism: The Archaic Techniques of Ecstasy. N.Y.: Pantheon, 1964) и книга Джозефа Кэмпбелла “Путь звериных сил” (Campbell, J. The Way of the Animal Powers . N.Y. Harper & Row, 1984). Можно порекомендовать также прекрасную книгу Майкла Харнера “Путь шамана” (Harner, M. The Way of the Shaman . N.Y., Harper & Row, 1980), описывающую шаманскую мудрость различных культур, а также другие практические руководства для работы с шаманскими техниками и переживаниями. Дополнительными источниками являются книга Стивена Ларсена “Врата шамана” (Larsen, S. The Shaman`s Doorway: Opening the Mythic Imagination to Contemporary Consciousness. S.F.: Harper & Row, 1976) и книги Джоан Халифакс “Шаман: раненый целитель” и “Шаманские голоса” (Halifax, J. Shamanic Voices: A Survey of Visionary Narratives. N.Y.: Dutton, 1979; Shaman: The Wounded Healer . London: Thames & Hudson, 1982), Хольгера Кальвайта “Время сновидений и внутреннее пространство”, (Kalweit, H. Dreamtime and the Inner Space: The World of Shaman . Boston: Shambhala, 1988), Гэри Дура “Путь шамана” (Doore, G. Shaman’s Path: Healing, Personal Growth and Emprowerment . Boston: Shambhala, 1988) и Роджера Уолша “Дух шаманизма” (Walsh, R. The Spirit of Shamanism ), а также статьи Джулиан Силвермен (Silverman J. ‘Shamans and Acute Schisophrenia’. American Antropologist , 69 (1967):21; ‘Acute Schizophrenia: Dicease or Dis-ease’. Psychology Today , 4 (1970): 62; ‘When Schizophrenia Helps’. Psychology Today (1971)).

Бестселлеры Карлоса Кастанеды, несмотря на их поэтическую вольность, также являются хорошим источником сведений о шаманизме (Castaneda, C. Teaching of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge . Berkeley: Univ. of California Press, 1968; A Separate Reality: Further Conversations with Don Juan . N.Y.: Simon & Schuster, 1973; Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan . N.Y.: Simon & Schuster, 1973 и др. его книги).

Формы духовных кризисов, которые имеют признаки пробуждения Кундалини, всесторонне описаны в древней индийской тантрической литературе. Среди лучших современных источников нужно назвать книги Свами Муктананды “Кундалини — тайна жизни” и “Игра сознания” (Muktananda, Swami. Kundalini: The Secret of Life . South Fallsburg, N.Y.: SYDA Foundation, 1979; Play of Consciousness , South Fallsburg, N.Y.: SYDA Foundation, 1974), книгу Аджита Мукерджи “Кундалини: пробуждение внутренней энергии” (Mookerjee, A. Kundalini: The Arousal of Inner Energy . N.Y.: Destiny, 1982) и книги пандита Гопи Кришны, в частности “Кундалини: эволюционная энергия в человеке” и “Кундалини для Новой Эпохи” (Krishna, G. Kundalini: The Evolutionary Energy in Man . Berkeley: Shambhala, 1970; Kundalini for the New Age . Ed. by G. Kieffer. N.Y.: Bantam, 1988), а также работу Ли Саннеллы “Кундалини: психоз или трансценденция” (Sannella, L. The Kundalini Experience: Psychosis or Transcendence . Lower Lake, Calif.: Integral Publishing, 1987; ‘The Many Faces of Kundalini’. The Laughing Man Magazine 4, No. 3 (1983): 11–21) и сборник под редакцией Джона Уайта “Кундалини: эволюция и просветление” (White, J., ed. Kundalini: Evolution and Enlightenment. Garden City, N.Y.: Anchor/ Duobleday, 1979). Подробное обсуждение этой темы может быть найдено в книге Сэра Джона Вудроффа “Змеиная сила”* (Woodroffe, Sir J. G. “The Seprent Power”. Madras: Ganesh, 1964).

Также нужно отметить книги Абрахама Маслоу о “пиковых переживаниях” и работы Джона Перри о кризисах, в которых возрождение происходит за счет возвращения к собственному центру. Оригинальная литература, посвященная теме реинкарнаций и опыту прошлых жизней, весьма многочисленна и имеет различное качество. Некоторые отрывки из буддийского психологического текста “Путь очищения” (The “Path of Purification”) могут служить хорошим классическим введением в эту тему. Среди современных исследований следует назвать книги Яна Стивенсона “Двадцать случаев, наводящих на размышление о перевоплощениях” (Stevenson, I. “Twenty Cases Suggestive of Reincarnation”. Charlottsville: University Press of Virginia, 1966) и Роджера Вулгера “Иные жизни, иные личности” (Woolger, R. “Other Lives, Other Selves”. New York: Bantam, 1988).

В тех случаях, когда неординарные состояния сознания содержат в себе значительную долю парапсихических феноменов, таких, как внетелесный опыт, медиумические состояния, предвидение, телепатия и ясновидение, может быть использована современная парапсихологическая литература. Внетелесный опыт описан в автобиографической книге Роберта Монро “Путешествия за пределы тела” (Monroe, R. Journeys Out of the Body. N.Y.: Doubleday, 1971), а с объективной точки зрения эта тема исследовалась Чарлзом Тартом (Tart, C. States of Cosciousness. N.Y.: Dutton, 1975).

Среди книг, в которых можно найти важную информацию о различных аспектах парапсихических феноменов, нужно назвать работы Чарлза Тарта “ПСИ: научные исследования в области психического”, (Tart, C. “PSY: Scientific Studies of the Psychic Realm”. N.Y.: Dutton, 1977), Стэнли Криппнера “Песня сирены: парапсихологическая одиссея” и “Человеческие возможности” (Krippner, S. “The Song of the Siren: A Parapsychological Odyssey”. N.Y.: Harper & Row, 1977; “Human Possibilities”: Garden City, N.Y.: Anchor/ Doubleday, 1980).

Нужно также отметить книги Рассела Тарга и Харольда Патхоффа “Сила ума: научный взгляд на психические возможности” (Targ, R. and Puthoff, H. Mind Reach: Scientists Look at Psychic Ability . N.Y.: Delta, 1977) и Рассела Тарга в соавторстве с Кейтом Харари “Гонки ума” (Targ, R. and Harary, K. The Mind Race . N.Y.: Villard, 1984).

Те, кто хотел бы узнать больше о “контактерстве”, должны прочесть прекрасную книгу Джона Клаймо “Контактерство: исследование получения информации из сверхъестественных источников” (Klimo, J. Channeling: Investigation on Receiving Information from Paranormal Sources . Los Angeles: J. Tarcher, 1987).

Более подробные сведения о феномене синхроничности могут быть найдены в оригинальном исследовании Карла Густава Юнга, названном “Синхроничность: внепричинный связующий принцип”, (Jung, C.G. Synchronicity: An Acausal Connecting Principle . Vol. 8, Collected Works, Princeton, 1980) и Дейвида Пита “Синхроничность: мост между материей и умом”. (Peat, D. Synchronicity: The Bridge between Matter and Mind . N.Y.: Bantam, 1987).

Более подробные сведения об околосмертном опыте можно найти в книгах Раймонда Моуди “Жизнь после жизни” (Moody, R. Life After Life . Anlanta: Mockingbird, 1975), Кеннета Ринга “Жизнь около смерти” и “По направлению к Омеге” (Ring, K. Life at Death . N.Y.: Coward, McCann & Geoghean, 1980; Heading toward Omega . New York: Morrow, 1984) и Майкла Себома “Воспоминания о смерти” (Sabom, M. Recollection of Death . N.Y.: Simon & Schuster, 1982).

В обширной литературе, посвященной феномену НЛО, лучшим источником для получения общей информации является работа Дж. Вэлли “НЛО в пространстве” (Vallee, J. UFOs in Space: Anathomy of a Phenomenon . N.Y.: Ballantine, 1965). В дополнение к этому следует назвать исследование Карла Юнга “Летающие блюдца: современный миф об объектах, наблюдаемых в небе” (Jung, C.G. Flying Saurcers: A modern Myth of Thing Seen in the Skies . Vol. 10, Collected Works, Princeton, 1964), которое может дать прекрасные психологические догадки по этой теме.

Наиболее интересным источником информации по проблеме состояний одержимости является современная литература по близкой проблеме множественных личностей — в последнее время эта тема привлекла к себе большое внимание. Хорошим введением в эту тему может быт книга Р. Элисон “Многие части ума” (Alison, R. Minds in Many Pieces . New York: Rawson and Wade, 1980).

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

[1]Одним из основных интересов Ассаджиоли и одной из главных тем в его неопубликованных работах были возможные социальные проекции паттернов индивидуального путешествия. Если рассматривать общество так, будто это личность (Donald Keys, ‘The Synthesis of Nations’, Synthesis , 2, p.8), то симптомы индивидуального кризиса, описанные в последнем параграфе, покажутся знакомыми: на самом деле они весьма характерны для поведения и коллективных состояний ума современного общества. Эти социальные симптомы, взятые вместе, могут рассматриваться как проявления экзистенциального кризиса самого общества. Этот кризис может привести к духовному пробуждению всего общества — если пробуждение произойдет у достаточно большого количества людей. С точки зрения этой перспективы может быть ценным обсуждение того, как многие социальные затруднения, с которыми мы сталкиваемся, соотносятся с теми паттернами, которые Ассаджиоли выделяет в этой статье для случая индивидуального кризиса.

[2]Вот почему определенное количество психосинтеза — интеграции личности вокруг центра, “я”, — должно предшествовать или сопутствовать духовному психосинтезу — слиянию личности со сверхсознательными энергиями и слиянию “я” с Трансперсональной Сущностью (Self).

[3]Это различие между “я” и Самостью (Self) и взаимоотношения между ними обсуждены в статье Betsie Carter-Haar ‘Identity and Personal Freedom’. Synthesis , 2, 1977, pp. 89–90.

[4]Дополнительную информацию о концепции уровней организации можно найти в статье: Albert Szent-Gyoergyi. ‘Drive in Living Matter to Perfect Itself’. Synthesis , 1, 1977, p.14.

[5]Этот процесс вызывания идеальной модели часто намеренно используется духовными учителями для ускорения роста тех, кем они руководят. См.: Synthesis , 1970, 2, p. 40.

[6]См.: Assagioli. Psychosynthesis. A Manual Principles and Techniques, Viling Press, N.Y., 1971, pp. 267–277.

[7]Часто ситуация осложняется тем, что существует смесь “прогрессивных” и “регрессивных” факторов. В таких случаях индивид может достигать высших уровней развития отдельных частей своей личности и вто же время оставаться во власти подсознательных конфликтов или испытывать помехи от некоторых инфантильных фиксаций.

Наши рекомендации