Особенности возрастных периодов развития ребёнка: период новорожденности.
Особенности возрастных периодов развития ребёнка: период новорожденности.
Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы — возрастные периоды.
Период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения и продолжается 4 недели. В период новорожденности происходит приспособление организма ребенка к новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается кровообращение. Начинает работать желудочно-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым условиям питания. Поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения, он почти непрерывно спит. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья.
Для зрелого доношенного ребёнка х-ны средние показатели физич. развит.: масса тела 3300 г (дев.), 3500 г (мальч.), длина – 50-52 см, окружн. головки – 35 см, груди – 34 см.
Такой реб-к громко кричит, у него активные движения, ярко выраженный мышечный тонус, определяются физиологические рефлексы.
При первом осмотре проводится оценка его адаптации к внеутробным условиям существования – по шкале Апгар в течение первой мин. после рождения и – повторно – через 5 мин. По пяти основным признакам (цвет кожных покровов, наличие и х-ер дыхания, частота пульса, выраженность мышечного тонуса, рефлекс чихания на раздражение катетером носовых ходов). В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценку в баллах (0,1 или 2) и полученные цифры складывают. Оценка 7 баллов по шкале Апгар указывает на хороший прогноз в отношении жизнеспособности и нервно-психического развития новорожденного. Оценки ниже 5 баллов относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
В первые дни жизни наблюдается физиологическое снижение массы тела на 6-9%, а с 5-6 дня масса ребёнка начинает увеличиваться.
Сосуды кожи расширены, у половины детей отмечается желтуха, связанная с распадом внутриутробных красных кровяных телец.
В этот период проявляются многие слабые стороны организма ребёнка, несовместимость матери и плода по резус-фактору, дефекты развития, некоторые наследственные заболевания.
Недоношенные дети отличаются незрелостью органов и систем организма. Переношенные дети труднее приспосабливаются, у них часто развивается кислородное голодание. Дети с большой массой тела чаще страдают от родовых травм.
Все новорожденные дети очень чувствительны к различным микробам: стафилококкам, стрептококкам, кишечной палочке, сальмонеллам, которые легко могут вызвать не только местное воспаление, но и заражение крови и различных органов (сепсис). Предупреждение инфицирования новорожденных путем строгого соблюдения гигиенических требований— обязательное условие ухода за ними. В то жевремя новорожденные почти невосприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, полученного ребенком от матери через плаценту. По мере взросления ребенка этот иммунитет постепенно угаса
Болезни органов зрения.
При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие, особенно близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными.
Детям преддошкольного возраста свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95 % новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, с возрастом она компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь с сильной степенью дальнозоркости ребенку выписывают очки.
Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой, при этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане
Н-е зрения особенно возрастает в случаях, если на занятиях не соблюдаются гигиенические требования к посадке детей, освещению помещений, учебным и наглядным пособиям, игрушкам (мелкие, неяркие). Близорукость и дальнозоркость принято характеризовать по величине (степени), для чего существует такая единица, как диоптрия. Чем больше величина близорукости, тем хуже ребенок видит вдаль. Миопия до З диоптрий считается слабой, от З до 6 — средней и свыше б диоптрий — высокой. У детей остроту зрения определяют с помощью специальной таблицы Орловой (рис. 25).
Близорукость может резко изменить поведение Он становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опушенной головой. Кроме того, у ребенка могут появиться головные боли, жалобы на боль в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся. Ребенка с указанными симптомами надо направить к врачу-офтальмологу.
Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в дальнейшем строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляющегося глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение нарушается, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, ребенок не видит их четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором предметы были бы видны четко, ребенок начинает косить. Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, раздражении или сосредоточенном рассматривании какого-либо предмета, в дальнейшем оно может усиливаться и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается. Обычно косоглазие появляется рано, на 2—З-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга.
К. может быть сходящимся (при дальнозоркости), расходящимся (при близорукости), постоянным или периодическим.
У одних может косить один глаз, у других — попеременно то правый, то левый. В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить. Профилактика. Соблюдение режима дня, занятий. Правильно организованное физ. воспитание. Д-сть занятий не должна превышать нормы. После занятия, которое связано с напряжением зрения, д-й необходимо переключить на др. вид д-сти, связ. с дв-ой активностью. После занятий 2-3 мин смотреть в окно. Между занятиями необходим перерыв.
Виды иммунитета
И. бывает врожденным и приобретенным. Приобретенный, в свою очередь, может быть пассивным или активным.
В. имм-т – это врожденная способность уничтожать все чуждое организму. Передаётся от одного поколения к другому
Приобретённый иммунитет — способность организма обезвреживать чужеродные и потенциально опасные микроорганизмы (или молекулы токсинов), которые уже попадали в организм ранее. Его человек приобретает в течение жизни. Этот иммунитет не передаётся по наследству. Он подразделяется на искусственный и естественный. А они, в свою очередь, могут быть активным и пассивным. Искусственный приобретённый иммунитет создаётся при медицинском вмешательстве. Активный искусственный иммунитет возникает при проведении прививок вакцинами и анатоксинами.
Пассивный искусственный иммунитет возникает при введении в организм сывороток и гамма – глобулинов, в которых есть антитела в готовом виде.
Естественный приобретённый иммунитет создаётся без медицинского вмешательства.
Активный естественный иммунитет возникает после перенесенного заболевания или скрытой инфекции.
Пассивный естественный иммунитет создаётся при передаче антител от организма матери ребёнку при его внутриутробном развитии.
Профилактические прививки (вакцинация) – введение в организм человека микроорганизмов, их частиц или химических веществ с целью предупреждения развития инфекционных заболеваний. Основная роль прививок – формирование иммунитета против определенных инфекционных заболеваний. Вакцинация бывает обязательной (плановой) и проводимой по эпидемиологическим показаниям.
Обязательные прививки – те, которые включены в календарь профилактических прививок. Вакцинацию по эпидемиологическим показаниям проводят при наличии неблагоприятной эпидемической ситуации в стране по конкретному заболеванию, для срочного создания иммунитета у лиц, подвергающихся риску развития инфекции
22.Календарь профилактических прививок Беларуси
Новорожденные в первые 12 часов жизни ВГВ-1
Новорожденные на 3-5 день жизни БЦЖ (БЦЖ-М)
1 месяц ВГВ-2
3 месяца АКДС-1 (АаКДС), ИПВ-1, Хиб-1
4 месяца АКДС-2 (АаКДС), ИПВ-2, Хиб-2
5 месяцев АКДС-3 (АаКДС), ИПВ-3, Хиб-3
12 месяцев Тривакцина (или ЖКВ, ЖПВ, вакцина против краснухи)
18 месяцев АКДС-4 (АаКДС), ОПВ-4, ВГА-1, Хиб-1
24 месяца (2 года) ОПВ-5, ВГА-2
6 лет АДС, тривакцина (или ЖКВ, ЖПВ, вакцина против краснухи). Перед поступлением в школу ВГА 1-2*
7 лет ОПВ-6, БЦЖ
11 лет АД-М
13 лет ВГВ 1-3*
14 лет БЦЖ**
16 лет и каждые 10 лет до 66 лет включительно АДС-М, (АД-М, АС)
ВГВ – вакцина против вирусного гепатита B
ВГА – вакцина против вирусного гепатита A
БЦЖ – вакцина против туберкулеза
БЦЖ-М – вакцина против туберкулеза с уменьшенным содержанием антигена
АКДС – адсорбированная коклюшно-дефтерийно-столбнячная вакцина
аКДС – ацеллюлярная адсорбированная коклюшно-дефтерийно-столбнячная вакцина
АДС – адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин
АД-М - адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигенов
АДС-М - адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигенов
АС - анатоксин столбнячный
ОПВ – оральная живая полиомиелитная вакцина
ИПВ – инактивированная полиомиелитная вакцина
ЖКВ – живая коревая вакцина
ЖПВ – живая паротитная вакцина
Тривакцина – комплексная вакцина против кори, краснухи, эпидермического паротита
Хиб – вакцина против гемофильной инфекции (Хиб-инфекции)
23. Инфекция (infectio – заражение)– процесс проникновения микроорганизма в макроорганизм и его размножение в нем.
Инфекционный процесс –процесс взаимодействия микроорганизма и организма человека.
Инфекционная болезнь -это крайняя форма инфекционного процесса.
Эпидемиологический процесс -совокупность следующих друг за другом случаев инфекционной болезни, непрерывность и закономерность которых поддерживается наличием источника инфекции, факторов передачи и восприимчивостью населения. Таким образом, этот процесс состоит из трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителей инфекционных болезней, восприимчивости населения. Без этих звеньев не могут возникать новые случаи заражения инфекционными болезнями. Отсутствие любого из факторов распространения ведет к разрыву цепи эпидемического процесса и прекращению дальнейшего распространения соответствующих заболеваний.
1. Источник инфекции.Для того чтобы произошло заражение, должен быть источник инфекции. Источником инфекции является тот объект, который служит местом естественного пребывания и размножения возбудителей в котором идет процесс естественного накопления заразного начала и из которого возбудитель может тем или иным путем заражать здоровых людей.
По характеру источников инфекции все инфекционные заболевания делятся на три группы:
антропонозы (единственный источник инфекции - человек);
антропозоонозы (источник - животное и человек);
Первая помощь при ожогах.
В зависимости от причины, вызвавшей ожог, различают термические, химические, электрические и лучевые ожоги.
Термические ожоги чаще всего наблюдаются на коже, но могут быть и ожоги глаз, слизистых рта, глотки, пищевода и даже желудка. На коже различают три степени ожога. Ожог первой степени сопровождается покраснением и небольшой припухлостью кожи, которые через 2—3 дня проходят, поврежденный участок кожи темнеет и слущивается. При ожоге второй степени на покрасневшей и припухшей поверхности в дальнейшем образуются пузыри, наполненные сывороткой крови.
Задача первой помощи при ожогах первой и второй степени — облегчить состояние пострадавшего. С этой целью обожженный участок кожи длительно (20—30 мин) обливают струей холодной воды, после чего место ожога обрабатывают 5%-нымраствором марганцовокислого калия, а на ожог второй степени, кроме того, накладывают стерильную, смоченную тем же раствором повязку. Срезать пузыри ни в коем случае нельзя, так как они защищают поврежденную часть кожи от микробов.
Ожог третьей степени — более тяжелое повреждение кожи. Это омертвение (обугливание или сваривание) всей толщи кожи, а иногда и более глубоких тканей, с образованием в дальнейшем язв и рубцов. При ожоге третье, степени необходимо на раневую поверхность наложить стерильную повязку и ребенка немедленно отправить в больницу.
При химических ожогах независимо от вызвавшего их вещества — кислоты, щелочи, концентрированных солей и др. — поврежденные участки тела (в течение 10—15 мин) подвергают действию струи воды. Концентрация химического вещества при этом уменьшается, и оно механически удаляется с поверхности тела. Исключение составляет негашеная известь, которая при соединении с водой образует много тепла, поэтому нельзя промывать водой обожженные негашеной известью части тела, их следует смазать каким-либо жиром, после чего наложить повязку с цинковой или борной мазью и отправить к врачу.
При ожогах щелочью после промывания водой пораженное место обильно орошают 1-2%-нымраствором борной или уксусной кислоты, при ожогах кислотами — 2%-ным содовым раствором. Такую нейтрализацию ожога надо производить в течение 15—20 мин, после чего на поврежденную поверхность наложить влажную повязку из того же раствора.
При химических ожогах глаз или слизистой оболочки рта, зона их следует, так же как и кожу, сначала промыть водой, а затем-при ожогах щелочью — нейтрализовать 1%-ным раствором борной кислоты; при ожоге кислотой—1%-ным раствором соды. Нейтрализацию химических веществ, попавших в глаз, следует производить продолжительное время, иногда в течение целого часа и больше, до тех пор пока не пройдет помутнение роговой оболочки и к пострадавшему не возвратится исчезнувшее с момента ожога зрение. После этого в глаза закапывают по 1 — 2 капли стерильного вазелинового или подсолнечного масла, накладывают повязку и отправляют к специалисту.
Первая помощь при термических ожогах глаз — закапать 1—2 капли стерильного вазелинового, подсолнечного или касторового масла, наложить повязку и доставить к врачу.
Подометрияпроводится при помощи специального прибора – подометра, однако параметры считаются и «вручную» при помощи линейки, транспортира и циркуля. Противопоказаний к подобным обследованиям нет.Этот метод позволяет врачам определить наличие или отсутствие любых деформаций стоп.Определяется подометрический индекс путем вычисления отношения высоты стопы к ее длине.
Рентгенография– исследование, при котором делаются рентген-снимки стоп в двух проекциях (прямо и сбоку) под нагрузкой в статическом положении (т.е. пациент не двигается). По ним ортопеды определяют наличие любых деформаций костно-суставного аппарата, степень плоскостопия:
В целях предупреждения плоскостопия необходимо: 1)чтобы детская обувь не была тесной. Она должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник; 2)не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой; 3)не следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия. Чтобы исправить плоскостопие, желательно проводить упражнения для мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений – 10–20 мин, в зависимости от возраста ребенка. Профилактические (стандартные) супинаторы имеются в некоторой обуви, которую желательно приобретать для ребенка с тенденцией к плоскостопию. Лечебные супинаторы применяются в более тяжелых случаях, их должен подобрать по гипсовому слепку со стопы ребенка врач-ортопед.
45. Закаливание как система мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение резистентности организма.Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.). Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды.
Основные принципы:1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. 2. Последовательность применения закаливающих процедур. 3. Систематичность начатых процедур. 4. Комплексность. 5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. 6. Активное, положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
47. Расстройства питания. Гипотрофия. Ожирение. Профилактика расстройств питания.Пониженная масса тела или гипотрофия – хроническое расстройство питания, характеризующееся различной степенью потери массы тела. Как правило, гипотрофией страдают дети раннего возраста. Различают врожденную (пренатальную) и приобретенную (постнатальную) гипотрофию. Врожденная гипотрофия чаще всего обусловлена заболеваниями матери или связана с внутриутробной гипоксией, инфекцией плода, геномными и хромосомными мутациями. Среди причин приобретенной гипотрофии может быть гипогалактия у матери, неправильно рассчитанный рацион при искусственном вскармливании, одностороннее кормление, пилоростеноз и пилороспазм, лекарственные отравления (гипервитаминоз D), инфекции желудочно-кишечного тракта, недостатки ухода, режима или воспитания ребенка. Также гипотрофия может возникнуть из-за пороков развития желудочно-кишечного тракта и других органов, поражения центральной нервной системы, наследственные аномалии обмена веществ и иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания.
В зависимости от степени дефицита массы тела различают гипотрофию I степени, когда дефицит массы тела составляет от 10 до 20%, II степени – от 20 до 30% и III степени – свыше 30%.
Главное в лечении гипотрофии – организовать правильное питание ребенка, которое должно не только обеспечивать физиологические потребности детского организма в основных пищевых веществах, но и соответствовать его индивидуальным возможностям с учетом степени отставания.
Ожирение - это следствие современного образа жизни. Упрощенно говоря, оно возникает тогда, когда поступление энергии в организм превышает ее расходование. Ожирение вносит дисбаланс в работу почти всех внутренних органов.
Различают 3 критических периода, когда значительно повышается частота развития ожирения:
ранний детский возраст (0 -3 года), дошкольный возраст (5 - 7 лет), подростковый возраст, или период полового созревания (от 12-14 лет до 16-17 лет).
Различают 4 степени ожирения:I степень — вес выше нормы на 10—29%;II степень — на 30-49%;III степень — на 50-99%;IV степень — более чем на 100%.
Причины. Вес ребенка зависит от его пола, возраста, роста, наследственности (какой рост и вес у его родителей), состояния здоровья, характера питания и других факторов.
Рост количества детей с избыточным весом в наши дни объясняется, преимущественно, неправильным питанием и малоподвижным образом жизни.
Реже, ожирение может быть следствием заболеваний эндокринной системы, опухолей головного мозга и других серьезных болезней. В связи с этим родителям важно вовремя обратить внимание на состояние здоровья ребенка, выяснить причину ожирения и вовремя начать лечение.
В зависимости от причины развития ожирения у ребенка, различают алиментарное и обменное (эндокринное) ожирение.
Профилактика ожирения у детей. Объем питания. Для профилактики ожирения детям раннего возраста вполне достаточно придерживаться рационального питания, с учетом рекомендуемых по возрасту суточных и разовых объемов пищи и режима кормления
Если ребенок склонен к полноте, но имеет хороший аппетит и не насыщаются обычным объемом порций, можно добавить некоторое количество супа, салата, овощного гарнира или третьего блюда. Режим питания должен быть 5-разовым, а тучным детям рекомендуется более дробный прием пищи до 6-7 раз в сутки. Строгое соблюдение режима является одним из основных требований рационального питания детей дошкольного возраста.. Отступать от постоянного времени приема пищи рекомендуется не более чем на 15-20 мин. Распределение продуктов в течение суток также очень важно для правильного питания. Продукты калорийные, богатые животными жирами и белками (мясо, рыба, яйца) следует включать в рацион в первую половину дня. На ужин рекомендуются продукты, которые легко усваиваются - молочно-растительные. Завтрак обязательно должен присутствовать в питании малышей. В детский рацион должны входить все группы продуктов, особенно необходимы детям фрукты и овощи, как свежие, так и в отварном виде - источники пищевых волокон. Нужно избегать перегрузки рациона углеводами и жирами.
Детям со склонностью к ожирению не рекомендуется использование манной крупы, макаронных изделий, белого хлеба. Любимые детьми глазированные сырки также весьма калорийны, и их количество в сутки не должно выходить за рамки разумного: 1-2 шт. в день для детей после 3-х лет. Малышам до 3 лет и тучным детям старшего возраста не рекомендуются употреблять жирные сорта мяса, а мясо утки, гуся, любые сосиски, колбасы и пр. полностью исключаются. Также детям, склонным к ожирению, следует ограничивать такие продукты, как инжир, финики, изюм, виноград (виноградный сок), орехи, хурма и бананы.Продукты для малышей нужно отваривать, запекать и тушить. Жарить - не ранее 3-х лет. Кроме состава питания очень важно то, как и сами взрослые относятся к еде. Что придерживаться рационального питания нужно всем членам семьи - это станет важным воспитательным моментом. Кроме того, нужно всегда руководствоваться аппетитом ребенка и не заставлять его есть через силу. И уж тем более никогда не используйте еду в качестве поощрения или наказания. Скорее нужно стимулировать физическую активность ребенка, а не его аппетит. Следите за динамикой веса ребенка в критические периоды накопления жировой ткани. И обязательно позаботьтесь о диспансерном наблюдении ребенка, если он относится к группе риска.
Суточная норма
1-3 года- 53 гр. белка; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.
Полноценные белками животного происхождения это мясо, яйцо,молоко, сыр, творог. Растительного :бобовые, картофель, пшеница, крупы.
Жиры. Отрицательно влияют на организм ,наруш. усвоение белка, наруш. деятельность внутренних систем и органов. При недостатке замедляется рост развития, снижается сопротивляемость к инфекциям, появляется воспалительные изменения на коже. Происходит нарушение желудочно-кишечного тракта.
Суточная норма
1-3 года-53 гр. жиров; 3-5 лет- 65 гр. 5-7 лет- 70 гр.
Углеводы— органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения — овощей, фруктов, ягод, злаков — в виде сахарозы, фруктозы, глюкозы, галактозы, крахмала и клетчатки. В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала — гликогена.
Являются одним из главных источников энергии. Способствуют норм. переваренною и усвоению жиров и белков. Они богаты клетчаткой и способны передвижению пищевых масс по кишечнику.
При недостаточном поступление углеводов с пищей наруш. усвоение белков и жиров. Ухудшается пищеварение.
При избытке :усиленное образование жиров, понижается сопротивляемость детского организма, способствует появлений аллергических реакций.
Суточная норма
1-3 года-210гр. углеводов; 3-5 лет- 270гр . 5-7 лет- 290 гр.
50. Гигиенические требования к организации питания детей в дошкольных учреждениях.Правильно организованное питание детей преддошкольного и дошкольного возраста в условиях ДОУ является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания независимо от типа дошкольного учреждения и времени пребывания в нем ребенка должна базироваться на следующих принципах:
• правильная организация режима питания;
• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %), соответствующих энерготратам детей;
• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы);
• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов;
• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке (учитывая специфику ДОУ), раздаче блюд, обработке посуды в групповых ячейках;
• осуществление ежедневного контроля за выполнением всех санитарно-гигиенических требований;
• учет (насколько это возможно в ДОУ) индивидуальных особенностей детей.
В дошкольных учреждениях ежедневно заведующий вместе с медицинским работником составляют меню-требование на основании примерно 10-дневного или двухнедельного меню. Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед 35 %, полдник — 15—20%, ужин— 25%.
Врач или заведующий ДОУ присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд. Они следят за тем, чтобы при кулинарной обработке продукты не теряли своих ценных качеств, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме.
Перед едой дошкольники отправляются в туалетную мыть руки.
В помещении, где едят дети, надо создать уютную обстановку. Скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища, — небольших размеров, эстетичной (лучше одинаковых формы и цвета, хотя бы для каждого стола).
Готовую пищу надо раздавать сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке или групповой детского учреждения непосредственно перед раздачей.
Первые блюда в момент раздачи должны иметь температуру около 70°С, вторые — не ниже 60 °С, холодные блюда и закуски (салаты, винегрет) — от 10 до 15 °С. Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на 1 ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости проводит медицинская сестра 1 раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов).
Паразитарные заболевания
Все малыши – неугомонные непоседы. Им все нужно потрогать, да еще и попробовать на вкус. В результате таких познавательных игр происходит стремительное распространение всевозможных паразитных заболеваний. Как же этого избежать?
Все паразитарные заболевания – это, в первую очередь, — болезни грязных рук. Поэтому очень важно мыть руки после возвращения с прогулки, после контактов с животными и перед едой. Не стоит приучать ребенка перекусывать во время похода по магазинам или на прогулке.
Самыми распространенными детскими заболеваниями являются энтеробиоз, токсокароз, лямблиоз и токсоплазмоз.
Энтеробиоз.Это наиболее часто встречающееся паразитарное заболевание. Его возбудителями являются острицы. Их яйца можно обнаружить на мочалках, полотенцах, нижнем белье, на игрушках и просто в пыли. Заболевание начинается с грязных рук – именно так острицы попадают в организм. Обитают паразиты в нижнем отделе толстой кишки. Ночью острица-самка выползает из анального отверстия и откладывает на коже яйца, после чего погибает. Откладывание яиц самкой вызывает сильный зуд. Почесав зудящее место, ребенок переносит на руках яйца паразита на окружающие его предметы и в рот. Поэтому распространение остриц происходит очень быстро, и если в семье заразился кто-то один, то очень скоро паразиты поселятся у всех остальных членов семьи.
Основными симптомами энтеробиоза являются: сильный зуд в области анального отверстия, плохой сон, иногда – боли в животе. Для обнаружения этих непрошеных гостей необходимо взять соскоб с кожного покрова около анального отверстия. Анализ кала в данном случае результата не даст, поскольку в нем яиц остриц не бывает.
Лечится энтеробиоз при помощи антигельминтных препаратов. Учитывая, что лекарство уничтожает исключительно взрослых особей остриц, и не затрагивает их яйца, курс лечение повторяется через две недели.
Лямблиоз.Лямблии – тихий и незаметный, но очень грозный враг детского организма. Заражение происходит при контакте с зараженным ребенком или при прикосновении к предметам, на которых есть частицы инфицированного кала. Поэтому чаще всего этих паразитов ребенок приносит с улицы, поиграв в песочнице или пообщавшись с зараженным ребенком. Поселяются лямблии в желчном пузыре и в тонкой кишке. Симптомы заражения проявляются примерно через 1-3 недели. Это может быть: вздутие живота, водянистый понос, тошнота, боли в животе и лихорадка. Могут появиться высыпания на коже. При переходе лямблиоза в хроническую стадию симптомы проявляются изредка: появятся на 1-2 недели, потом пропадут – и так постоянно с некоторым интервалом. Для выявления лямблий проводится дуоденальное зондирование, сдается кал на наличие цист лямблий и анализ крови.
Для лечения лямблиоза применяются специальные препараты: тинидазол, метронидазол, фуразолидон. Длительность лечения установит врач в зависимости от возраста больного. После проведенного лечения снова сдаются анализы.
Токсокароз.Эту болезнь вызывают живущие в кишечнике кошек и собак паразиты. Поэтому заражение происходит при игре ребенка с животным. Яйца этих паразитов весьма живучи – они способны выжить в земле и песке в течение нескольких лет. Попавшие в кишечник личинки через стенки кишечника попадают в кровь. Часть этих личинок попадает в печень, часть может попасть в легкие, глаза, мозг. В результате проникновения паразитов в организм начинается воспалительная аллергическая реакция. При попадании личинок в глаза может сильно пострадать зрение, иногда вплоть до слепоты.
Симптомы токсокароза выражены неявно – это может быть общая слабость, пропавший аппетит, мигрени и боли в животе, сыпь, удушье и хронический кашель. Поэтому необходимо периодически обследовать ребенка, если он контактирует с собаками или кошками, или играет в местах выгула животных.
Выявляют токсокароз при помощи анализа крови и серологического анализа. Лечение – аналогичное всем болезням данного вида – принятие противопаразитных препаратов.
Токсоплазмоз.Токсоплазмоз – опасное заболевание для будущих мам. Болезнь может вызвать нарушения в развитии плода. Могут заболеть токсоплазмозом и дети, поиграв с инфицированным котом. Цисты этого паразита весьма устойчивы к высоким температурам и могут находиться в курятине, свинине и баранине. Поэтому очень важно хорошенько прожаривать или проваривать мясо. Могут находиться цисты и в сырокопченых изделиях.
Токсоплазмоз не имеет каких-либо отличительных симптомов. Если токсоплазмоз и даст о себе знать, то скорее всего это проявится в виде увеличения лимфоузлов, головной боли и слабости. Но все эти симптомы очень часто встречаются и при других заболеваниях.Выявить токсоплазмоз можно при помощи биохимического анализа крови. Лечение заболевания заключается в приеме антибиотиков, но чаще всего признаки токсоплазмоза проходят сами собой.
Профилактика паразитов у детей. Чтобы избежать знакомства с паразитами, необходимо соблюдать определенные меры профилактики:
Все члены семьи обязаны соблюдать правила личной гигиены, нужно оберегать свои вещи и вещи ребенка от контакта с животными.
Нельзя позволять ребенку подбирать на улице какие-либо предметы с земли и контактировать с животными.
Необходимо прививать ребенку привычку постоянно мыть руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета.
Обязательна периодическая влажная генеральная уборка с мытьем всех детских игрушек, с очищением от пыли мебели и стиркой штор.
Нельзя давать ребенку немытые фрукты и овощи, недостаточно прожаренное мясо и сырую воду.
55. Гигиенические требования к одежде детей.Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность тела от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется в пределах от: 28° до 34°, относительная влажность невелика (20—40%), скорость движения воздуха незначительна. Создавая свой микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи. Теплозащитная роль одежды является ее основным назначением. Для того чтобы при этом не препятствовать дыхательной функции кожи, одежда должна быть в достаточной степени воздухопроницаемой. Она должна также способствовать удалению влаги с поверхности тела. Воздухопроницаемость и гигроскопичность — важные свойства одежды.
Гигиенические свойства одежды зависят от физических свойств ткани и от покроя. Для зимней одежды используют ткани, обладающие высокими теплозащитными свойствами; летнюю одежду шьют из тканей, обладающих большой воздухопроницаемостью. Ткань белья, прилегающая к телу, должна быть гигроскопичной, воздухо - и паропроницаемой. Наружный слой верхней одежды не должен быть воздухопроницаемым и гигроскопичным.
Гигиенические требования к детской одежде основываются на возрастных анатомо-физиологических особенностях детей.
По мере развития дети осваивают новые движения, совершенствуют приобретенные двигательные умения и навыки. Одежда их должна соответствовать величине и пропорциям тела, давать свободу движениям. Эти качества обеспечиваются размером и покроем одежды. Тесная одежда ограничивает движения, затрудняет кровоток, а иногда препятствует свободному дыханию. Все это мешает росту и развитию. Из одежды детей следует исключить тугие пояса, узкие проймы, опоясывающие резинки. Основную тяжесть одежды необходимо переносить на плечи. Слишком свободная, большая по размеру одежда также затрудняет движения. В соответствии с возрастными стандартами физического развития установлены стандартные размеры детской одежды. Один размер одежды м<