Принципы организации и задачи службы медицины катастроф

Персонала службы медицины катастроф»

Тхакахова Альбина Аслановна

Научный руководитель -

Кандидат медицинских наук,

Доцент Карданова Л.Д.

Нальчик 2015г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................... 3

Цель и задачи исследования........................................................ 5

Глава 1.

............. Обзор литературы...................................................................... 6

Глава 2.

Исследование ........................................................................... 47

2.1. Деятельность службы медицины катастроф в КБР………………. 47

2.2. Специфика кадрового потенциала центра медицины катастроф. .22

Заключение.............................................................................................. 32

Выводы..................................................................................................... 33

Практические рекомендации................................................................. 33

Список использованных источников................................................... 34

ВВЕДЕНИЕ

По данным ООН, в результате природных катаклизмов за последние 20 лет погибло около 30 млн. человек и почти 1 млрд. испытали на себе пагубные последствия стихийных бедствий. Катастрофой называют явление природы или деятельности человека, влекущее за собой: поражение и гибель людей, нарушение условий жизнедеятельности населения и экологии, загрязнение и заражение окружающей среды, значительный материальный ущерб из-за разрушения объектов и материальных ценностей. При катастрофах человек не редко попадает в экстремальную ситуацию. Экстремальная ситуация – это быстрые изменения условий жизни или окружающей среды, угрожающие психическому, физическому здоровью человека или его жизни. Катастрофа является одним из видов чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация – это складывающаяся или сложившаяся где-либо обстановка, требующая для устранения её последствий проведения особых мероприятий или особой организации работы и помощи извне. Понятие «чрезвычайная ситуация» разное в разных отраслях деятельности человека. В медицине так называют складывающуюся или сложившуюся где-либо обстановку, сопровождающуюся поражениями (болезнями) и гибелью (смертью) людей, нарушением условий их жизнедеятельности и требующую для ликвидации медико-санитарных последствий привлечение извне дополнительных формирований и медицинских учреждений, а так же особую организацию их работы. Ухудшение санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемического состояния при стихийных бедствиях и катастрофах сопровождается увеличением числа соматических и инфекционных заболеваний. Возможны эпидемии. Участие в проведении лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий будут принимать медицинские работники всех специальностей.

Во многих случаях исход поражения будит зависеть от своевременности и объема оказанной медицинской помощи и быстроты проведения медицинских мероприятий. Для оказания экстренной медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в условиях чрезвычайно ситуаций создана служба медицины катастроф.

Одной из основных характеристик чрезвычайной ситуации является внезапное возникновение значительного числа пораженных, многие из которых нуждаются в безотлагательной медицинской помощи, и невозможность имеющимися в данном месте силами и средствами своевременно ее оказать.

На обширной территории Российской Федерации распространен почти весь комплекс природных и техногенных бедствий, которые стали явлениями распространенными и частыми, а их медико-санитарные последствия - более тяжелыми. Подобная ситуация характерна и для социальных потрясений - военных конфликтов, войн и эпидемий. При этом медико-санитарные последствия при крупных техногенных катастрофах и стихийных бедствиях по количеству и тяжести часто оказываются близкими к потерям на войне.

Тенденция увеличения числа и тяжести чрезвычайных ситуаций характерна и для других стран мира. Не случайно девяностые годы 20-го столетия Организацией Объединенных Наций провозглашены международным десятилетием по уменьшению опасности чрезвычайных ситуаций.

В чрезвычайных ситуациях объем работы по медико-санитарному обеспечению населения в целом и содержание лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических и других мероприятий в частности определяются чаще всего не столько медицинскими показаниями (что является решающим фактором в обычных условиях), сколько сложившимися в результате чрезвычайной ситуации конкретными условиями: количеством поступающих на этапы медицинской эвакуации пораженных и их состоянием, количеством и квалификацией врачей, наличием средств для эвакуации пораженных и лечебно-профилактических учреждений в районе ЧС, состоянием их оснащенности, наличием резерва медицинского имущества, временем года, состоянием погоды и др.

За последние годы разработаны принципы организации медико-санитарного обеспечения в чрезвычайных ситуациях. В системе здравоохранения страны созданы специальные службы: для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время - служба медицины катастроф, а в военное время - медицинская служба гражданской обороны.

Цель исследования.Анализ и оценка особенностей работы среднего медицинского персонала Кабардино-Балкарского центра медицины катастроф.

Задачи:

1. Изучить научную и научно-методическую литературы по теме исследования.

2. Проанализировать нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность службы медицины катастроф.

3. Исследовать деятельность центра медицины катастроф в КБР (КБЦМК) с момента создания по настоящее время.

4. Рассмотреть специфику кадрового потенциала среднего медицинского персонала службы медицины катастроф в КБР.

Практическая часть дипломной работы проводилась на базе ГКУЗ «Кабардино-Балкарский Центр медицины катастроф».

Объектом исследования стала деятельность среднего медицинского персонала по организации и оказанию медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях.

Предметами исследования явились:

- статистические отчеты за период с 2012 по 2014 годы;

- средний медицинский персонал ГКУЗ «Кабардино-Балкарский Центр медицины катастроф».

Для получения объективных результатов были использованы следующие методы исследования:

- общетеоретический (изучение учебной и научной литературы, нормативно - правовой документации);

- статистический (сбор, обработка информации);

- наблюдение;

- аналитический.

ГЛАВА 1.

Обзор литературы

Значительный рост числа природных, техногенных катастроф, терроризм привели к увеличению числа пострадавших нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи. Своевременное и адекватное оказание экстренной медицинской помощи приводит к минимизации числа жертв. Основную задачу по оказанию экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях различного характера осуществляет государственная служба медицины катастроф. В настоящее время аварии и катастрофы, различные чрезвычайные происшествия встречаются почти ежедневно. Вследствие этого многие люди получают различные травмы, отравления и нередко погибают. Статистика показывает, что ежегодно в мире гибнет более 2 млн. человек и около 200 тыс. получают повреждения, вследствие которых до 10 тыс. становятся инвалидами. Как известно, предупредить катастрофу полностью невозможно, однако решить вопросы уменьшения количества катастроф, уменьшения количества потерь при них, готовность лечебных учреждений и населения, к оказанию медицинской помощи пострадавшим при них – можно и должно. С этой целью с 1973 года в мире создано новое направление в медицине службы медицины катастроф. Основными задачами ее являются разработка научных и практических вопросов по оказанию медицинской помощи пострадавшим при различных чрезвычайных ситуациях.

Аварии, катастрофы и стихийные бедствия, происходящие в последние годы в России и за рубежом, сопровождаются значительными человеческими жертвами. Это заставляет пересмотреть многие, ставшие традиционными, подход к организации и оказанию экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Постановлением Правительства РФ №420 от 3-го мая 1994г. создана Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), которая разрабатывает методические подходы по организации и порядку действия медицинских формирований и учреждений при чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации, в результате воздействия различных факторов и явлений на человека и окружающую среду, приводят к травмам и гибели людей, наносят огромный материальный и моральный ущерб.

Статистика людских и материальных потерь от стихийных бедствий, аварий и катастроф обнаруживает их быстрый рост по всему миру, и особенно во второй половине XX века

Проблемы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях требуют углубленной подготовки среднего и высшего медицинского персонала. За основу должно быть взято изучение организации оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Медицина катастроф является составной частью системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях.

Анализ ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в нашей стране в 70-80-е годы показал недостаточную готовность привлекаемых служб к чрезвычайному режиму работы; не явилась исключением и система здравоохранения. При изучении организации экстренной медицинской помощи в ЧС выявили следующие недостатки:

· отсутствие в учреждениях здравоохранения конкретных планов мероприятий на случай массового потока пострадавших,

· несоблюдение принципов медицинской сортировки и эвакуационно - транспортного обеспечения,

· неоправданные задержки в первичной реакции здравоохранения,

· бессистемное оказание первой, квалифицированной и специализированной медицинской помощи,

· отсутствие достоверного учета пострадавших.

Необходимость целенаправленной подготовки здравоохранения к работе в ЧС отразилась в Постановлении Совета Министров СССР от 07.04.90. ЗГ 339, в котором объявлено “О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в ЧС”.

Служба экстренной медицинской помощи или употребляемое в последние годы, по аналогии с зарубежными странами, наименование медицины катастроф” в России – это централизованная служба приоритетная подсистема государственные системы предупреждения и ликвидации ЧС”. Медицина катастроф - отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Экстренная медицинская помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, осуществляемых в ЧС для сохранения жизни пораженных (больных), предупреждения осложнений и быстрейшего восстановления их здоровья.

Для оказания экстренной медицинской помощи в первые минуты, часы при катастрофах с массовыми поражениями населения Постановлением Правительства РФ № 195 от 28 февраля 1996 года создана служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития.

Организуют медицинское обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях федеральные, региональные и территориальные межведомственные координационные комиссии, руководители (директора) региональных и территориальных центров медицины катастроф. Комиссии возглавляют руководители здравоохранения соответствующего уровня. В составе комиссий начальники медицинских служб и руководители государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Всероссийская служба медицины катастроф организуется на пяти уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.

Организационная структура службы медицины катастроф включа­ет следующие элементы: руководящие органы (руководство), органы управления, силы и средства. Руководящими органами ВСМК на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие меж­ведомственные координационные комиссии. В состав комиссии федерального уровня входят по должности:

Министр здравоохранения Российской Федерации (председатель комиссии), заместитель Министра здравоохранения Российской Феде­рации (заместитель председателя), президент Российской академии медицинских наук (заместитель председателя), главный Государствен­ный санитарный врач Российской федерации (заместитель председа­теля), директор Всероссийского центра медицина катастроф «Защи­та», руководители медицинских (медико-санитарных) служб Министер­ства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, председатель центрального комитета Российского обще­ства Красного Креста.

Состав региональных комиссий определяется федеральной меж­ведомственной координационной комиссией Службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

Состав территориальных комиссий определяется органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга, а местных комиссий — органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (насе­ленных пунктов). В состав указанных комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, ор­ганов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техни­кой, директора центров медицины катастроф, расположенных на соот­ветствующей территории.

Основными задачами комиссий являются:

· участие в разработке и осуществлении согласованных меропри­ятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-сани­тарных последствий;

· разработка проектов законодательства и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции ВСМК;

· участие в разработке и выполнении научно-технических про­грамм по совершенствованию организации и деятельности ВСМК;

· решение наиболее важных вопросов совершенствования орга­низации и деятельности ВСМК, в том числе определение перечня, ко­личества, места создания, порядка обеспечения формирований и уч­реждений ВСМК;

· обеспечение постоянной готовности органов управления, фор­мирований и учреждений ВСМК к выполнению возложенных на них задач;

· решение принципиальных вопросов комплексного использова­ния входящих в состав ВСМК формирований и учреждений различ­ных федеральных органов исполнительной власти при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

· участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

· реализация единой системы подготовки сил и средств ВСМК;

· координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

· определение научных и клинических баз ВСМК;

· комплексная разработка проблем подготовки и деятельности ВСМК;

· разработка предложений по экономическому и правовому обес­печению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

· определение основных направлений международного сотрудничества в области медицины катастроф.

Органами управления ВСМК являются соответствующие центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов ВСМК. На местном и объектовом уровнях функции штабов ВСМК возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

Основным документом, регулирующим деятельность ВСМК, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

К силам службы медицины катастроф относятся существующие и вновь создаваемые в здравоохранении учреждения и формирования.

К средствам службы относится любое имущество, необходимое для деятельности службы (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) и санитарно-транспортная техника.

Силы службы медицины катастроф условно подразделяются на стационарные и подвижные. К стационарным силам на разных уровнях административно-территориального деления относятся центры медицины катастроф, создаваемые на базе клинических ин­ститутов, медицинских вузов, крупных областных (краевых) больниц или других лечебно-профилактических учреждений. К подвижным силам службы относятся штатные формирования, созданные на базе центров медицины катастроф и нештатные формирования, созданные по заданию соответствующих межведомственных комиссий на базе лечебно-профилактических учреждений различных министерств и ведомств.

Формирования Всероссийской службы медицины катастроф — это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы, создаваемые для решения задач службы медицины катастроф в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, медицинских учебных и научно-исследо­вательских учреждений и обеспеченные по табелям специальным оснащением. Формирования Всероссийской службы медицины катастроф предназначаются для работы в районах чрезвычайных ситуаций, в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Формирования, финансируемые из бюджета Всероссийской службы медицины катастроф, являются штатными.

Учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф являются центры медицины катастроф, больницы и госпитали службы.

На федеральном уровнеВсероссийская служба медицины катастроф представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции регионального центра; медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами.

На региональном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), медицинскими формированиями военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

На территориальном и местном уровнях Всероссийская служба медицины катастроф представлена: территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здра­воохранения и Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне. В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и структурой Всероссийской службы медицины катастроф Служба создана на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и располагает соответствующими учреждениями и формированиями.

Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство Службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохране­ния РФ. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения Минздрава России.

Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий.

На федеральном уровне Служба представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита») с входящими в него формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи; специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федерального управления «Медбиоэкстрем»; клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной и планово-консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению; научными базами.

ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службы медицины катастроф и службы медицины катастроф Минздрава России. Основным штатным подразделением Центра является штаб ВСМК и Службы. ВЦМК «Защита» одновременно выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона Российской Федерации, Евроазиатского центра медицины катастроф государств-участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

На региональном уровне Служба представлена филиалами ВЦМК «Защита», межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы России в гг. Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня. Филиалами ВЦМК «Защи­та» в федеральных округах являются: г.Москва (Центральный регион), г. Хабаровск (Дальневосточный регион), г. Новосибирск (Западносибирский регион), г. Екатеринбург (Уральский регион), г. Нижний Нов­город (Приволжский регион), г. Санкт-Петербург (Северо-Западный регион), г. Ростов-на-Дону (Северокавказский регион).

Филиалы ВЦМК «Защита» при выполнении задач применительно к региону подчиняются ВЦМК «Защита».

На территориальном уровне Служба представлена: территориальными центрами медицины катастроф, центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня, входящими в них формированиями и учреждениями, клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального органа управления здравоохранения, а по специальным вопросам — соответствующему региональному центру медицины катастроф.

На местном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служба представлена имеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Центры медицины катастроф являются учреждениями здравоохранения Российской Федерации и, как правило, включают в свой состав администрацию, оперативное и дежурно-диспетчерское подразделения, подразделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, оперативную группу управления со средствами связи, клиническую базу, бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности, транспортное подразделение.

Центры медицины катастроф работают круглосуточно под руководством соответствующих органов здравоохранения. Они в своей работе взаимодействуют в установленном порядке с имеющимися на данной территории силами и средствами военно-медицинской службы МО РФ, Главным врачебно-санитарным управлением министерства путей сообщения, медицинскими подразделениями частей и соединений гражданской обороны, с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности и транспортными организациями других министерств и ведомств.

На клинической базе центра медицины катастроф может создаваться подвижное формирование (госпиталь, отряд), предназначенное для оперативного выдвижения в зону чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению и автономной работы в течение до 15 суток. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание экстренной, планово-консультативной и специализированной медицинской помощи населению в районе постоянной дислокации.

Центры Службы с формированиями и учреждениями постоянной готовности, входящими в их состав, являются штатными силами Службы. Работа филиалов ВЦМК «Защита» и территориальных центров регламентируется соответственно Положением о региональном центре ме­дицины катастроф и Положением о территориальном центре медици­ны катастроф, утвержденных приказом Минздрава России от 21 июня 1996 года №261.

На федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются нештатные формирования Службы за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений Минздрава России, основными из которых являются следующие.

На федеральном и региональном уровнях:

· бригады специализированной медицинской помощи (хирурги­ческие, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, пси­хотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиоло­гические и др.);

· санитарно-эпидемиологические отряды;

· санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бри­гады);

· специализированные противоэпидемические бригады.

На территориальном, местном и объектовом уровнях:

· бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерс­кие);

· специализированные бригады скорой медицинской помощи (ин­тенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатри­ческие, педиатрические и др.);

· бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады) ;

· бригады доврачебной помощи;

· медицинские отряды;

· бригады специализированной медицинской помощи;

· санитарно-эпидемиологические отряды;

· санитарно-эпидемиологические бригады;

· противоэпидемические бригады.

Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактичес­кие учреждения, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение готовности нештатных формирований к работе воз­лагается на руководителя учреждения-формирователя; при возникно­вении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчине­ние органов управления Службы соответствующего уровня.

Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и ре­шения научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и научно-ис­следовательские институты, лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреждения.

Центры медицины катастроф обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средства и оказывать консультативную помощь структурным подразделениям службы медицины катастроф.

К подвижным силам службы медицины катастроф Минздрава, созданным на базе лечебно-профилактических учреждений, относятся:

1. Подвижные штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф всех уровней:

· подвижные многопрофильные госпитали (ПМГ), созданные на клинической базе центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшего населению и автономной работы в течение 15 сут;

· подвижные госпитали (ПГ) или отряды, созданные на базе некоторых центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации и оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очаге (на границе очага), их временной госпитализации и подготовки к дальнейшей эвакуации. Профили этих госпиталей (отрядов) определяются решением межведомственных комиссий службы медицины катастроф;

· бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ), предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощи, организационно-консультативной помощи ЛПУ и координационной помощи медицинским работникам на местах. Они создаются на кли­нической базе центров медицины катастроф. Бригады имеют следующий профиль: хирургический (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, детские хирургические), терапевтический (токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные) и др.

2. Подвижные нештатные формирования клинической базы службы медицины катастроф всех уровней:

· бригады специализированной медицинской помощи (БСМП), создаваемые на базе НИИ медицинского профиля, медицинских вузов, крупных специализированных больниц, подчиненных Минздраву РФ. Они предназначены для оказания квалифицированной и специа­лизированной медицинской помощи в стационарных условиях, усиления и перепрофилизации лечебных учреждений, обеспечивающих эти виды помощи, развертывания стационаров (отделений) по своему профилю на базе больниц, которым эти бригады приданы.

Профиль этих бригад аналогичен бригадам специализированной медицинской помощи постоянной готовности. Кроме того, могут создаваться специализированные бригады педиатрической помощи разного профиля.

3. Подвижные нештатные формирования территориального, местного и объектового уровней, создаваемые по заданию межведомственной территориальной (местной) комиссии на базе городских станций скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, медико-санитарных частей предприятий, диспансеров и т. д.

· бригады скорой медицинской помощи линейные (врачебные и фельдшерские) для работы в очаге и на границе очага для оказания доврачебной и первой врачебной помощи;

· специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсико-терапевтические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.) для работы в очаге и на границе очага для оказания квалифицированной и специализированной меди­цинской помощи;

· бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады (ВСЕ) — это мобильные бригады, предназначенные для работы в очаге (на границе очага) самостоятельно или для усиления бригад скорой медицинской помощи; оказывают первую врачебную помощь и готовят пораженных к дальнейшей эвакуации;

· бригады доврачебной помощи (БДП) для оказания доврачебной помощи и участия в медицинской эвакуации пораженных;

· медицинские отряды (МО) — мобильные медицинские формирования, предназначенные для приема, медицинской сортировки, оказания доврачебной и первой врачебной помощи и подготовки пораженных к дальнейшей эвакуации. МО состоит из 2-5 ВСЕ и 3-5 БДП, объединенных единым руководством. Медицинский отряд может развертывать пункт медицинской помощи (ПМП) как этап медицинской эвакуации.

Принципы организации и задачи службы медицины катастроф.

Служба медицины катастроф МЗРФ (СМК) – неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечивающими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях.

В основе деятельности СМК РФ лежит принципы:

· СМК носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается постановлениями Правительства, указами Президента, приказами МЗ. Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей максимально благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи (ЭМП).

· СМК организуется по территориально-производственному и региональному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной.

· Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием централизованного и децентрализованного управления.

· Двухэтапная система организации ЭМП.

· Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказание ЭМП в ЧС.

· Эшелонирование и маневр силами и средствами ЭМП.

· Взаимодействие СМК с мед. силами других министерств и ведомств, службами РСЧС.

· Своевременность, непрерывность и эффективность оказания ЭМП.

· Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС, т.е единолично в пределах своей компетенции принимать решение в соответствии с предложениями подчиненных.

· Принцип универсальности.

· Разумная достаточность сил и средств СМК и экономическая целесообразность.

· Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность специалистов службы.

· Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиями и оказанию первой медицинской помощи в ЧС.

Задачи службы медицины катастроф:

· Проведение мероприятий, направленных на предупреждение, локализацию и ликвидацию медико-санитарных последствий возможных катастроф;

· Организация, подготовка и поддержание в высокой степени готовности органов управления, учреждений, формирований и личного состава службы к работе по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

· Своевременное оказание медицинской помощи, эвакуации и лечение пораженных, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности;

· Проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на профилактику и снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастроф на население и быстрейшую его реабилитацию;

· Обеспечения санитарного благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и прилегающих территориях;

· Сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений;

· Проведение судебно-медицинской экспертизы погибших, судебно-медицинского освидетельствования пораженных с целью оп

Наши рекомендации