Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы. Задача 1.К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач

Задача 1.К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, насморк, болезненность при глотании. Температура тела 40,20. Врачом был поставлен диагноз: «Острое респираторное вирусное заболевание».

Как можно объяснить высокую температуру у больного ребенка?

Что такое реактивность организма, и какие виды реактивности существуют?

Задача № 2. Больной И., 48 лет, поступил в хирургическую клинику по поводу карбункула бедра. В верхней трети правого бедра на внутренней поверхности имеется резко болезненный плотный инфильтрат багрово-красного цвета с очагами некроза в центре. Ткани в окружности инфильтрата отечны и напряжены. Лимфатические узлы в правой паховой области резко увеличены и болезненны. Температура тела 38,50.

Как объяснить увеличение лимфатических узлов?

Что такое «барьеры» и какова их роль в формировании реактивности организма?

Задача №3.После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса - пульс достигает 100 в мин, а артериальное давление - 130/90 мм рт. ст.

Какие факторы определили такую реактивность у начинающих и высококлассных спортсменов?

Что такое реактивность организма?

Факторы, определяющие индивидуальную реактивность?

Задача №4.В школе учится ребёнок. Успеваемость у него очень плохая, стоит вопрос о переводе его в школу для умственно отсталых детей. Рост у ребёнка высокий, непропорционально длинные руки и ноги, отстаёт в половом развитии, агрессивен. При обследовании в клетках эпителия найдены тельца Барра. Что у больного? Проанализируйте механизм развития данного заболевания.

Задача №5.

На приём к врачу пришла женщина с ребёнком двух лет. Ребёнок не говорит, не играет с игрушками, ходит с трудом. Рост ребёнка меньше возрастной нормы. Лицо плоское, узкие глазные щели, большой язык, рот приоткрыт. Пальцы на руках короткие, толстые. У ребёнка имеется порок сердца, неправильное развитие кишечника. Какое заболевание у ребёнка, механизм развития?

Задача №6.У практически здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Изучение всех членов семьи показало наличие больных мужчин в роду. У кого – у матери или у отца? Покажите, как наследуется это заболевание в решётке Пеннета. Механизм развития гемофилии?

Тема №6 «Иммунопатологические процессы»

1. Мотивационная характеристика темы:

Иммунологическая реактивность является актуальной проблемой современной медицины. Основная функция системы иммунобиологического надзора это поддержание антигенного гомеостаза организма, как к инфекционным, так и неинфекционным факторам окружающей среды. Иммунологические реакции оказывают с одной стороны защитные механизмы, развивающиеся при различных заболеваниях, с другой вызывают повреждение, с развитием угрожающих состояний для организма – аллергия (шок, отек Квинке). Изучение нарушений иммунологической реактивности является необходимым условием их иммунокоррекции.

2. Цели:

2.1. Знать основные механизмы нарушения в иммунной системе.

2.2. Уметь объяснять нарушения, возникающие при развитии иммунодефицитных состояниях, аллергии и аутоагрессивных заболеваниях.

2.3. Знать особенности формирования иммунологической реактивности в раннем детском возрасте.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

3. Вопросы, изученные ранее

Для усвоения данной темы необходимы знания о современных представлениях об иммунологической реактивности организма, иммунном ответе, субпопуляциях и функциях Т- и В-лимфицитов, классах имуноглобулинов, иммунологической толерантности, механизмах ее реализации.

Материал изучается в соответствующих разделах гистологии, нормальной физиологии, иммунологии.

4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:

Знать: Уметь:
1.Антигены, Антитела. Определение, виды.   1. Подвергать анализу причины, механизмы развития нарушений в системе фагоцитов и комплимента.
2.Причины и последствия нару-шений в системе фагоцитов. 2. На основе представленных данных иммунограмм и гемограмм подвергать анализу причины, механизмы развития первичного и вторичного дефицита В – и Т- системы иммунитета.
3.Причины, механизмы развития нарушений в системе комплемента
4.Общие закономерности нарушений иммунной системы.
5. Классификацию иммунодефи-цитных состояний. 3. Подвергать анализу причины, механизмы развития ауто-иммунной патологии.
6. Виды первичных (наслед-ственных) иммунодефицитных состояний. Подвергать анализу механизмы развития различных видов аллергических реакций.
7. Последствия дефицита В – системы иммунитета.  
8. Последствия дефицита Т-системы иммунитета.
9.Аутоиммуные заболевания. Причины. Классификация.
10. Механизмы развития аутоиммунной патологии.
11.Аллергию. Определение, биологическая роль. Этиология.
12.Классификацию аллергических реакций. Стадии аллергии.
13.Механизмы развития аллергических реакций.
14. Аллергоподобные состояния. Причины отличие от истинных аллергических реакций
15.Иммунокоррекцию. Методы противоаллергического воздей-ствия.

Логическая структура темы: «Патология иммунологической реактивности»

 
  Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы. Задача 1.К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач - student2.ru

5. Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

5.1.Повторите вопросы из пройденного материала.

5.2.Используя литературу, проанализируйте все учебные элементы графа логической структуры темы.

5.3.Выполните письменно работу по ориентировочной карте.

№ п/п Задание Указания к заданию
1. Дать определение «иммунологическая толерантность» и назвать ее механизмы развития. Составить в виде схемы механизмы патологической иммунологической толерантности.
2. Назвать причины вторичных и первичных иммунодефицитных состояний. Составить схему: «Причины и механизмы развития синдрома Луи Бар».
Проанализировать механизм нарушений в иммунной системе у больных СПИДом.
3. Назвать причины развития аутоимунной патологии. Раскрыть механизм нарушения в системе иммунитета при аутоиммунной гемолитической анемии.
4. Классификация аллергических реакций по Джеллу и Кумбсу. Указать принципы классифи-кации.
5. Стадии и фазы аллергии. Назвать 3 стадии и фазы аллергии. Составить схему «Механизм развития патофи-зиологической фазы при развитии аллергии немедленного типа» на примере отека Квинке.
6. Особенность аллергии замедленного типа. Механизм развития аллерги-ческой реакции замедленного типа по стадиям.

План практического занятия

6.1. Тестовый входной контроль – 5 минут

6.2. Опрос с разбором возникших вопросов при подготовке к занятию - 45 минут

6.3. Ориентировочная основа действия (ООД) – 90 минут

6.4. Выполнение заданий для контроля результатов усвоения учебного материала– 5 минут

6.5. Проверка и подписание протоколов – 35 минут

Наши рекомендации