Ситуационные задачи ДЕТСКИЙ МАССАЖ
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Ситуационные задачи ДЕТСКИЙ МАССАЖ
ЗАДАЧА №1
Ребенку 3 месяца.
При осмотревыявляется нарастание мышечного тонуса в сгибателях. Повышается сопротивление пассивным движениям (особенно в руках). Голову не держит. Поставленный на опору резко разгибает ноги, становится на пальчики. При наклоне вперед - автоматическая походка.
Отстает в нервно-психическом развитии: улыбка отсутствует, не сформирован "комплекс оживления". Безусловные рефлексы не угасают (хоботковый, Бабкина, Моро и т.д.).
Направлен невропатологом на массаж с диагнозом: Перинатальная энцефалопатия.
ЗАДАНИЕ:
1. Поставить сестринский диагноз.
2. Определить проблемы пациента.
3. Определить цели и задачи массажа.
4. Составить план массажа.
ОТВЕТ:
Сестринский диагноз: отставание в психомоторном развитии.
Проблемы:
Настоящие– ограничение движений, нарастание мышечного тонуса сгибателей, формирование патологических поз.
Потенциальные– нарушение развития произвольных движений, формирования возрастных двигательных навыков, отставание в психо-физическом развитие.
Цели массажа:
1. Погасить безусловные рефлексы с помощью рефлекс запрещающих поз (поза "эмбриона", показывания на мяче).
2. Нормализовать тонус мышц конечностей
3. Стимулировать удерживание головы.
4. Способствовать нервно-психическому развитию
ПЛАН МАССАЖА:
1) Поза "эмбриона".
В этой позе надо покачивать ребенка с одного бока на другой, вперед и назад 5-10 раз. Движения делать плавно, ритмично.
2) Укладывание ребенка на мячи покачивания его в этом положении.
Через некоторое время, когда наступает снижение тонуса мышц - сгибателей произвести выведение рук вперед.
3) И.П.Р. на спине.
а) Поглаживание рук ребенка сочетая с приемом Фелнса (потряхивание) и одновременно отводя их в стороны.
б) Воздействие на точку Нао-шу 10-VI на задней поверхности плечевого сустава тормозным методом так же с потряхиванием рук и отведением их в стороны.
в) Поглаживание ног, чередуя с легким покачиванием (влево - вправо) таза ребенка.
г) Воздействие на точку Хуань-тяо 30-XI на ягодице в области проекции тазобедренного сустава с одновременным потряхиванием и разведением бедер.
4) Для стимулирования удержания головы:
ИПР - лежа на животе, под грудь подложить плоский валик, руки вывести вперед.
Провести классический массаж спины, ягодиц, ног, а затем стимулировать ряд точек паравертебрально от С2 до С7 и от Д1 до Д4.
5) Дать родителям задание на дом, обучив их приемам расслабления мышц.
6) Сопровождать занятия улыбкой, ласковым разговором с ребенком, привлекать его внимание яркими игрушками, способствовать нервно-психическому развитию ребенка.
ЗАДАЧА №2
Ребенку 6 месяцев.
При осмотреопределено: повышение мышечного тонуса в руках, уменьшение объема их движения, кисти сжаты в кулачки. К игрушке не тянется.
При тракции за руки голова запрокинута назад.
Вызываются безусловные и тонические рефлексы.
Отстает в психофизическом развитии. Направлен невропатологом на массаж с диагнозом - энцефалопатия.
ЗАДАНИЕ:
1. Поставить сестринский диагноз.
2. Определить проблемы.
3. Определить цели массажа.
4. Составить план массажа и лечебной гимнастики.
5. Продемонстрировать технику точечного массажа для расслабления большой грудной мышцы и разгибания в плечевом суставе.
ОТВЕТ:
Сестринский диагноз- отставание в психомоторном развитии.
Проблемы:
Настоящие- ограничение движений в руках, зависимость движений головы от движений в руках, формирование патологических поз.
Проблемы потенциальные- нарушение развития произвольных движений, формирования возрастных двигательных навыков, отставание в психо-эмоциональном развитии.
Цели массажа:
Краткосрочные:
- Содействовать скорейшему погашению тонических рефлексов (упражнения по Бобат) и формированию установочных рефлексов.
- Нормализовать мышечный тонус в руках, используя приемы классического и точечного массажа.
Долгосрочные:
- Стимулировать психофизическое развитие путем регулярных занятий лечебной гимнастикой и массажем.
- Формирование возрастных двигательных навыков.
ПЛАН МАССАЖА И ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ.
Для погашения тонических рефлексов и формирования установочных (прежде всего лабиринтного установочного рефлекса, благодаря которому ребенок начнет «держать голову») необходимо провести упражнения по Бобатв следующих позах: 1-я – поза «эмбриона» – с покачиванием во всех направлениях 2-я и 3-я – позы: - тренировка движения головой в И.П. на спине 4-я и 5-я – позы – для тренировки движений в руках 6,7,8,9 - позы – для тренировки движения ног.
Упражнения на мяче(укладка на живот и затем на спину) с раскачиванием в разные стороны.
Для расслабления спастических мышц рук применяются приемы поглаживания, потряхивания и точечный массаж (расслабляющий метод).
Для расслабления большой грудной мышцы: I-1 Чжун-фу (в первом межреберье на 6 цуней от средней линии груди)
Для разгибания в плечевом суставе.
V-3 Шао-хай – на складке локтевого сгиба у локтевого края
Для разгибания кисти:
IX-7 Да-лин – на ЛЗС посередине между сухожилиями и далее точечный массаж у основания большого пальца и всех остальных пальцев с последующим отведением большого пальца и их разгибание.
Далее проводим массаж и упражнения, укрепляющие ослабленные мышцы разгибателей руки (поглаживание, растирание, разминание и точечный массаж – тонизирующий метод.)
Би-нао – на наружной поверхности плеча у места прикрепления дельтовидной мышцы к плечевой кости.
ЗАДАЧА №3
Ребенку 3 месяца.
В положении на спине лежит с разогнутыми во всех суставах конечностями (поза лягушки). Объем пассивных движений резко увеличен. При тракции за руки голова запрокинута назад и не подтягивается. В положении на животе голову не удерживает, на руки не опирается. Эмоционально-психическое развитие: фиксирует взор на предмете, улыбается, реагирует на звуки.
Направлен на массаж с диагнозом: перинатальная энцефалопатия.
ЗАДАНИЕ:
1. Сестринский диагноз и проблемы пациента.
2. Цели массажа и гимнастики.
3. Выберите вид и составьте план массажа с мотивацией.
4. Оцените эффективность лечения.
ОТВЕТ:
I. Мышечная гипотония и задержка темпа психомоторного развития.
Проблемы:
Настоящие– общая гипотония мышц, дефицит двигательной активности, отставание в психомоторном развитии;
Потенциальные– нарушение координации движений, развитие атактической формы ДЦП.
Приоритетной проблемой является общая гипотония мышц.
II. Цели массажа:
Краткосрочные:
- Нормализовать тонус мышц.
- Выработать нормальные реакции выпрямления и равновесия.
- Способствовать нормальному психомоторному развитию.
- Долгосрочные:
Ликвидировать отставание в психомоторном развитии.
III. При гипотонии широко применяют классический массаж в сочетании с точечным.Для повышения тонуса мышц спины, ягодиц, живота постепенно вводят глубокое поглаживание, щипцеобразное разминание, пиление, попеременное растирание, валик, «сороконожку». Возможно легчайшее рубление и поколачивание подушечками пальцев. В области живота комбинированное поглаживание вдоль прямых, косых мышц, круговое поглаживание, спиралевидно растирание - 3,4 пальцами по ходу толстого кишечника, легкое и быстрое пощипывание.
Схема массажа стандартна.
Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.
1. Частое выкладывание на живот, под грудь подкладывать валик - для реакции выпрямления.
2. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.
3. Рефлекторные ползание – для активной деятельности всех мышц тела и гладкой мускулатуры внутренних органов.
4. «Парение» на спине и животе – для стимуляции подъема головы.
5. Выкладывание на мяч с точечным массажем паравертебрально – для стимуляции подъема головы, плечевого пояса, формирования лордоза, опоры рук.
IV. При сохранении отставания в психомоторном развитии после 1 года может сформироваться атактическая форма ДЦП – расстройства координации движений и равновесия, что потребует ограничений в выборе профессии.
ЗАДАЧА №4
Ребенку 2,5 месяца.Родился в ягодичном предлежании. При рождении был выставлен диагноз: акушерский паралич Эрба-Дюшена (верхний).Получал лечение: укладка с помощью шины в позе «голосующего» и массаж.
Обнаружено: правая рука немного согнута в локтевом суставе, ротирована внутрь, кисть согнута. Сухожильные рефлексы вызываются слабо. Движения в кисти и пальцах сохранены. Движения в плечевом и локтевом суставах только появились, но отстают от движений в здоровой конечности.
ЗАДАНИЕ:
1. Поставьте сестринский диагноз и определите проблемы пациента.
2. Цели массажа и гимнастики.
3. План массажа.
4. Оцените эффективность проведенного лечения.
5. Продемонстрируйте воздействие на точки для стимуляции паретичных мышц руки.
ОТВЕТ:
Дефицит движений в правой руке.
Настоящие проблемы: дефицит движений в плечевом и локтевом суставах, нарушение тонуса сгибателей и разгибателей руки, формирование сгибательной контрактуры, атрофии мышц.
Потенциальная проблема: утрата функций и косметический дефект руки.
Приоритетная проблема: нарушение двигательной активности в руке.
Цели массажа и гимнастики: Краткосрочные:
- предупредить атрофию пораженных мышц
- стимулировать трофические процессы
- профилактика контрактур
- основная цель массажа и гимнастики – развитие и тренировка активных движений в пораженной руке.
Долгосрочные: Полное восстановление двигательных функций. ПЛАН МАССАЖА:
На фоне 1) общего гигиенического массажа, соответствующего возрасту ребенка, проводим 2) дифференцированный массажпораженной ручки, т.к. в это время начинает усиливаться напряжение сгибателей руки.
С этой целью применяем
а)- расслабляющие приемы массажа на двуглавой мышце плеча, плечелучевой и большой грудной мышце.
Для более слабых мышц, которыми являются мышцы лопатки, дельтовидная, трехглавая:
б)- укрепляющие приемы, т.е. более сильный массаж, включающий приемы щипцеобразного разминания на дельтовидной и трехглавой мышцах и особое внимание необходимо уделить лопатке (для предупреждения формирования "крыловидных лопаток").
Целесообразно в процедуру включить возбуждающий метод 3) точечного массажа для стимуляции паретических мышц:
14·II- Би- Нао- на наружной поверхности плеча, выше локтевого сгиба на 7 цунь
14·X- Цзянь- Ляо - на задней поверхности плечевого сустава под акромиальным отростком.
21 XI- Цзянь - Цзын - в надостной ямке посередине.
11·VI- Тянь - Цзунь - в центре подостной ямки.
4) После этого переходим к очень осторожным пассивным движениям во всех суставах паретичной руки. Для этого необходимо фиксировать своей рукой плечевой сустав ребенка, обхватив его предплечье так, чтобы большой палец фиксировал ключицу, а остальные пальцы располагались на лопатке. Затем медленно производить движения плеча вперед, назад, отвести, привести, ротировать кнаружи. В локтевом и лучезапястном суставах - сгибание, разгибание, супинация.
5) Стимулировать ребенка яркой игрушкой на активные действия: захватить и удержать игрушку.
Оценка эффективности лечения:
Если при систематическом лечении полного восстановления двигательных функций к 1 году не произошло, возможно дальнейшее поражение мышц руки и плечевого пояса, развитие контрактур. Далее рука отстает в росте и развитии, что приводит к утрате функций с косметическим дефектом.
ЗАДАЧА №5
Ребенку 3 недели. Родился в ягодичном предлежании. При осмотре правая ручка разогнута во всех суставах, ротирована внутрь, кисть согнута. Сухожильные рефлексы не вызываются.
Движения сохранены только в кисти и пальцах. Поставлен диагноз:
ЗАДАЧА №6
Ребенку 8 месяцев. Наблюдается у невропатолога по поводу энцефалопатии.
Направлен к массажисту для проведения логопедического массажа.
Жалобы:
Затруднение в жевании, кусании, проглатывании твердой пищи. У ребенка нарушены движения губ, языка, нижней челюсти. Рот постоянно открыт и выражено слюнотечение.
ЗАДАНИЕ:
1. Поставить сестринский диагноз.
2. Определить проблемы пациента.
3. Определить цель и задачу массажа
4. Составить план массажа.
ОТВЕТ:
Сестринский диагноз: нарушения движения губ, языка, нижней челюсти. Затруднение жевания, глотания.
Проблемы:
Настоящие– нарушение тонуса лицевых и артикуляционных мышц.
Потенциальные– нарушение правильного звукопроизношения.
I. Цель и задача массажа:
Краткосрочная:
- нормализовать тонус лицевых и артикуляционных мышц
- способствовать улучшению функции жевания, кусания, проглатывания пищи и слюны, удерживанию рта в закрытом положении.
Долгосрочная:
- создать условия для развития мускулатуры, обеспечивающей правильное звукопроизношение.
II. План массажа
1) Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания в направлении:
а) от середины лба к вискам;
б) от бровей к волосистой части головы;
в) от лба вниз через все лицо к шее;
г) от мочек уха по щекам к крыльям носа;
д) по верхней губе от углов рта к середине;
е) по нижней губе от углов рта к середине.
Каждое движение повторить 5-7 раз.
2) Расслабление языка
- проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе "рефлекс запрещающие позиции" (эмбриона) Для расслабления языка и его корня используется:
а) Точечный массаж в области подчелюстной ямки (вибрирующее движение указательным пальцем в течение 15 секунд.
б) Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти в течение 15 секунд
в) Легкое поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем.
ЗАДАЧА №7
Ребенку 2 месяца. Направлен на массаж впервые по поводу врожденной мышечной кривошеи.
Обнаружено: грудино-ключично-сосцевидная мышца с одной стороны укорочена, уплотнена, в средней части мышцы имеется веретенообразное утолщение до 2 см в поперечнике.
ЗАДАНИЕ:
1) Поставить сестринский диагноз, определить проблемы
2) Определить цели массажа
3) Лечение положением: советы матери по укладке ребенка
4) Назвать основные особенности массажа при кривошее
ОТВЕТ:
I. Одностороннее напряжение и деформация грудино-ключично-сосцевидной мышцы, нарушение объема движений в шейном отделе позвоночника.
Проблемы настоящие: наличие гематомы и напряжение мышц, нарушение трофики и деформация пораженной мышцы.
Потенциальная проблема– развитие осложнений (асимметрия лица, зубочелюстного аппарата, придаточных пазух носа, сколиоз шейно-грудного отдела и т.д.)
Приоритетная проблема: гематома и напряжение мышц на пораженной стороне.
II. Цели массажа:
Краткосрочная цель:
- расслабить напряжение мышц (на пораженной стороне), ускорить рассасывание гематомы, предупредить рубцевание;
- улучшить трофику пораженных мышц;
- укрепить мышцы на противоположной стороне;
- нормализовать объем движений в шейном отделе позвоночника.
Долгосрочная цель:
– профилактика осложнений (асимметрии лица, головы, изменений зубочелюстного аппарата, придаточных пазух носа, грудной клетки, искривлений позвоночника)
III. Комплекс консервативного лечениявключает:
1. лечение положением;
2. лечебную гимнастику;
3. массаж и физиотерапию.
Важно обучить родителей вопросам положенияи обращения с ребенком.
Укладыватьребенка в кроватку следует здоровой стороной к стенке, чтобы голоса и движения людей, находящихся в помещении, поощряли его повернуть голову в сторону укороченной мышцы.
Яркие игрушкиподвешивают с больной стороны ребенка, чтобы он активно поворачивал голову в сторону измененной грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
При кормленииребенка грудью или из бутылочки, ношении его на руках, во время игр необходимо постоянно следить за тем, чтобы голова была повернута в сторону измененной мышцы и наклонена в противоположную (активная коррекция).
Во время снана 2-2,5 часа ребенка укладывают на бок больной стороны, голова и шея на подушке, высота которой равна расстоянию от плеча до шеи здоровой стороны.
На следующий раз после кормления ребенка укладывают на здоровый бок без подушки, голова опускается на матрац.
В этих положениях лежа на боку обязательна фиксация туловища валиком.
Ночью ребенка укладывают на спину, голову удерживают в правильном положении мешочки с песком, солью, которые располагаются с обеих сторон головы так, чтобы они стабилизировали ключицы, не допуская поднятия плеч. При частом срыгивании такая укладка исключается.
IV. Массажзанимает ведущее место в консервативном лечении. Проводится избирательный массаж шеи на фоне общеукрепляющего.
При массаже спинывыделяют воротниковую область.
На «здоровой» стороне – тонизирующий массаж (поглаживание и растирание)
На «больной» стороне – расслабляющий – (поглаживание -нежная вибрация и легкое растяжение) по надплечьям и укрепляющий массаж (растирание, пощипывание, поколачивание, пунктирование) – в области лопатки.
При массаже грудной клетки– расслабляющие приемы на больной стороне в верхней части груди. Нижнюю часть груди массируют симметрично.
Массаж ГКСМ– осторожно, мягко, пластично!
ИПР – лежа на спине, ногами к массажисту. Голова наклонена в сторону кривошеи для расслабления мышцы, применять только расслабляющие приемы:
- нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы)
- растирание (мягкое, подушечкой одного пальца)
- вибрация (по ходу мышц)
- растягивание мышцы от середины к противоположным концам.
- Место, где мышца утолщена и происходит рубцовые изменения надо очень мягко поглаживать, растирать, слегка растягивать, разминать и вновь поглаживать.
При асимметрии лица–
на здоровой стороне – поглаживание и растирание
на больной – поглаживание и вибрация в направлении вниз.
ЗАДАЧА №8
Ребенку 5 месяцев. Направлен на массаж по поводу врожденной косолапости.
ЗАДАНИЕ:
1. Определить проблемы пациента.
2. Назвать цели массажа и гимнастики.
3. Назвать основные особенности массажа и гимнастики.
4. Дать советы матери по лечению положением и проведению пассивных упражнений.
ОТВЕТ:
1. Проблемы:
Настоящие– задержка моторного развития, гипотония мышц, нарушение костиобразования.
Потенциальные– задержка психомоторного, физического развития, деформация костной ткани, косметический дефект, инвалидность.
2. Цели массажа:
Краткосрочные:
- расслабить напряжение мышц внутренней и задней групп;
- укрепить растянутые и ослабленные мышцы переднелатеральной группы;
- улучшить трофику ткани;
- нормализовать объем движений в голеностопном суставе.
Долгосрочные:
- профилактика осложнений, деформации костной ткани, инвалидности.
3. Специальный массаж и корригирующие упражненияпроводят на фоне общеукрепляющего массажа и гимнастики, соответствующих возрасту и развитию ребенка.
Все упражнения должны проводиться в сочетании с массажем, выполняться мягко, чтобы ребенок не чувствовал боли.
Особенности массажа:
Для расслабления внутренней и задней групп мышц голени, где имеется повышенный тонус, применяют поглаживание, потряхивание мышц, растяжение с вибрацией.
Для укрепления растянутых и ослабленных мышц передней и наружной групп мышц голени – энергичные приемы: растирание и разминание, возможно легкое поколачивание пальцами.
4. Хорошо проводить специальные упражнения после тепловых процедур.
1. ИПР на животе. Согнуть ножку ребенка в коленном суставе; одной рукой фиксируйте голень, а ладонью другой руки мягко надавите на стопу ребенка, сгибая ее в тыльную сторону (для растяжения ахиллова сухожилия и устранения подошвенного сгибания стопы).
2. Цель: та же. ИПР на спине. Одна рука прижимает голень ребенка к поверхности стола, фиксируя ее в области лодыжек. Ладонь другой руки упирается в подошву и осторожно сгибает стопу в тыльную сторону с одновременным давлением на наружный край. Хорошо сочетать с точечным массажем в месте перехода тыла стопы в голень.
3. Для устранения приведения переднего отдела стопы: одна рука фиксирует ногу ребенка в области лодыжек, другая мягко производит выпрямляющие движения, постепенно отводя передний отдел стопы кнаружи.
4. Вращательные движения стопы кнаружи (вдоль продольной оси проводят очень осторожно, постепенно опуская внутренний и поднимая наружный край стопы.
При легкой степени косолапости фиксацию осуществляют бинтами после массажа и гимнастики (бинт меняют 3-4 раза в день и каждый раз проводят пассивную корригирующую гимнастику и по 5 мин. легкий массаж).
(Поэтому все должна делать мать, а массажист 1 раз в день делает массаж и контролирует)
хорошо проводить занятия сразу после сна или тепловой процедуры (ванна – t 37-38°).
ЗАДАЧА №9
Ребенку 1,5 месяца.По поводу дисплазии тазобедренного суставаприменяют широкое пеленание. Направлен на массаж.
ЗАДАНИЕ:
1. Определить проблемы пациента.
2. Задачи массажа и гимнастики
3. В чем заключается лечение положением.
4. Составить план массажа с мотивацией
ОТВЕТ:
Проблемы пациента: Настоящая– порок развития тазобедренного сустава. Потенциальная– развитие контрактуры приводящих мышц бедра, хромота. Приоритетная проблема– недоразвитие тазобедренного сустава.
Задачи:
Краткосрочные цели:
- формирование тазобедренного сустава, фиксация его в положении коррекции;
- укрепление мышц, производящих движения в тазобедренном суставе (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь).
Долгосрочные цели:
- предупреждение контрактуры приводящих мышц бедра;
- коррекция вальгусного положения (плоскостопие) коленного и голеностопного суставов, возникающих при лечении с использованием шин.
Лечение положением: - самая первая помощь.
- Широкое пеленание первые 3 месяца
- Носить и держать ребенка при разведенных бедрах (но не на боку взрослого!) Можно рюкзак с жесткой спинкой, но не долго, т.к. создается порочное положение стоп
- В ИПР лежа на животе стопы должны свисать (профилактика напряжения приводящих м. бедра)
Массаж:способствует улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах и в окружающих тканях. Содействует остеогенезу и формированию сустава в функционально правильном положении. (Принцип – поглаживание, растирание, разминание пояснично-крестцовой области, ягодиц, передней, задней, боковых групп мышц бедра – в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедер.
I. Массаж (тонизирующий) пояснично-крестцовой области и ягодиц.
(ИПП на животе, если не получается, то на боку или даже на спине – так лучше расслабляются ягодицы)
1. Круговое поглаживание пояснично-крестцовой области и ягодиц (захватывая область сустава)
2. Растирание в косом направлении II – III п
3. Круговое поглаживание (как 1)
4. Спиралевидное растирание – 3-4 пальцами по 3-м линиям
5. Поглаживание (как 1)
6. Легкое полукружное разминание (I – III п)
7. Поглаживание (как 1)
8. Если ИПР на животе, то накатывание на большой палец
9. Похлопывание тыльной стороной пальцев.
II. Передняя, задняя, боковая группа мышц бедра. Массаж тонизирующий
1. Обхватывающее поглаживание (везде одинаково), чередовать с:
2. Растиранием (II п)
3. Спиралевидным растиранием – 4-мя пальцами по 3-м линиям
4. Полукружным разминанием
5. Похлопыванием тыльной поверхностью пальцев
III. Приводящие мышцы бедра (расслабляющий массаж)
точечный массаж + легкое поглаживание с потряхиванием + линии СТМ – от верхушки копчика дугообразно над вертелом несколько штрихов параллельно друг другу, ИПП –на боку
Точечный массаж с одновременным отведением ног при согнутых коленях:
подушечками III п у входа головки бедра в вертлужную впадину (на большом вертеле) – производят точечный массаж (Хуань-Тяо) XI-30, все бедро обхватывается ладонью, I п лежит спереди, на внутренней поверхности бедра.
Расслабление приводящих мышц производится одновременным точечным вибрационным массажем точки XI-30 Хуань-Тяо и легким потряхиванием бедра остальными пальцами, одновременно с этим постепенно отводят бедро.
ЗАДАЧА №10
Ребенку 3 месяца. Направлен на массажа с диагнозом: гипотрофия I степени, пупочная грыжа. Ребенок беспокоен, аппетит плохой.
ЗАДАНИЕ:
1. Поставить сестринский диагноз.
2. Определить проблемы пациента.
3. Цели массажа.
4. Составить план массажа и гимнастики с мотивацией.
5. Продемонстрировать технику выкладывания на живот.
ОТВЕТ:
Сестринский диагноз: отставание в весе, снижение тонуса мышц живота, грыжевое выпячивание в области пупка.
Проблемы настоящие:
Нарушение питания, дефицит массы тела, ослабление мышечного тонуса передней брюшной стенки, неполное замыкание пупочного кольца.
Проблемы потенциальные:
Увеличение степени гипотрофии, развитие осложнений (задержка психофизического развития, вторичное иммунодефицитное состояние).
Цели массажа:
Краткосрочные:
- Общее укрепление организма ребенка.
- Нормализация нервно – рефлекторной возбудимости пищевого центра.
- Укрепление «мышечного корсета» позвоночника.
- Долгосрочные:
- предупреждение развития осложнений.
Провоцируют появление грыжи:
длительный плач, сопровождаемый повышением
внутрибрюшного давления, частые болезни.
Пупочная грыжа чаще у ослабленных грудных детей со слабым подкожно – жировым слоем, слабой мускулатурой, тонусом,поэтому: одно лишь воздействие на пупочное кольцо и мышцы живота результата не дадут.
Таким детям применяют ОБЩИЙ МАССАЖ, методика которого постепенно приближается к таковой у здоровых детей по мере улучшения состояния ребенка. При этом учитываются особенности соответствующего возрастного периода. В первую очередь применяют приемы поглаживания.
Массаж животапроводится на фоне общего массажа. Начинать с 2 - 3 недельного возраста при хорошем настроении ребенка!! (после заживления пупочной ранки)
Перед массажем вправить грыжу, если не удается, то «утопить» ее пальцами или тенаром одной руки, а другой делать массаж.
1. Круговое поглаживание живота по часовой стрелке.
2. Поглаживание встречное Ti(не задеть печень)
3. Поглаживание косых мышц - ладони с заднебоковых поверхностей грудной клетки направляются навстречу сверху вниз, смыкаются над пупком, который при этом «прячется» в кожную складку.(быстро и отрывисто надавить на точки вокруг пупка —> напряжение мышц и вправление грыжи)
4. Точечный массаж (стимулирующий метод) прямых и косых мышц ( м.б. «пощипывание» вокруг пупка)
Продолжительность общего массажа не должна превышать 15 -20 мин + лечение положением.
Лечение положением:
перед каждым кормлением выкладывать на живот на 1 - 3 мин. (это укрепит все мышцы, облегчит отхождение газов и т.д.) В начале курса лечения массажные процедуры проводят через
день, а когда ребенок адаптируется и окрепнет - ежедневно.
Продолжительность курса - 15 - 20 процедур. Если имеется
необходимость, повторный курс назначают через 3 - 4 недели
после окончания 1-го курса.
ЗАДАЧА №11
Ребенку 5 месяцев. Избыточного питания. выражена гипотония мышц. Грудная клетка сдавлена с боков, податливая. Большой "лягушачий" живот, печень увеличена, пупочное кольцо расширено. Стул с запорами. края большого родничка податливы. Ребенок часто беспокоен, плохо спит.
Направлен на массаж с диагнозом:
Рахит, период разгара.
ЗАДАНИЕ:
1. Сестринский диагноз и проблемы пациента.
2. Цели массажа
3. Методические рекомендации к проведению массажа и по уходу за ребенком.
4. План массажа и гимнастики.
ОТВЕТ:
Период разгара (цветущий рахит). (Возраст от 3-х мес. до 6-ти мес.).
Сестринский диагноз: повышенная возбудимость, гипотония мышц, размягчение костей.
Проблемы настоящие:
- размягчение костей, разболтанность суставов, выраженная гипотония мышц, нарушение сна и бодрствования.
Проблемы потенциальные:
- деформация опорно-двигательного аппарата, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения.
Задачи массажа и лечебной физкультуры Краткосрочные:
- нормализация основных нервных процессов;
- предупреждение отставания в психомоторном развитии.
Долгосрочные:
- предупреждение возможных деформаций опорно-двигательного аппарата;
- восстановление нарушенных функций дыхания, кровообращения и пищеварения;
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УХОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ МАССАЖА:
1. Для предупреждения деформации черепа и скелета избегать длительного нахождения ребенка в однообразной позе в кроватке или на руках взрослого, обязательна частая смена положения.
2. Статическая нагрузка на позвоночник и на ноги (сидение, стояние) категорически исключается.
3. Кроватка ребенка должна быть плоской и умеренно жесткой, не дающей возможности прогибанию и деформации скелета.
4. При общении с ребенком помнить о слабой фиксации его суставов (разболтанности), о возможных вывихах в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Выполнение пассивных упражнений проводить с осторожностью.
5. При массаже живота помнить об увеличенной печени (обходить правое подреберье). Обратить внимание на пупочное кольцо (возможны проявления пупочной грыжи).
6. Длительность массажа и гимнастики не более 10-12 мин.
7. Массаж поверхностный, в замедленном темпе, в плане массажа преобладают приемы поглаживания и легкого растирания, исключаются приемы прерывистой вибрации (повышенная возбудимость ребенка).
План массажа:
1. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание рук
2. Пассивные упражнения для рук
3. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание ног
4. Пассивные упражнения для ног
5. Массаж живота
6. Массаж грудной клетки в исходном положении на боку
7. Массаж спины и ягодиц в исходном положении на животе
8. Сгибание позвоночника и ног ("парение на спине")
9. Поглаживание и растирание стоп.
ЗАДАЧА №12
Ребенку 8 месяцев. Состояние удовлетворительное. Активен. Тонус мышц снижен. Сидит неустойчиво, определяется "симптомом перочинного ножа", переразгибание суставов. Зубов нет. Подвержен простудным заболеваниям, стул неустойчивый.
Направлен на массаж по поводу рахита в период реконвалисценции.
ЗАДАНИЕ:
1. Поставить сестринский диагноз
2. Определить проблемы пациента.
3. Определить задачи массажа и гимнастики в данный период заболевания и на перспективу.
4. Методические указания к проведению ЛФК и массажа.
5. Техника упражнений для уменьшения рахитического кифоза ("тачка").
ОТВЕТ:
Период реконвалесценции (возраст старше 6 мес.) постепенное исчезновение симптомов рахита, улучшение общего состояния.
Сестринский диагноз- снижение мышечного тонуса, отставание в физическом развитии.
Проблемы:гипотония мышц, патологическая подвижность суставов, функциональные нарушения внутренних органов, отставание в физическом развитии.
Проблемы потенциальные- развитие дефектов опорно-двигательного аппарата.
Приоритетная проблема- гипотония мышц.
ЗАДАЧА №13
На массаж направлен ребенок в возрасте 1 год 8 месяцев с остаточными явлениями рахита в виде Х-вальгусного искривления ног.
ЗАДАНИЕ:
1. Определите проблемы пациента.
2. Определите задачи массажа и гимнастики.
3. Обоснуйте схему дифференцированного массажа при этой патологии.
4. Методические указания к проведению процедуры.
5. Составьте план и содержание плана массажа.
ОТВЕТ:
Проблемы пациента:
Настоящие:расстройство костеобразования, гипотония мышц, задержка моторного развития, нерациональный режим.
Потенциальные: задержка психомоторного, физического развития, развития невротических реакций, деформация костной ткани, развитие плоскостопия, косметический дефект, инвалидность.
Задачи: Краткосрочные:
- нормализация психомоторного развития;
- ликвидация отставания в развитии двигательных навыков.
Долгосрочные:
Уменьшение (ликвидация) деформаций опорно-двигательного аппарата и функциональной неполноценности других органов и систем.
Стабильность и нормальное функционирование коленного и голеностопных суставов зависит от состояния окружающих мышц. С помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные. При Х-образном искривлении ног отмечается неравномерное развитие концов бедренных костей; внутренняя их часть вытянута в объеме, а наружные мыщелки уменьшены в размерах. Медиальная головка икроножной мышцы растянута и ослаблена.
Х-образное искривление ног устранить гораздо сложнее. Кроме тонизирующего массажа медиальной порции икроножной мышцы необходим массаж коленных суставов для укрепления связочного аппарата, а также расслабляющий массаж медиальной и задней групп мышц бедра и тонизирующий передней группы мышц бедра.
Х-образное искривление всегда сочетается с плоскостопием, следовательно необходимо соответствовать методике массажа при плоскостопии.
Массажпроводится курсами по 12-20 процедур, ежедневно или через день, с перерывами между курсами 2-4 недели. Интенсивность массажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребенка должно оставаться приятное ощущение после массажа. Время процедуры - не более 15 минут. Учитывая быструю истощаемость нервной системы ребенка масс