Заболевание нервной системы у детей: неадекватное поведение, неврозы и неврозоподобные состояния. Причины и профилактика.

При неправильном подходе к детям возникают неврозы ( нарушение адекватных поведенческих реакций).

Формы неврозов:

1.Истерический невроз – выражается в виде припадков когда отказывают в чем-то.

Причина: в семье, в конфликтных ситуациях.

2. Неврастения. Имеет много разнообразных проявлений. В основе лежит низкий уровень работоспособности клеток ц.н.с. Ребенок легко утомляется, раздражителен, капризен.

Проявление неврастении:

-нарушение сна, разговаривает во сне, ночные страхи, энурез, заикание.

3. Невроз навязчивых состояний:

-навязчивые страхи ( запугивание)

- навязчивые движения ( кручение волос и т.д.)

Формы неадекватного поведения:

1. Упрямство – отказ подчиняться обоснованным требованиям взрослых.

2. 2. Капризы – проявляются в том, что ребенок выражает какое0 либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается.

3. Отказ от контакта с воспитателем.

Профилактика: исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

13. Заболевания органов дыханияу детей раннего и дошкольного возраста занимают одно из ведущих мест в структуре общей заболеваемости, что во многом обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания у детей, функциональной незрелостью их защитных механизмов.

Острыйбронхит представляет собой острое воспаление слизистой оболочки бронхов. Чаще всего он развивается одновременно с острым ринофарингитом, трахеитом, ларингитом или как осложнение одного из них, является одним из симптомов острой респираторной вирусной инфекции. Бронхиты могут иметь астматический характер и быть одним из проявлений бронхиальной астмы.

По происхождению различают бронхиты: 1) инфекционные а) вирусные, б) бактериальные, в) вируснобактериальные 2) обусловленные воздействием физических и химических вредных факторов; 3) смешанные.

Острый бронхит может развиться в течение нескольких часов или нескольких дней, что обычно наблюдают воспитатели у детей ясельного и дошкольного возраста. Чаще всего этому предшествуют симптомы ОРЗ. При бронхите самочувствие ребенка ухудшается, развивается слабость, появляются озноб и лихорадочное состояние Основной симптом, определяющий развитие острого бронхита, — стойкий сухой кашель, который появляется в начале и держится в течение всей болезни, исчезает последним при выздоровлении ребенка. Дети раннего возраста не могут откашливать мокроту и заглатывают ее, а обилие мокроты вызывает у них рвоту. Через несколько дней с начала заболевания сухой кашель сменяется более мягким и влажным вследствие отделения мокроты слизистого или слизисто-гнойного характера. Приступы кашля, как правило, становятся болезненными из-за напряжения мышц верхней части брюшной стенки, нижних отделов грудной клетки и диафрагмы.

При тяжелой интоксикации и угрозе осложнения острой пневмонией больного целесообразно госпитализировать. В зависимости от происхождения заболевания назначают медикаментозные средства: жаропонижающие, противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и пр.Очень важно обеспечить обильное питье: горячий чай с лимоном, медом, малиновым вареньем, чай из липового цвета, сухой малины, теплые щелочные минеральные воды.

В период восстановления проводятся общеукрепляющие, оздоровительные, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика и общее облучение ультрафиолетовыми лучами.

Для профилактики заболеваний органовдыхания необходим комплекс организационных, эпидемиологических, санитарно-гигиенических и медицинских мероприятий. Прежде всего — стимуляция неспецифических защитиых свойств организма, сезонное воздействие ультрафиолетовым излучением, витаминизация организма, систематическое закаливание, повышающее сопротивляемость организма детей как к низким температурам, так и к инфекционным заболеваниям. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливающие процедуры важно проводить комплексно, сочетая воздействие природных факторов с физическими упражнениями, подвижными играми и физической работой.

В помещениях дошкольных учреждений важно следить за чистотой воздуха, строго соблюдать режим проветривания. Детям необходимо правильно подбирать одежду, Рекомендуется регулярно проводить гигиеническую и лечебную гимнастику в зависимости от состояния здоровья ребенка.

Болезни органов зрения.

При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие, особенно близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными.

Детям преддошкольного возраста свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95 % новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, с возрастом она компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь с сильной степенью дальнозоркости ребенку выписывают очки.

Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой, при этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане

Н-е зрения особенно возрастает в случаях, если на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие). Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до З диоптрий считается слабой, от З до 6 — средней и свыше б диоптрий — высокой. У детей остроту зрения определяют с помощью специальной таблицы Орловой (рис. 25).

Близорукость может резко изменить поведение Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опушенной головой. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу.

Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение нарушается, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором предметы были бы видны четко, ребенок начинает косить. Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается. Обычно косоглазие появляется рано, на 2—З-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга.

К. может быть сходящимся (при дальнозоркости), расходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим.

У одних может косить один глаз, у других — попеременно то правый, то левый. В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить. Профилактика. Соблюдение режима дня, занятий. Правильно организованное физ. воспитание. Д-сть занятий не должна превышать нормы. После занятия, которое связано с напряжением зрения, д-й необходимо переключить на др. вид д-сти, связ. с дв-ой активностью. После занятий 2-3 мин смотреть в окно. Между занятиями необходим перерыв.

Наши рекомендации