Формы и механизм социального взаимодействия.

Социальное взаимодействие и социальное действие - явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодействии - как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Встречаясь, мы пожимаем друг другу руки и произносим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это - акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения. Человек не пишет заранее сценарий каждого конкретного акта взаимодействия. Их чрезвычайно много и подготовиться к каждому практически нельзя. Различные социологические направления по-своему пытались объяснить природу и механизм социального взаимодействия. Особенно упорные попытки предприняла понимающая социология. И неудивительно, поскольку <социология близкодействия> - это как раз то, на чем она специализируется. Эрвин Гоффман, представитель социальной драматургии, представил реальное поведение людей так, будто оно происходит на театральных подмостках. Гоффман сравнивает человека с актером, исполняющим в каждой конкретной ситуации предназначенную ему режиссерским замыслом роль: <Мир - словно театральные подмостки, где на всем протяжении отпущенного нам времени мы движемся в плену наших чувств и мыслей, переживая каждый наш час>. Но кое-чем жизненный спектакль отличается от театрального. В жизни взаимодействие не разыгрывается по сценарию. Оно происходит всерьез. Экстремальные ситуации, играют в социальном взаимодействии роль творческого катализатора. По мнению Э. Гоффмана, в ситуациях замешательства, конфликта, недоразумения, спора, негодования и т.п., когда нарушается привычная логика поведения и у человека исчерпывается запас готовых решений. перед ним открывается творческий горизонт, где он должен проявить свою неординарность.

В социологии принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт.

Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) для решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и если становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбыне потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим.

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Отличительной чертой социального взаимодействия, отличающим его от просто действия, является обмен. Любое взаимодействие - обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, значениями, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, трудно найти что-то, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми обычно связано представление об обмене, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен - универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста: агенты обмена-два или более человека; процесс обмена - совершаемые по определенным правилам действия; правила обмена - устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты; предмет обмена - товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.; место обмена - заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

В общем виде социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных действий, которые иногда именуют массовыми. К формам массового поведения относят следующие.

Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами. Примерами массовой истерии являются средневековая <охота на ведьм>

Слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов - форма массового поведения. Слухи бывают ложными и истинными, они подтверждаются или не подтверждаются.

Паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Паника случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военные действия. Взаимодействие вырастает из общения и предполагает два процесса, а именно: обмен информацией; обмен действиями.

Общение - социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие от телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируютна сообщенное.

Всякий раз, когда речь заходит о группе людей, то подразумевается, что взаимодействие в ней носит характер совместных действий, заранее спланированных и организованных ради достижения общей цели. В коммуникативном процессе партнеров называют коммуникатором (другое наименование - адресант) и реципиентом (адресатом). В интерактивном процессе (именно так в социологии называется взаимодействие) партнеров именуют акторами.

Билет 25

1) Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

рабство касты сословия закрытое общество
классы открытое общество

Предписанный статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором пере­ход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигнутый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускают­ся свободные переходы людей вниз и вверх по социаль­ной лестнице. К такой системе относят классы (капита­листическое общество). Феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причис­лить к промежуточному типу, т. е. к относительно за­крытой системе. Здесь переходы юридически запреще­ны, но на практике они не исключаются.

Рабство — исторически первая и самая длительная по времени система социальной стратификации, где предписанные статусы характеризовали жесткое закрепление людей за своей стратой

Кастой называют социальную группу (страту), член­ством в которой человек обязан исключительно рожде­нию. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священ­ники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (ра­бочие и крестьяне) — и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст.

Сословие — социальная группа, обладающая закреп­ленными обычаем или юридическим законом и переда­ваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, ха­рактерна иерархия, выраженная в неравенстве их поло­жения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV— XV веков общество делилось на высшие сословия (дво­рянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х— XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Трехчастная схема символизировала триединство божественной сущности и основанную на ней социальную гармонию.

Класс -большая социальная группа людей, различающихся по их отношению к владению средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

В социологии принято делить общество на три класса и пять слоев внутри них: верхний слой высшего класса, нижний слой высшего класса; верхний, средний и нижний слои среднего класса; верхний и нижний слои низшего класса.

Зарождение рабочего класса - один из признаков перехода от закрытого общества к открытому, или гражданскому обществу.

Наши рекомендации