Какие слова и поступки запрещает Тора
1. Сказано в Торе: «Не ходи сплетником в народе своем» (Ваикра, 19:16). Сплетник – это тот, кто ходит от одного человека к другому и рассказывает: «Тото и тото сказал такойто, такто и такто рассказывают о такомто». Даже если его слова – правда и в них нет ничего оскорбительного для человека, о котором говорится, все равно он преступает запрет Торы. Пример того, к чему могут привести сплетни, дает нам Тора: изза того, что Доэг Гаадоми сообщил царю Шаулю, что первосвященник Ахимелех снабдил Давида оружием и провизией (что было чистой правдой и не содержало в себе ничего, что порочило бы Ахимелеха), погиб целый город (см. Шмуэль I, гл. 21,22).
2. Еще более страшен грех злословия, запрет которого – часть общего запрета распространять слухи. В этом случае то, что рассказывают, всегда позорит человека, о котором идет речь (даже если это – бесспорная истина). Известно из Кабалы, что тяжесть этого греха объясняется тем, что совершающий его поражает всю свою душу в целом подобно тому, как проказа поражает все тело больного.
От злословия следует отличать клевету, когда о человеке распространяют заведомую ложь с определенной целью: опорочить его доброе имя. Но хуже всего поступает тот, кто верит злословию. Поэтому, услышав лишь первые слова, по которым легко можно понять, что за ними последует злословие, надо прекратить разговор и даже, если ничего другого не остается, уйти. Лишь в самых исключительных случаях – например, если с человеком, о котором говорят, вас связывают деловые или родственные узы, Галаха разрешает лишь принять к сведению услышанное, но ни в коем случае не верить этому безоговорочно.
3. Иногда о человеке не говорят плохого – наоборот, его хвалят, но так, что общее впечатление о нем складывается определенно отрицательное. Например, говорят, что в доме такогото непрерывно варят, жарят и т. д., из чего явно следует, что тот человек – транжир и мот, пускающий свое состояние по ветру ради удовлетворения своих прихотей. Это – тоже злословие, и оно запрещено точно так же, как и распространение сведений, позорящих другого еврея.
4. Есть еще одна разновидность злословия, скрывающегося под маской добродетели. Например, когда говорят: «Тсс! Ни слова о такомто! Я ни за что не скажу, что произошло!». Когда о человеке рассказывают только хорошее, но тому, кто его ненавидит – это только усиливает его ненависть.
Наши мудрецы называют этот вид злословия «пыльцой злоязычия» и запрещают вести такие речи, так как они в конечном счете оборачиваются злом.
5. Нельзя также злословить якобы по недомыслию, по наивности или в виде шутки. Так сказал царь Шломо, великий знаток человеческой психологии: «Забавляясь, мечет огонь и стрелы – тот, кто обманывает ближнего своего и говорит: „Да ведь я же шучу!“» (Мишлей, 26:18,19).
6. Занимается злословием и тот, кто распространяет дурные слухи, которые передаются из уст в уста и в конце концов причиняют тому, о ком говорят, ощутимый вред. Нельзя это делать даже для того, чтобы когонибудь напугать или заставить волноваться.
7. Не считается злословием только то, что уже известно по крайней мере трем людям. Если один из них передает эти сведения еще комунибудь, это уже не считается нарушением запрета Торы – при условии, что у него не было намерения распустить злостную клевету.
8. Лучшее средство против искушения позлословить, – как указывают наши мудрецы, – это серьезные занятия Торой.
9. Один из мудрецов Талмуда, раби Ирмия бен Аба, говорит: «Четыре группы людей так никогда и не видят Бжественного: зубоскалы, льстецы, лгуны и те, кто занимается злословием». Единственный вид зубоскальства, который Тора разрешает, это насмешки над суевериями идолопоклонников.
10. Тора предупреждает: «Не мсти!» (Ваикра, 19:18). Под этот запрет подпадает даже такой поступок, вполне допустимый с точки зрения человеческой природы: Реувен просит Шимона одолжить ему лопату, а тот отказывает; через некоторое время теперь уже Шимон просит Реувена одолжить лопату, а тот отвечает: «Как ты мне не дал лопату, так и я не дам тебе!».
Но если бы Реувен действовал в духе Торы, он должен был бы исполнить просьбу Шимона от всего сердца, ни единым намеком не напоминая ему о его поступке. В книге Тегилим мы находим, что Давид обращается ко Всевышнему с такими словами: «Если я комунибудь отплатил злом… пусть преследует враг душу мою, настигнет и втопчет в землю жизнь мою, и честь мою оставит в прахе навеки!» (Тегилим, 7:5).
11. Единственный способ мести, дозволенный Торой (и это на самом деле лучший из способов мести), это сделать свое общение с другими людьми как можно лучше, идти только прямым, честным путем и исполнять заповеди Всевышнего как можно тщательнее. Именно это причинит врагу самое большое страдание, ему невыносимо будет слышать, как люди хвалят того, кого оно обидел. Однако если он услышит о нем чтото дурное, он обрадуется и оправдает свой неблаговидный поступок.
12. Тот, кто не мстит, но тем не менее хранит в своем сердце обиду на другого еврея, преступает другой завет Торы, выраженный в продолжении приведенных выше слов: «…И не храни злобы на сынов народа своего» (Ваикра, 19:18).
Каковы границы этого запрета, дает представление следующий пример. Реувен просит Шимона одолжить ему лопату, а тот отказывает. Через некоторое время Шимон просит Реувена одолжить ему серп (инструмент гораздо более тонкий и дорогой), а тот отвечает: «Пожалуйста! Вот тебе серп – я не такой, как ты!».
Поступающий так тоже преступает закон Торы. Следует изгнать из своего сердца всякое воспоминание о причиненной вам обиде – тем более, нельзя напоминать о ней обидчику, когда он обращается к вам с какойнибудь просьбой. Только на таком пути человеческое общество достигнет мира и благополучия, и отношения между людьми станут истинно человеческими отношениями.
Глава 31