Психологические техники, применяемые в работе с подростками. Арттерпия
Общепризнанной классификации арттерапии не существует. В настоящее время используются в психокоррекции искусство и творчество в качестве мощного эмоциогенного фактора. Творческий процесс снижает чувство напряжения, способствует осознанию внутренних конфликтов, а следовательно, и нахождению решения деструктивных проблем подростка. Активное творчество способствует восстановлению более тонкому дифференцированию моторики. Арттерапия может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной дезадаптации облегчить контакт. К видам активной арттерапии относятся тактированное письмо (каллиграфиотерапия) и ритмические упражнения.
Каллиграфотерапия способствует развитию кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной и серийной организации движений. Ритмическое письмо служит средством моторного программирования и контроля, избирательной активации внимания. Эти коррекционные приемы можно предложить подросткам, испытывающим каллиграфические трудности, затруднения в скорости, темпе, ритме письма.
Работу с подростками следует начинать с переписывании стихотворных текстов, которые по тематике будут индивидуально интересны. При этом психолог может обсудить содержание этого стихотворения, которое поможет ему перейти на целенаправленную психотерапевтическую беседу. Любое обсуждение выполненных заданий необходимо начинать с похвалы, демонстрируя интерес психотерапевта к подростку, как к личности.
При истероидной и эпилептоидной акцентуации подросткам показаны приемы тактированного письма в сочетании с индивидуальной рациональной психотерапией, которая помогает укрепить контакт с подростком, провести психотерапевтическую беседу. В беседе необходимо показать подростку не привлекательность тех или иных отклонений его поведения, поощрить реальные его достижения и способности, подтолкнуть подростка к собственным выводам.
Подростки с циклоидной и шизоидной акцентуацией характера требуют эмпатийного отношения психолога и логопеда. Стремясь вызвать подростка на собственные комментарии и обсуждение личных проблем.
Каллиграфотерапию желательно проводить под музыку, ритм и содержание которой необходимо подбирать индивидуально, обсуждая это с подростком.
Пассивная арттерапия в сочетании с музыкотерапией. С помощью теста Люшера подбираются предпочтительные цвета образцов живописи и графики. Подростку предлагается рассмотреть серию экспозиций под звучание специально подобранной музыки.
При эпилептоидной акцентуации подростки, как правило, выбирают художественные микропрограммы, окрашенные преимущественно в пастельные, синие и оттенки синего цвета тона. Образцы живописи должны отображать задумчивость, мечтательность, лиричность, ритмическую гармонию изящных текучих линий, благодушное спокойствие. Здесь подходит музыка Г.Ф. Генделя, И.С. Баха (Концерт № 1), B.C. Калинникова (первая симфония). Эти занятия снимают аффективное напряжение, вызывают расслабление мышц, нормализуют настроение.
Для подростков с шизоидной акцентуацией программа составляется из образцов живописи с неожиданной сменой тематики картин и музыкального сопровождения, так как любая монотонность их быстро утомляет. В то же время большое разнообразие визуально-слуховых возбуждений помогает активизировать такого подростка и стимулировать контакт с психотерапевтом. Наиболее адекватной музыкой являются произведения В.А. Моцарта и И.С. Баха.
Для подростков с истероидной и циклоидной акцентуацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Характер музыки подбирается спокойный, меланхолический: К. Дебюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), И.С. Бах (Концерт № 5).
В психологическом сопровождении лиц с последствиями ДЦН применяют следующие психологические техники: имагопрофилактика и имагокоррекция, основанные на принципах имаготерапии, разработанные В.А. Зеленским и И.В. Боевым (2004). Под имаготерапией И.Е. Вольперт (1972) подразумевал тренировки пациента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Физиологический механизм лечебного действия при этом заключается, с одной стороны, в выработке у пациента желательной устойчивой системы доминант и динамических стереотипов, с другой стороны, в подавлении невротических реакций. Психологический механизм имаготерапии с его точки зрения заключается в усвоении личностных предпосылок, способствующих образованию новых здоровых отношений.
Конечная цель имаготерапии - перестройка отношении личности, требующая длительной систематической тренировки в воспроизведении образа адаптивного стереотипа поведения.
В имаготерапии как лечебный фактор для пациента подбирается образ в соответствии с его психологическим содержанием. В психотерапии широко используется воображение больного - эта уникальная способность человека, лежащая в основе психического механизма внушения, самовнушения, гипноза, медитации, аутогенной тренировки.