Психофизиологический механизм взаимодействия движения и речи
Важное место в вопросе взаимодействия движений и речи занимают учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова и современные исследования высшей нервной деятельности. Речь, по мнению И.П.Павлова – это специфическое проявление психической деятельности человека. Функции речи отличаются сложным генезом. Они развиваются по законам условных рефлексов и зависят от характера и формы речевых раздражителей. И.П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов» и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов».
Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней. Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Автоматическое регулирование движений органов речи в соответствии с заданной программой обеспечивается системой обратной связи. Любой двигательный акт не может быть выполнен без обратного, афферентного контроля. Неврологической основой этого контроля является система глубокой чувствительности, которая информирует двигательные центры о положении и тонусе органов движения. Ведущую роль афферентного, кинестетического контроля в регуляции движений раскрыли выдающиеся советские физиологи Н.А.Бернштейн и П.К.Анохин. [10.С. 15-21]
Обобщая данные исследований, посвященных структуре двигательного анализатора, очевидно, что любой двигательный акт обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов, представленных в сложном сплетении в коре головного мозга.
Н.А. Бернштейн разработал и выдвинул теорию уровневой организации движений, а также заметил, что речевые движения, как и произвольные, реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.
Проблемой исследования психомоторики занимались многие отечественные и зарубежные авторы. В исследованиях, посвященных вопросам моторики и речи, указывается на связь речи и выразительных движений (М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев), связь между двигательными и речевым анализаторами (А.Г.Иванов-Смоленский, А.Р.Лурия), связь особенностей произношения с характером артикуляторных движений (В.А.Куршев). Имеются исследования, свидетельствующие о зависимости общего психического развития от развития произвольной лицевой моторики (Л.А.Квинт). Эти работы раскрывают психофизиологическую основу применения артикуляционной (логопедической) гимнастики, как направления использования кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе.
Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л.Ф.Фомина, М.М.Кольцова). М.М.Кольцова пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат и что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Особенно важны для коррекционно-педагогической работы данные о корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. [5] Это объясняет использование в коррекционно-педагогической работе такого направления кинезитерапии как пальчиковая гимнастика.
Е.М.Мастюкова придавала большое значение тому, что речь тесно связана онтогенетически, анатомически и функционально с двигательной системой. Подчеркивая, что речь оказывается наиболее уязвимой к воздействию различных вредных факторов на центральную нервную систему. Е.М.Мастюкова обнаружила у детей с церебральной патологией, на всех этапах их возрастного развития, зависимость между динамикой развития речи и моторики.
Для использования кинезитерапии важны исследования, дающие знания о взаимозависимости общей и речевой моторики. Исследователи указывали на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич; А.А. Леонтьев), двигательных и речевых анализаторов (А.Г. Иванов-Смоленский; А.Р. Лурия; Н.П. Тяпугин), на связь формы произношения с характером движений (В.А. Куршев).
Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Так же на психофизиологическом уровне учеными доказывается актуальность использования различных направлений кинезитерапии.