Задачи службы медицины катастроф.
Основными задачами службы являются:
· сбор, обработка, обмен и представление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
· обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
· организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
· участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
· создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и
материально-технических ресурсов для обеспечения работы Службы;
· участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечение условий для реализации гражданами своих прав и
обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
· разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения
при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
· участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
· научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
· международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Организационная структура.
Служба имеет следующие уровни: территориальный, местный и объектовый.
Натерриториальном уровне Служба представлена: государственным учреждением здравоохранения формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, медицинской службой управления внутренних дел администрации области, врачебно-санитарной службой государственной санитарно-эпидемиологической службой области, другими федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.
Государственное учреждение здравоохранения (далее именуется - Центр) непосредственно подчинён начальнику главного управления здравоохранения администрации республики.
Наместном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служба представлена имеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Центр является лечебно-профилактическим учреждением особого типа включающим в свой состав: администрацию, оперативно-диспетчерское, организационно-методическое и клиническое подразделения, отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения с резервами медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, оперативную группу и бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности.
Оперативная группа управления Центра, специализированные медицинские бригады постоянной готовности и выездные бригады станций (отделений) скорой медицинской помощи являются профессиональными аварийно-спасательными формированиями и составляют основу Службы.
Натерриториальном, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются нештатные формирования Службы на базе имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений здравоохранения. Основными из них являются:
· бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);
· специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, |токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);
· бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады);
· бригады доврачебной помощи;
· бригады специализированной медицинской помощи;
· саннтарно-эпидемиологические отряды;
· санитарно-эпидемиологические бригады;
· противоэпидемические бригады.
Профиль, количество, сроки готовности лечебно-профилактических учреждений, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения - формирователя, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
Длясоздания формирований Службы, подготовки её кадров и решения научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и научно-исследовательские институты, лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреждения.
Организация деятельности.
В зависимости от обстановки деятельность Службы осуществляется в трёх режимах:
режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной сетуции.
Решение о введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают соответствующие органы исполнительной власти местного самоуправления.
В зависимости от режима деятельности Служба выполняет следующие основные мероприятия :
. в режиме повседневной деятельности:
участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах, в зонах (районах) возможных стихийных в плане предупреждения или уменьшения медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
планирование мероприятий по снижению медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, участие в повышении уровня защиты населения и в его обучении правилам оказания первой медицинской помощи;
планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-
диспетчерской службы;
организация и обеспечение экстренной и планово-консультативной медицинской помощинаселению;
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений Службы,
совершенствование подготовки её личного состава;
поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
создание, накопление, освежение, контроль за хранением и правильным
использованием резервов медицинского имущества;
разработка и реализация комплекса мероприятий по своевременному материально-
техническому обеспечению Службы;
создание, поддержание, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы Службы
участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований; обобщение опыта работы Службы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций.
в режиме повышенной готовности:
оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима повышенной готовности;
анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложения председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф по организации работы Службы;
уточнение плана медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайной ситуации;
организация выполнения органами управления, формированиями и учреждениями Службы соответствующих мероприятий режима повышенной готовности, плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, проверка их выполнения и оказание помощи;
создание и направление при необходимости оперативных групп центра медицины катастроф (органа управления здравоохранения) в органы управления РСЧС и на место возможной чрезвычайной ситуации;
участие в проведении мероприятий по защите населения и его подготовке к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
проверка готовности к использованию финансовых, материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
организация внеочередного заседания межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф;
уточнение планов взаимодействия с органами управления учреждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих в обеспечении деятельности Службы;
усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание дополнительных оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения эпидемий.
В режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений Службы о введении режима чрезвычайной ситуации;
активный сбор информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, ее оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф предложений по обеспечению медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайной ситуации;
введение в действие по указанию председателя межведомственной координационной комиссии медицины катастроф плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
выдвижение в зону чрезвычайной ситуации оперативных групп Центра (представителей органов управления здравоохранения), формирований и учреждений Службы;
создание системы связи Службы, её координация с системой связи РСЧС;
совместное участие с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС в оказании поражённым первой медицинской помощи и их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации (розыск поражённых, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос и вывоз с местности заражённой радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание первой медицинской помощи на месте поражения выполняется аварийно-спасательными формированиями РСЧС);
организация и осуществление лечебно-эвакуационного, обеспечения населения,
пострадавшего при чрезвычайной ситуации;
организация медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации;
организация медико-санитарного обеспечения населения, эвакуируемого из зоны (района) чрезвычайной ситуации;
организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (во взаимодействии с соответствующими органами);
организация и осуществление санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации;
организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения, персонала аварийных объектов и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
медицинский контроль за состоянием личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечением его специальной одеждой, средствами защиты и
правильным их использованием;
обеспечение непрерывного и оперативного управления формированиями и учреждениями Службы, участвующими в ликвидации медико –санитарных последствий чрезвычайной , их финансового , материально-технического обеспечения и снабжения медицинским имуществом;
ведение и своевременное представление учетно-отчетных документов.
Мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации организуются и проводятся с учетом места , масштабов, характера возможной или возникшей чрезвычайной ситуации и могут относиться ко всей Службе данного уровня или ее части ( к определенному городу, району, городскому району или объекту экономики).
Ликвидация медико – санитарных последствий чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для решения этой задачи в интересах Службы в планах ее взаимодействия с органами управления , частями, подразделениями, формированиями и службами Башкирской территориальной подсистемы РСЧС на всех уровнях предусматривается:
Постоянная помощь Службе в повышении ее готовности к работе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
немедленное информирование органов управления Службы о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, о возникновении и обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, результатах разведки и принятых решениях по ее ликвидации;
беспрепятсвенный доступ на любые объекты или территории республики оперативной группе управления Службы при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, повлекшей за собой угрозу жизни или здоровью людей их поражение или заболевания . Специалистам оперативной группы предоставляется право доступа к информации необходимой для ликвидации медико – санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Должностные лица должны оказывать содействие специалистам группы при выполнении их служебных обязанностей;
создание благоприятных условий для работы сил и средств Службы в зоне чрезвычайной ситуации, организация быстрого розыска пораженных , извлечение их из под завалов, удаление из очагов пожаров, с местности, заражённой радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами ;
оказание на месте поражения первой медицинской помощи;
вынос (вывоз) до пункта сбора пораженных или мест оказания им доврачебной ( первой врачебной) помощи;
выделение помещений для развёртывания медицинских формирований и расширения
коечной сети лечебно-профилактических учреждений;
оказание помощи медицинским формированиям и учреждениям, участвующим в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении их транспортом, продовольствием, водой, электроэнергией, топливом, другими материально-техническими средствами;
организация охраны медицинских формирований, учреждений и транспортных средств, обеспечивающих эвакуацию поражённых.
Организация медицинского обеспечения при чрезвычайных ситуациях в результате эпидемий регламентируется специальными документами,
Транспортные средства Службы, используемые для выдвижения в район бедствия оперативной группы управления, медицинских сил и средств, по своему назначению приравниваются к транспорту скорой медицинской помощи, оснащаются звуковыми и световыми сигнальными устройствами, обеспечивающими приоритетное продвижение, имеют символику Службы.
. В случаях, когда силы и средства территориальных звеньев Службы не могут самостоятельно справиться с ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, по их просьбе или по инициативе вышестоящей межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф и решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям привлекаются силы. и средства вышестоящего (в том числе и ведомственного подчинения) местного, территориального, регионального или федерального уровней. При необходимости органы управления вышестоящих уровней службы медицины катастроф могут взять на себя руководство ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает: лечебно-эвакуационное, санитарно-гигиеническое, противоэпидемическое обеспечение, медицинские мероприятия по защите населения и личного состава, участвующего в ликвидации чрезвычайных ситуаций, снабжение медицинским имуществом. В соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, планом взаимодействия органов управления, формирований и учреждений Службы, а также решением руководителя ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации для медико-санитарного обеспечения используются находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-профилактические учреждения, а также учреждения снабжения медицинским имуществом независимо от их ведомственной подчинённости.
Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий
чрезвычайных ситуаций организуется на основе системы этапного лечения поражённых с их эвакуацией по назначению.
Её существо заключается в последовательном и преемственном оказании поражённым медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации (первой медицинской, доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной) в сочетании с их эвакуацией в лечебные учреждения, способные обеспечить оказание специализированной медицинской помощи в полном объёме.
В зависимости от вида и масштаба чрезвычайной ситуации, количества поражённых и характера поражений у них, наличия сил и средств Службы, состояния территориального и ведомственного здравоохранения, удаления от зоны чрезвычайной ситуации лечебных учреждений госпитального типа, способных выполнить полный объём квалифицированной и мероприятия специализированной медицинской помощи и их возможностей, могут быть приняты различные варианты организации лечебно-эвакуационных мероприятий.
Основными из них следует считать:
- оказание поражённым до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа только первой медицинской или доврачебной медицинской помощи;
- оказание поражённым до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа первой (доврачебной) медицинской помощи и первой врачебной помощи;
- оказание поражённым до их эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа кроме первой, доврачебной, первой врачебной медицинской помощи и неотложных мероприятий квалифицированной медицинской помощи.
Во всех случаях до эвакуации в лечебные учреждения госпитального типа поражённым должны быть выполнены мероприятия по устранению явлений, непосредственно угрожающих жизни в данный момент, предупреждению различных тяжёлых осложнений и обеспечивающие транспортировку без существенного ухудшения их состояния.
Санитарно-гигиеническое обеспечение в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций с целью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в их ликвидации.
Основными мероприятиями санитарно-гигиенического обеспечения в чрезвычайных ситуациях являются:
· оценка санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;
· организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите населения и персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
организация е участие в санитарно-эпидемиологическом надзоре за условиями размещения населения и спасателей в районе чрезвычайной ситуации, только занятая их питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;
организация санитарно-эпидемиологического надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе чрезвычайной ситуации;
участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной её очисткой, обеззараживанием, надзор за захоронением погибших и умерших;
организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий и населения в зоне (районе) чрезвычайной ситуации.
Противоэпидемическое, обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях включает комплекс мероприятий, организуемых и проводимых с целью предупреждения возникновения инфекционных заболевании среди населения, а в случае их появления - локализации и ликвидации эпидемических очагов.
Оно включает:
· организацию и проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
· мероприятия по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в зону (район) чрезвычайной ситуации, активное раннее выявление, изоляцию инфекционных больных, их эвакуацию в инфекционные больницы, выявление лиц с хроническими формами инфекционных заболеваний и бактерионосителей;
· соблюдение противоэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации;
· выявление подвергшихся риску заражения лиц и организацию наблюдения за ними;
· изоляционно-ограничительные мероприятия;
· дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию;
· профилактические прививки и экстренную профилактику;
· санитарно-разъяснительную работу.
Мероприятия по медицинской защите направлены на предупреждение или максимальное ослабление воздействия поражающих факторов на население и спасателей в чрезвычайных ситуациях. Они включают:
Содействие обеспечения населения и спасателей медицинскими препаратами, индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами санитарной обработки и т.п.), участие в обучении правилам и приемам пользования ими;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
участие в определении и выполнении комплекса мероприятий по защите населения и спасателей:
участие в психофизиологической подготовке населения и спасателей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, его обеспечением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;
организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического заражения личного состава, а также выполнения других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях Службы.
Медицинское снабжение представляет комплекс мероприятий по удовлетворению потребностей в медицинском имуществе органов управления, формирований и учреждений Службы.
Для выполнения первоочередных работ при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаётся резерв медицинского имущества на территориальном, местном и объектовом уровнях. Порядок формирования, накопления, размещения, хранения, пополнения и освежения медицинского имущества резерва определяется Положением о резервах медицинского имущества Службы.
Номенклатура медицинского имущества и его количество определяется с учётом возможной медико-тактической обстановкой по нормам снабжения медицинским имуществом службы медицины катастроф в чрезвычайных ситуациях и табелям оснащения формирований Службы.
Ответственными за накопление и содержание резерва медицинского имущества для Службы на территориальном уровне является главное управление здравоохранения администрации республики и государственное учреждение здравоохранения «Башкирский республиканский центр медицины катастроф», на местном и объектовом уровнях - соответствующие органы управления здравоохранения.
Подготовка Службы к ликвидации медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, радиационные, химические аварии, эпидемии и др.), содержание и организация конкретных мероприятий по медико-санитарному обеспечению при их ликвидации регламентируется соответствующими руководствами.
ГЛАВА 8. ВЕДЕНИЕ ВОЙСКОВОГО УЧЕТА И ОРГАНИЗАЦИЯ БРОНИРОВАНИЯ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Введение
Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Ведение воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, является составной частью мобилизационной подготовки, которая в свою очередь входит в состав обороны Российской Федерации.
Мероприятия по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, характерны для любого современного государства.
Воинский учет граждан осуществляется по месту жительства военными комиссариатами.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета органы государственной власти, организации и их должностные лица.
Таким образом осуществлять работу по воинскому учету должны все организации здравоохранения независимо от организационно-правовой принадлежности
В начале необходимо остановиться на определении основных терминов, которые будут встречаться в данном материале, так как на усваивание любого материала существенное влияние имеет знание понятий и терминов.
Мобилизационная подготовка- комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизация- комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени,
Воинский учет- это государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе -это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами. Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
В настоящее время в Российской Федерации существует четкая нормативная правовая база для регулирования вопросов ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.