Организация медицинской помощи детскому населению. Анализ деятельности медицинских организаций педиатрического профиля
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему:
Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.
Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, анализ показателей деятельности детской поликлиники по отчетной форме № 31.
Литература
Основная
1.Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - 3-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2015. - 544 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970432914.html
2.Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник, рек. МО и науки РФ, ГОУ ВПО "Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова" для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей "Здравоохранение и медицинские науки" по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" / В. А. Медик, В. И. Лисицин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2016. - on-line. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437018.html
Дополнительная
1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа:
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html
2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html
3.Приказ Минздрава России от 16.04.2012г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».
4.Приказ Минздрава России от 21.12.2012г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
5. Организация медицинской помощи женщинам и детям [Текст] : учебное пособие для студентов / сост. Н. Х. Шарафутдинова [и др.]. - Уфа : БГМУ, 2014. - 113 с.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТАДЕНТОВ
Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов
1. НА КАКОЙ СРОК ВЫДАЕТСЯ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО 7 ЛЕТ ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ
1) на срок до 15 дней по случаю обострения хронического заболевания;
2) на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания;
3) на весь период острого заболевания;
4) на срок до 7 дней по каждому случаю заболевания;
5) на срок до 3 дней по каждому случаю заболевания.
2. НА КАКОЙ СРОК ВЫДАЕТСЯ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ СТАРШЕ 7 ЛЕТ ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ
1) на срок до 15 дней по случаю обострения хронического заболевания;
2) на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания;
3) на весь период острого заболевания;
4) на срок до 7 дней по каждому случаю заболевания;
5) на срок до 3 дней по каждому случаю заболевания
3. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ НА 1-М МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ
1) число детей, умерших на первом месяце жизни х 100
число детей, умерших в возрасте до одного года
2) число детей, умерших на 1м месяце жизни х 100
число детей, родившихся живыми
3) число детей, умерших на 1м месяце жизни в стационаре х 100
число детей, выписанных и умерших в стационаре
4) число умерших детей первого года жизни в данном месяце х 100
среднемесячное число детей, родившихся живыми за последние 13 месяцев
5) число детей, умерших в данном месяце______________ х 100
к среднему количеству родившихся живыми за 1 месяц
4. СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ ДЕТЕЙ НА 1-М ГОДУ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) наглядным
г. стандартизованным
5.НОВОРОЖДЕННЫМ СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНОК....
1) только что родившийся
2) в возрасте 0-6 суток от рождения
3) в возрасте 2-6 недель от рождения
4) в возрасте 0-28 суток от рождения
5) первого года жизни
6. КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК?
а) Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
б) Приказом Минздрава
в) Инструкциями по применению вакцин, утвержденными Минздравом
7. ПОСТОЯННЫМИ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ЯВЛЯЮТСЯ
а) частые простудные заболевания
б) аллергические реакции
в) Злокачественные болезни крови, новообразования, системные прогрессирующие заболевания
г) врожденные пороки сердца
8. ПОКАЗАТЕЛЬ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ
а) по месту смерти
б) по месту жительства матери
в) по месту жительства отца
г) по месту жительства ребенка
9. В КАКОЙ СТРАНЕН САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ?
а) США
б) Япония
в) Кувейт
10. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВЛЯЮЩИМ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ?
а) перинатальная смертность
б) ранняя неонатальная смертность
в) поздняя неонатальная смертность
г) неонатальная смертность
д) постнеонатальная смертность
Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов
По отчету ф-№31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» вычислить показатели:
1. Структуру численности детей по возрасту.
2. Удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании в течение первого года жизни.
3. Уровень заболеваемости (на 1000 детей) и структуру заболеваний среди детей первого года жизни.
4. Среди детей, состоящих на учете в поликлинике, определить распространенность нарушений слуха, зрения, дефектов речи, со сколиозом, с нарушением осанки в возрастных группах 0-14 и 15-17 лет (на 1000 детей).
5. Распределить учащихся образовательных учреждений по группам здоровья, показатели изобразить графически.
6. Провести анализ и сделать соответствующие выводы
Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний
Выберите один правильный ответ
- В ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА» ВХОДЯТ
1) оптимальный уровень достигнутого развития физического, нервно-психического, интеллектуального здоровья
2) достаточная функциональная и социальная адаптация
3) отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний
4) показатели рождаемости
2. ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1) первичная заболеваемость
2) распространенность заболеваний
3) показатель иммунизации детского населения
4) показатель охвата диспансерным наблюдением
5) распределение по группам состояния здоровья
3. СМЕРТЬ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ ОТНОСИТСЯ К СМЕРТНОСТИ
1) ранней неонатальной
2) неонатальной
3) перинатальной
4) младенческой
5) постнеонатальной
4. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ ДОПУСТИМЫМ МЕТОДОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ
1) число детей х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
2) число умерших детей в возрасте до 1 года х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
3) число родившихся в данном году х 1000
число умерших детей в данном году
4) число умерших детей на первом году жизни х 1000
число родившихся живыми в данном году
5) число родившихся х 1000
общее число родившихся живыми и мертвыми
5. В СТРУКТУРЕ ПРИЧИН МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ 1-Е МЕСТО ЗАНИМАЮТ
1) болезни органов дыхания
2) врожденные аномалии развития
3) отдельные состояния перинатального периода
4) инфекционные и паразитарные болезни
5) несчастные случаи, травмы, отравления
6. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ ПО МЕТОДУ РАТСА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ
1) число детей х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
2) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
2/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 1/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
3) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
1/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 2/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
4) число детей, умерших на первом году жизни в данном календарном году х 1 000
число детей, родившихся живыми
5) число детей, умерших на первом месяце жизни х 1000
число детей, родившихся живыми за год
- РАННЯЯ НЕОНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ – ЭТО СМЕРТНОСТЬ ДЕТЕЙ НА
1) первом месяце жизни
2) первой неделе жизни
3) первом году жизни
4) втором – двенадцатом месяце жизни
8. ПОСТНЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД - ЭТО
1) со второго месяца жизни до года
2) первая неделя жизни
3) первые сутки жизни
4) первый месяц жизни
5) первый год жизни
9. КАКОВА МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СМЕРТНОСТИ
1) число умерших детей на первой неделе жизни___х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
2) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
2/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 1/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
3) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
1/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 2/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
4) число мертворожденных + число детей, умерших на первой неделе жизни х 1 000
число детей, родившихся живыми и мертвыми в данном календарном году
5) число детей, умерших на первом месяце жизни х 1000
число детей, родившихся живыми за год
10. МОЩНОСТЬ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ
1) специализированных кабинетов
2) посещений за день
3) вызовов на дом
4) посещений за смену
11. 2-ОЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ ЗАНИМАЮТ
1) отдельные состояния перинатального периода
2) болезни органов дыхания
3) врожденные аномалии развития
4) болезни органов пищеварения
12. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) полнотой и своевременностью проведения профилактических мероприятий
2) динамикой показателей здоровья детей
3) охватом детей профилактическими прививками
4) частотой наблюдения ребенка в поликлинике в течение года
5) охватом диспансерным наблюдением.
13.УРОВЕНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В СРАВНЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
1) ниже
2) одинаковый
3) выше
14. 1-е МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮТ БОЛЕЗНИ
1) инфекционные и паразитарные
2) нервной системы
3) органов дыхания
4) костно-мышечной системы
5) органов пищеварения
15.ОСНОВНЫМ УЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) индивидуальная карта амбулаторного больного
2) листок нетрудоспособности
3) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом остром, профессиональном отравлении
4) статистическая карта выбывшего больного из стационара
5) статистический талон для уточненных диагнозов
16. ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ИЗ РОДИЛЬНОГО ДОМА ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЫДАЕТСЯ СРОКОМ НА
1) 56 дней
2) 70 дней
3) 90 дней
4) 140 дней
5) 156 дней
17.ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО 7 ЛЕТ ВЫДАЕТСЯ:
1) на весь период заболевания
2) в период очередного отпуска, отпуска без сохранения содержания, отпуска по беременности и родам
3) в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком
4) все перечисленное верно
18.ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ от15 до 17 ЛЕТ ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ ВЫДАЕТСЯ ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ НА СРОК
1) до 5 дней
2) до 3 дней
3) до 15 дней
4) до 30 дней
5) не выдается
- К ПОКАЗАТЕЛЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ОТНОСЯТСЯ
1) охват дородовым патронажем
2) младенческая смертность
3) заболеваемость детского населения
4) повозрастная смертность в детском возрасте
5) все перечисленное верно
- ВИДЫ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:1) профилактический, 2) периодический, 3) предрейсовый, 4) предварительный, 5) послерейсовый
1) верно 1,2,3,
2) верно 1,2,4
3) верно 2,3,4
4) верно все перечисленное
- ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ВРАЧА ПЕДИАТРА - УЧАСТКОВОГО ЯВЛЯЮТСЯ СНИЖЕНИЕ:
1) заболеваемости
2) детского травматизма
3) инвалидности
4) младенческой и детской смертности
5) все перечисленное верно
- КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕДПОЛАГАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КРИТЕРИИ ПО ГРУППАМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ (найдите соответствие):
Группы состояния здоровья | Критерии |
1. Первая группа состояния здоровья | 1.отсутсвие хронических заболеваний, наличие некоторых функциональных и морфофункциональных нарушений |
2. Вторая группа состояния здоровья | 2.наличие хронических заболеваний в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными компенсированными функциями органов и систем, при отсутствии осложнений основного заболевания; с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда |
3. Третья группа состояния здоровья | 3.здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений; |
4. Четвертая группа состояния здоровья | 4.страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения; с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда; дети-инвалиды. |
5.Пятая группа состояния здоровья | 5.страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций; с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения; с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда; |
23. СРЕДНЕЕ ЧИСЛО ДЕТЕЙ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ
1) 700
2) 750
3) 800
4) 1200
5) 1700
24.ОСОБЕННОСТЯМИ СТРУКТУРЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕЕ ОТ ПОЛИКЛИНИКИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ ВЗРОСЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ: 1) кабинета здорового ребенка, 2) приемно-смотрового фильтра-бокса с отдельным входом, 3) кабинета профилактических прививок, 4) дневного стационара, 5) отделения неотложной помощи, 6) колясочной, 7) отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.
1) верно 1,2,3,7
2) верно 1,3,6,7
3) верно 1,2,6,7
4) верно все перечисленное
25.ПРИ КАЖДОМ ОБРАЩЕНИИ В ПОЛИКЛИНИКУ НА РЕБЕНКА ЗАПОЛНЯЕТСЯ:
1) контрольная карта диспансерного наблюдения
2) талон пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях
3) карту профилактических прививок
4) листок нетрудоспособности
5) верно все перечисленное
26. ВЫБЕРИТЕ ПОКАЗАТЕЛЬ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
1) первичная заболеваемость
2) распространенность
3) показатель охвата диспансерным наблюдением
4) группа состояния здоровья
27. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) полнотой и своевременностью проведения профилактических мероприятий
2) динамикой показателей здоровья детей
3) показателем охвата детей профилактическими прививками
28. КАКОВЫ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТАЦИОНАРА
1) врач-педиатр отделения 1 на 25 коек
2) врач-педиатр отделения 1 на 15 коек
3) врач-педиатр отделения 1 на 20 коек
4) врач-педиатр отделения 1 на 10 коек
5) врач-педиатр отделения 1 на 30 коек
29.ПЕДИАТРИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
1) оказание педиатрической помощи
2) проведение диагностики и лечения детских болезней
3) проведение профилактических мер
4) экспертизу временной нетрудоспособности
5) все перечисленное верно
30.ОСОБЕННОСТЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ ЯВЛЯЮТСЯ: 1) организация отделений по возрастным группам, 2) наличие дневного стационара, 3) приемное отделение должно быть боксированно, 4) организация отделений по нозологическим формам, 5) возможность пребывания в стационаре одного из родителей по уходу, 6) проведение воспитательной работы с детьми, 7) профилактика внутрибольничной инфекции.
1) верно 1,2,3,7
2) верно 1,3,6,7
3) верно 1,3,5,6
4) верно все перечисленное
Информационный блок
Индекс здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическому занятию на тему:
Организация медицинской помощи детскому населению. Анализ деятельности медицинских организаций педиатрического профиля
Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,
экономика здравоохранения
Специальность – 31.05.01 Лечебное дело
Курс – 4
Семестр – 7
Количество часов – 4
Уфа
Тема:«Организация медицинской помощи детскому населению. Анализ деятельности медицинских организаций педиатрического профиля» на основании рабочей программы ФГОС ВО дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 15.06.2017г.
Рецензенты:
1. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Павлова М.Ю.
2. доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПДО, к.м.н. Борисова М.В.
Автор:
доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО к.м.н. Киреева Э.Ф.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО протокол №18 от 30.06.2017.
1.Тема и ее актуальность.Организация медицинской помощи детскому населению. Анализ деятельности медицинских организаций педиатрического профиля.
Изучение организации медицинской помощи детскому населению является одним из важных разделов дисциплины общественное здоровье и здравоохранение. Здоровье взрослого населения во многом определяется тем, какие показатели здоровья имелись в детском возрасте. Кроме этого показатели здоровья детей определяют состояние медицинских, социальных и экономических проблем.
2. Учебная цель: овладение навыками анализа деятельности медицинских организаций педиатрического профиля.
Для формирования профессиональной компетенции студент должен
знать:
- основные этапы организации медицинской помощи детям;
- нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинских организаций педиатрического профиля;
- задачи, структуру, показатели деятельности детской поликлиники;
- особенности организации стационарной помощи детскому населению.
Для формирования профессиональной компетенции студент должен владеть и уметь:
- пользоваться нормативными документами, регламентирующими деятельность медицинских педиатрического профиля;
- анализировать показатели деятельности детской поликлиники;
- применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и в период производственной практики.
- овладеть методами анализа и оценки показателей деятельности медицинских организаций по отчетным формам, навыками работы с нормативными и законодательными актами в области охраны здоровья населения РФ,методикой поиска научно-медицинской информации (ПК-17)
3. Материалы для самоподготовки
1. Назовите виды медицинской помощи детям и условия их оказания?
2. Каковы задачи и функции детской поликлиники?
3. Перечислите структурные подразделения детской поликлиники.
4. Каковы задачи и функции детской поликлиники?
5. Какова численность прикрепленного детского населения у участкового педиатра?
6. Перечислить функции участковых педиатров.
7. Раскройте содержание участкового и диспансерного принципов организации медицинской помощи детям?
8. Какова особенность диспансеризации детского населения?
9. Какова роль участкового педиатра в формировании здорового ребенка?
10. Перечислите показатели деятельности детской поликлиники, какова методика их расчета?
11. Как проводится диспансерное наблюдение за ребенком первого года жизни врачами-специалистами?
12. Перечислите основную документацию детской поликлиники?
13. Как организуется работа стационара на дому в детской поликлинике?
14. Перечислите критерии эффективности работы участкового педиатра?
15. Перечислите основные функции детского стационара.
16. Какова методика расчета показателей деятельности стационара?
4. Вид занятия:практическое занятие.
5.Продолжительность занятия: 4 академических часов
6.Оснащение:
6.1. Ситуационные задачи, методические пособия, тестовые задания, годовые отчеты детской поликлиники.
6.2. ТСО (калькуляторы, компьютеры)
7. Содержание занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений
7.2. Совместно с преподавателем в группе разбираются узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики расчета показателей деятельности детской поликлиники.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по расчету и анализу показателей деятельности детской поликлиники (задание прилагается).
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы
Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.
Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами (комната №112), модуль практических навыков, компьютерный класс.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, анализ показателей деятельности детской поликлиники по отчетной форме № 31.
Литература
Основная
1.Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - 3-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2015. - 544 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970432914.html
2.Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник, рек. МО и науки РФ, ГОУ ВПО "Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова" для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей "Здравоохранение и медицинские науки" по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" / В. А. Медик, В. И. Лисицин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2016. - on-line. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437018.html
Дополнительная
1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа:
http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html
2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html
3.Приказ Минздрава России от 16.04.2012г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».
4.Приказ Минздрава России от 21.12.2012г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
5. Организация медицинской помощи женщинам и детям [Текст] : учебное пособие для студентов / сост. Н. Х. Шарафутдинова [и др.]. - Уфа : БГМУ, 2014. - 113 с.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТАДЕНТОВ
Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний
Выберите один или несколько правильных ответов
1. НА КАКОЙ СРОК ВЫДАЕТСЯ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО 7 ЛЕТ ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ
1) на срок до 15 дней по случаю обострения хронического заболевания;
2) на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания;
3) на весь период острого заболевания;
4) на срок до 7 дней по каждому случаю заболевания;
5) на срок до 3 дней по каждому случаю заболевания.
2. НА КАКОЙ СРОК ВЫДАЕТСЯ ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ СТАРШЕ 7 ЛЕТ ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ
1) на срок до 15 дней по случаю обострения хронического заболевания;
2) на срок до 15 дней по каждому случаю заболевания;
3) на весь период острого заболевания;
4) на срок до 7 дней по каждому случаю заболевания;
5) на срок до 3 дней по каждому случаю заболевания
3. УДЕЛЬНЫЙ ВЕС СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ НА 1-М МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ
1) число детей, умерших на первом месяце жизни х 100
число детей, умерших в возрасте до одного года
2) число детей, умерших на 1м месяце жизни х 100
число детей, родившихся живыми
3) число детей, умерших на 1м месяце жизни в стационаре х 100
число детей, выписанных и умерших в стационаре
4) число умерших детей первого года жизни в данном месяце х 100
среднемесячное число детей, родившихся живыми за последние 13 месяцев
5) число детей, умерших в данном месяце______________ х 100
к среднему количеству родившихся живыми за 1 месяц
4. СТРУКТУРА ПРИЧИН СМЕРТИ ДЕТЕЙ НА 1-М ГОДУ ЖИЗНИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ
1) интенсивным
2) экстенсивным
3) наглядным
г. стандартизованным
5.НОВОРОЖДЕННЫМ СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНОК....
1) только что родившийся
2) в возрасте 0-6 суток от рождения
3) в возрасте 2-6 недель от рождения
4) в возрасте 0-28 суток от рождения
5) первого года жизни
6. КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК?
а) Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
б) Приказом Минздрава
в) Инструкциями по применению вакцин, утвержденными Минздравом
7. ПОСТОЯННЫМИ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ЯВЛЯЮТСЯ
а) частые простудные заболевания
б) аллергические реакции
в) Злокачественные болезни крови, новообразования, системные прогрессирующие заболевания
г) врожденные пороки сердца
8. ПОКАЗАТЕЛЬ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ
а) по месту смерти
б) по месту жительства матери
в) по месту жительства отца
г) по месту жительства ребенка
9. В КАКОЙ СТРАНЕН САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ?
а) США
б) Япония
в) Кувейт
10. КАКОЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВЛЯЮЩИМ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ?
а) перинатальная смертность
б) ранняя неонатальная смертность
в) поздняя неонатальная смертность
г) неонатальная смертность
д) постнеонатальная смертность
Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов
По отчету ф-№31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам» вычислить показатели:
1. Структуру численности детей по возрасту.
2. Удельный вес детей, находящихся на грудном вскармливании в течение первого года жизни.
3. Уровень заболеваемости (на 1000 детей) и структуру заболеваний среди детей первого года жизни.
4. Среди детей, состоящих на учете в поликлинике, определить распространенность нарушений слуха, зрения, дефектов речи, со сколиозом, с нарушением осанки в возрастных группах 0-14 и 15-17 лет (на 1000 детей).
5. Распределить учащихся образовательных учреждений по группам здоровья, показатели изобразить графически.
6. Провести анализ и сделать соответствующие выводы
Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний
Выберите один правильный ответ
- В ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА» ВХОДЯТ
1) оптимальный уровень достигнутого развития физического, нервно-психического, интеллектуального здоровья
2) достаточная функциональная и социальная адаптация
3) отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний
4) показатели рождаемости
2. ИНТЕГРИРОВАННЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1) первичная заболеваемость
2) распространенность заболеваний
3) показатель иммунизации детского населения
4) показатель охвата диспансерным наблюдением
5) распределение по группам состояния здоровья
3. СМЕРТЬ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ ОТНОСИТСЯ К СМЕРТНОСТИ
1) ранней неонатальной
2) неонатальной
3) перинатальной
4) младенческой
5) постнеонатальной
4. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ ДОПУСТИМЫМ МЕТОДОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ
1) число детей х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
2) число умерших детей в возрасте до 1 года х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
3) число родившихся в данном году х 1000
число умерших детей в данном году
4) число умерших детей на первом году жизни х 1000
число родившихся живыми в данном году
5) число родившихся х 1000
общее число родившихся живыми и мертвыми
5. В СТРУКТУРЕ ПРИЧИН МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ 1-Е МЕСТО ЗАНИМАЮТ
1) болезни органов дыхания
2) врожденные аномалии развития
3) отдельные состояния перинатального периода
4) инфекционные и паразитарные болезни
5) несчастные случаи, травмы, отравления
6. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ ПО МЕТОДУ РАТСА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ФОРМУЛЕ
1) число детей х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
2) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
2/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 1/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
3) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
1/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 2/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
4) число детей, умерших на первом году жизни в данном календарном году х 1 000
число детей, родившихся живыми
5) число детей, умерших на первом месяце жизни х 1000
число детей, родившихся живыми за год
- РАННЯЯ НЕОНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ – ЭТО СМЕРТНОСТЬ ДЕТЕЙ НА
1) первом месяце жизни
2) первой неделе жизни
3) первом году жизни
4) втором – двенадцатом месяце жизни
8. ПОСТНЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД - ЭТО
1) со второго месяца жизни до года
2) первая неделя жизни
3) первые сутки жизни
4) первый месяц жизни
5) первый год жизни
9. КАКОВА МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПЕРИНАТАЛЬНОЙ СМЕРТНОСТИ
1) число умерших детей на первой неделе жизни___х 1000
число родившихся живыми и мертвыми в данном году
2) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
2/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 1/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
3) число детей, умерших на первом году жизни за данный календарный год х 1000
1/3 детей родившихся живыми в данном календарном году + 2/3 детей
родившихся живыми в предыдущем году
4) число мертворожденных + число детей, умерших на первой неделе жизни х 1 000
число детей, родившихся живыми и мертвыми в данном календарном году
5) число детей, умерших на первом месяце жизни х 1000
число детей, родившихся живыми за год
10. МОЩНОСТЬ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧИСЛОМ
1) специализированных кабинетов
2) посещений за день
3) вызовов на дом
4) посещений за смену
11. 2-ОЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ ЗАНИМАЮТ
1) отдельные состояния перинатального периода
2) болезни органов дыхания
3) врожденные аномалии развития
4) болезни органов пищеварения
12. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1) полнотой и своевременностью проведения профилактических мероприятий
2) динамикой показателей здоровья детей
3) охватом детей профилактическими прививками
4) частотой наблюдения ребенка в поликлинике в течение года
5) охватом диспансерным наблюдением.
13.УРОВЕНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В СРАВНЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ
1) ниже
2) одинаковый
3) выше
14. 1-е МЕСТО В СТРУКТУРЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮТ БОЛЕЗНИ
1) инфекционные и паразитарные
2) нервной системы
3) органов дыхания
4) костно-мышечной системы
5) органов пищеварения
15.ОСНОВНЫМ УЧЕТНЫМ ДОКУМЕНТОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФЕКЦИОННОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ
1) индивидуальная карта амбулаторного больного
2) листок нетрудоспособности
3) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом остром, профессиональном отравлении
4) статистическая карта выбывшего больного из стационара
5) статистический талон для уточненных диагнозов
16. ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ИЗ РОДИЛЬНОГО ДОМА ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ВЫДАЕТСЯ СРОКОМ НА
1) 56 дней
2) 70 дней
3) 90 дней
4) 140 дней
5) 156 дней
17.ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО 7 ЛЕТ ВЫДАЕТСЯ:
1) на весь период заболевания
2) в период очередного отпуска, отпуска без сохранения содержания, отпуска по беременности и родам
3) в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком
4) все перечисленное верно
18.ЛИСТОК НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ от15 до 17 ЛЕТ ПРИ АМБУЛАТОРНОМ ЛЕЧЕНИИ ВЫДАЕТСЯ ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ НА СРОК