Стадии (фазы) развития чрезвычайных ситуаций

Исследования в области чрезвычайных ситуаций позволяют сделать вывод, что основная масса экстремальных событий возникает в результате:

· воздействия природного фактора (природные процессы вследствие гравитации, земного вращения, разницы температур и др.);

· воздействия природной среды на сооружения и технику (коррозия, изменение технических показателей и т.п.);

· возникновения или развития по вине человека (например, при нарушении правил эксплуатации) отказов и дефектов в сооружениях, машинах и т.п.;

· воздействия технологических процессов (температур, вибрации, агрессивных паров и жидкостей, повышенных нагрузок и пр.) на сооружения, машины, механизмы и т.п.;

· военной деятельности и др.

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре стадии (фазы).

1. Зарождения - возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно. При этом возможно использование статистики конструкторских отказов и сбоев, анализируются данные сейсмических наблюдений, метеорологические оценки и т.п.

2. Инициирования - начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала.

3. Кульминации - стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

4. Затухания - локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия.

РОССИЙСКАЯ СЛУЖБА

ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

Российская Федерация - одно из немногих государств, где для предупреждения и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, на всех уровнях государственной власти созданы специализированные службы и формирования.

Впервые в России, в 1990 году, был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций. В 1991 году корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РФ по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). В систему ГКЧС России вошли штаб ГО Российской Федерации и вся сеть штабов, а также войска гражданской обороны.

В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий стихийных бедствий (МЧС России). В подчинение МЧС России были переданы Госкомчернобыль России, комитет по проведению подводных работ особого назначения (КОПРОН), а также авиакосмическая служба поиска и спасения. Функции штабов ГО были расширены, а сами штабы были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Изменение названия отражает переориентацию их деятельности, прежде всего, на решение задач мирного времени.

Указом Президента РФ N 643 от 8 мая 1993 года были определены задачи и пути совершенствования сил ГО России. Начальником гражданской обороны Российской Федерации по должности был определен председатель Правительства (премьер - министр). Руководство гражданской обороной в субъектах РФ, муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возложено на соответствующих руководителей. Они по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих субъектов РФ, министерств, предприятий и т.п.

В 1994 году был принят федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определил общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты населения страны, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты от ЧС.

Реализация требований Закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, органами управления, специально уполномоченными решать задачи защиты населения и территорий.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, непринятии мер по защите жизни, здоровья людей и в других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность по законодательству РФ.

В 1998 году, с 19 февраля вступил в силу федеральный закон "О гражданской обороне". Этот закон определил в области гражданской обороны:

· основные задачи;

· принципы организации и ведения гражданской обороны;

· полномочия органов государственной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;

· права и обязанности граждан и др.

В настоящее время Россия стала полноправным членом Международной организации "Защита населения в чрезвычайных ситуациях".

Наши рекомендации