Функции эритроцитов и лейкоцитов.
ПРАКТИКУМ
По нормальной физиологии
для студентов II курса лечебного и педиатрического факультетов
3-е издание
ЧАСТЬ I
Ижевск 2014
УДК 612.014 (076.5)
ББК 28.707.3 я 73
П691
Рекомендовано ЦКМС ГБОУ ВПО «ИГМА (протокол № 5 от 19 мая 2009 г.)
Авторы: доц., канд. мед. наук Е.В.Елисеева;
доц., канд. мед. наук А.А.Пермяков;
доц., д-р мед. наук С.Б.Егоркина;
ст. препод., канд. мед. наук Е.П.Гребенкина;
проф., д-р мед. наук Л.С.Исакова.
Рецензент зав. каф. гистологии и эмбриологии, проф., д-р мед. наук Г.В.Шумихина
зав. каф. анатомии, проф., д-р биол. наук Л.И.Растегаева
П69 | Практикум по нормальной физиологии для студентов II-го курса лечебного и педиатрического факультетов / 1-е изд. (часть I) – Ижевск: ИГМА, 2012. – 112 с. |
Целью издания данного практикума является облегчение студентам процесса проведения и регистрации результатов лабораторной части занятия и обеспечение возможности более эффективного изучения предмета «Нормальная физиология». Практикум включает информацию по всем разделам нормальной физиологии. Каждый раздел содержит название темы, цель занятия, вопросы для подготовки, указатель источников литературы, раздел «оформить в протоколе», названия лабораторных работ. Предназначен для студентов 2-го курса лечебного и педиатрического факультетов и составлен в соответствии с ФГОС 3-го поколения и программами по нормальной физиологии, утверждёнными МЗ и СР РФ.
УДК 612.014 (076.5)
ББК 28.707.3 я 73
Ф.И.О. студента | |
факультет | |
группа |
ВВЕДЕНИЕ
Данный практикум (первое издание) предназначен для более эффективного изучения предмета «Нормальная физиология» студентами лечебного и педиатрического факультетов и составлен в соответствии с действующими типовыми программами по данной дисциплине, утвержденными МЗ и СР РФ. При его создании авторский коллектив использовал собственный опыт преподавания данной дисциплины в Ижевской медицинской академии и опыт других медицинских вузов республики и стран СНГ, а также современные достижения науки в этой области, учебные издания, полный список которых приведён в конце практикума.
Практикум включает информацию по всем разделам изучаемой дисциплины. Каждый раздел содержит информационную часть, необходимую для самоподготовки, в том числе указатель источников литературы и блок, обеспечивающий практическую часть занятия с подробным описанием лабораторных работ, в которых студент должен внести обозначения в схемы и рисунки. На занятиях после выполнения лабораторных работ в протокол вносят результаты выполнения лабораторных работ и выводы.
Применение практикума должно облегчить студентам процесс выполнения лабораторной части занятия, а также формирование общеучебных умений, систематизацию изученного учебного материала. Данное пособие будет полезно преподавателям в организации и проведении занятий, а студентам – в усвоении знаний и выработке умений.
В практикуме отмечены вопросы, вынесенные для контролируемой самостоятельной работы.
Также вы можете найти дополнительную информацию по изучению нашего предмета: электронные версии учебных пособий на WEB-странице кафедры (http://www.igma.udm.ru),
Можно осуществлять тренинг-тестирование в режиме дистанционного обучения (http://www.igma.udm.ru)
Тема раздела: «ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ» | |
дата |
Занятие № 1: Введение. Система крови, ее свойства и функции. Клинико-физиологические методы исследования крови. Система крови, ее свойства и функции. Клинико-физиологические методы исследования крови.
ПОДСЧЁТ КОЛИЧЕСТВА ЭРИТРОЦИТОВ
В ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА
ПОДСЧЁТ КОЛИЧЕСТВА ЛЕЙКОЦИТОВ
В ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА
ДВИЖЕНИЕ МАЗКА
Результаты работы:
базофилы | эозинофилы | нейтрофилы | лимфоциты | моноциты | ||
юные | п/я | с/я | ||||
Вывод:
4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ МАЗКОВ И ПОДСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ТРОМБОЦИТОВ В ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА.
Тромбоциты – красные кровяные пластинки (бляшки Бицецеро); полиморфные бесцветные клетки, образующиеся из мегакариоцитов, диаметром 2-5 mк, живут 8-11 дней. В норме 200-400•109/л.У новорожденных концентрация тромбоцитов такая же, как у взрослых; к 7-9 дню снижается до 164-178•109/л; к концу второй недели – как у взрослых. Увеличение количества – тромбоцитоз, уменьшение количества – тромбоцитопения.
Оснащение:смесь Никифорова, предметное и покровное стекла, марлевые салфетки, донорская кровь, капилляр, краска Романовского-Гимза, микроскоп,иммерсионное масло, счетчик 11-клавишный.
Ход работы:Мазок готовится на обезжиренном стекле с помощью покровного или предметного стекла. Чистые стекла хранятся до употребления в смеси Никифорова (эфир со спиртом в отношении 1:1) в банке с притертой пробкой. Перед взятием крови стекла вынимают пинцетом и тщательно протирают салфеткой. На палец, обработанный спиртом, наносится капля 14% р-ра МgSО4, через которую делается прокол скарификатором. Большим и средним пальцами левой руки берут предметное стекло за ребро и наносят каплю крови на край стекла. Правой рукой берут покровное стекло, ставят его узким краем рядом с каплей крови так, чтобы она растеклась в углу, образованном двумя стеклами. Покровным стеклом под углом 45° проводят по предметному стеклу, растягивая каплю тонким слоем (не толкать ее вперед, иначе кровь не ляжет ровным слоем). Хорошо сделанный мазок должен быть достаточно тонким, немного уже и короче предметного стекла, иметь желтоватый цвет и просвечивать. Высушивают мазок на воздухе, не подогревая. По середине высушенного мазка надписывают имя (фамилию) исследуемого. Мазок фиксируют в смеси Никифорова 10 минут, затем вынимают и сушат в вертикальном положении.
Высушенный мазок окрашивают краской Романовского (для подсчета тромбоцитов концентрация краски вдвое больше, чем для окраски мазка для подсчета лейкоцитарной формулы). Мазок покрывают тонким слоем краски и оставляют на 45 минут. Затем мазок промывают под проточной водой и сушат.
Смотрят под микроскопом при увеличении 90 с иммерсионным маслом, используя окошечко по Fonio. Подсчет количества тромбоцитов производится на 1000 эритроцитов.
Например: эритроцитов – 30, тромбоцитов – 2 и т.д. Подсчитывают на 1000 эритроцитов количество тромбоцитов и рассчитывают по правилу пропорции:
1000 эритроцитов – А тромбоцитов
5•1012 эритроцитов – Х,
где А – найденное количество тромбоцитов
Х = 5•1012•А/1000
ДВИЖЕНИЕ МАЗКА
Результаты работы:
Вывод:
Тема зачтена | ___________________подпись преподавателя |
Тема раздела: "ВВЕДЕНИЕ. ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ" | |
дата |
Занятие № 2: Основные константы крови и механизмы их саморегуляции. Клинико-физиологические методы исследования крови. Виды и соединения гемоглобина. Скорость оседания эритроцитов.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Изучить роль крови как важнейшего компонента внутренней среды организма, характеристику, механизмы поддержания и методы определения важнейших констант крови. Научить студентов определять гемоглобин методом Сали, рассчитывать цветной показатель крови и другие индексы эритроцитов, скорость оседания эритроцитов по Панченкову.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Плазма и сыворотка крови. Показатель гематокрита. Электролитный состав плазмы. Осмотическое давление крови. Функциональная система, обеспечивающая постоянство осмотического давления крови.
2. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение. Онкотическое давление крови и его роль.
3. Изотонический, физиологический, гипо- и гипертонический растворы и их применение в медицине. Принципы составления кровозамещающих растворов. Классификация кровезамещающих растворов. Гемолиз крови, его виды. Осмотическая резистентность эритроцитов.
4. Реологические свойства крови (неньютоновские свойства крови, агрегация и деформируемость эритроцитов).
5. Понятие об эритроне. Нервная и гуморальная регуляция эритропоэза. Эритропоэтины, ингибиторы эритропоэза.
6. Физиологические характеристики гемоглобина (строение, виды и соединения, функции, спектральный анализ, концентрация в крови человека). Значение исследования гемоглобина в клинике, а также в судебно-медицинской практике. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), ее механизм и факторы, влияющие на нее. Значение определения СОЭ в клинической практике.
7. Функциональная система, поддерживающая в организме pH крови. Ацидоз и алкалоз (понятие, виды).
8. Внесосудистые жидкие среды организма, их роль в обеспечении жизнедеятельности организма. Лимфа, ее состав, количество, функции. Транскапиллярный обмен жидкости.
Дополнительно для педиатрического факультета
9. Особенности физиологии системы крови у плода и детей.
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
Функциональная система поддержания количества форменных элементов крови
Функциональная система поддержания
рН крови
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
1. Определение концентрации гемоглобина в крови методомСали.
2. Расчет индексов эритроцитов.
3. Расчет кислородной ёмкости крови.
4. Определение скорости оседания эритроцитов.
5. Изучение осмотической резистентности эритроцитов.
6. Анализ различных видов гемолиза.
7. Решение ситуационных задач: анализ гемограмм.
В КРОВИ МЕТОДОМ САЛИ
Определение количества гемоглобина в крови производится колориметрическим методом Сали. Для этого имеется специальный прибор колориметр. Определить количество исследуемого вещества в колориметре можно в тех случаях, когда имеется параллельная зависимость между концентрацией данного вещества в растворе и интенсивностью окрашивания. Простейший тип колориметра – гемометр Сали, которым обычно пользуются для определения Нb в крови. Он состоит из трех пробирок одинакового диаметра. Одна из них пустая, а в других, запаянных с обоих концов, содержится стандартный раствор солянокислого гематина, соответствующий высшему пределу нормы Нb 166,7 г/л. Все три пробирки вставлены в небольшой штатив, задняя стенка которого сделана из стекла молочного цвета. К гемометру приложена пипетка ёмкостью 0,02 мл (или 20 мм3).
Цель: определить абсолютное и относительное содержание гемоглобина. Абсолютное содержание гемоглобина – количество гемоглобина в граммах в 1 л крови. В норме концентрация гемоглобина (абсолютное содержание) у мужчин – 130-160 г/л, у женщин – 120-140 г/л. Относительное содержание гемоглобина – это процентное содержание гемоглобина от высшего предела нормы (166,7 г/л) и составляет для мужчин – 80-90%, а для женщин – 70-80%.
Оснащение:гемометр Сали,кровь, капилляр на 0,02 мл, 0,1 n р-р НСl, пипетка, дистиллированная вода.
Ход работы:в градуированную пробирку наливают 0,1 нормальный раствор соляной кислоты до нижней кольцевой метки, а затем при помощи скарификатора делают укол в мякоть пальца левой руки. Первую каплю крови осторожно снимают ватой, а из последующих набирают в пипетку 0,02 мл крови, тщательно обтирают кончик пипетки снаружи и опускают кровь на дно пробирки так, чтобы верхний слои соляной кислоты остался прозрачным. Промывают пипетку соляной кислотой, не вынимая из раствора, чтобы сохранить определенный объем взятой крови. После этого осторожно встряхивают содержимое и наблюдают за изменением окраски в течение 5 минут. За это время полностью происходит образование солянокислого гематина. Небольшой пипеткой, приложенной к гемометру, набирают дистиллированную воду и добавляют в пробирку к исследуемой жидкости до тех пор, пока цвет раствора не сравняется с цветом стандартных пробирок. При этих условиях процент гематина, а, следовательно, гемоглобина будет одинаков в стандартной и исследуемой крови.
Результаты работы:
Вывод:
Группы крови. Резус-фактор.
Проблема переливания крови
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Изучить основные компоненты системы гемостаза, усвоить основные представления о группах крови, их определение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Понятие о системе гемостаза. Основные компоненты системы гемостаза, их характеристика. Роль сосудистой стенки и тромбоцитов в системе гемостаза.
2. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, его характеристика.
3. Коагуляционный гемостаз, фазы, характеристика.
4. Противосвертывающие механизмы поддержания гемостаза. Фибринолизирующие механизмы.
5. Характеристика групповых систем крови человека. Характеристика системы АВО.
6. Определение групп крови системы АВО при помощи стандартных сывороток.
7. Резус-фактор. Значение определения резус-принадлежности. Проблема резус-конфликта между матерью и плодом.
8. Правила переливания крови. Основные принципы подбора донорской крови.
Дополнительно для пед. факультета
9. Особенности функционирования системы гемостаза у детей.
10. Особенности групповых признаков крови и резус-принадлежности у плода и детей.
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
По способу Бюркера
Ход работы: Произвести укол в тщательно очищенную и обработанную спиртом мякоть пальца, первую каплю крови удалить. В капилляр прибора Панченко набрать до метки 80 (20 мм3) крови и поместить в водяную баню, температура которой доводится по термометру до 25°С и поддерживается на этом уровне. Через каждые полминуты в кровь вносят тонкий кончик стеклянной палочки. Делая ее несколько зигзагообразных движений. Тот момент, когда за палочкой, при ее извлечении из капли начинают тянуться нити, считают началом свертывания крови. В норме у человека по этой методике оно равно 5-6 минут. Определение времени свертывания крови имеет большое клиническое значение.
Результаты работы:
Вывод:
Тема зачтена | ___________________подпись преподавателя |
ПРОФИЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
При спектральном анализе гемоглобина крови человека установлено, что этот человек подвержен одной из широко распространенных вредных привычек. Какой именно и как это установили?
ПРОФИЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. В крови ребенка обнаружены лишь следы фетального гемоглобина. Какой возраст этого ребенка?
2. У новорожденного ребенка кожные покровы окрашены в желтый цвет. С чем это может быть связано и как проверить. Ваше предположение?
Тема раздела: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ» | |
дата |
ПНЕВМОТАХОМЕТРИЯ.
Пневмотахометрия – метод для определения максимальной скорости движения воздуха при форсированном вдохе или выдохе (л/c). Принцип действия пневмотахометра:при вдохе и выдохе в измерительную трубку перед ее диафрагмой и после нее образуются статические давления, которые передаются в манометрическую коробку и в герметичный корпус манометра.
Оснащение:пневмотахометр, спирт, вата.
Ход работы: обрабатывают мундштуки прибора ватой, смоченной спиртом. Исследования проводят в положении стоя. Поворачивают к себе конец трубки с надписью «вдох». Помещают мундштук в рот, плотно зажимают губы вокруг него и делают предельно быстрый и глубокий вдох. Снимают показания по шкале прибора. Для определения скорости движения воздуха при форсированном выдохе поворачивают к себе конец трубки с надписью «выдох». Делают предельно быстрый и глубокий выдох. Регистрируют показания прибора.
Результаты работы:
Вывод:
ПНЕВМОГРАФИЯ
Метод регистрации экскурсии (дыхательных движений) грудной клетки.
Цель работы: ознакомление с методикой пневмографии и анализ пневмограмм, записанных при различных физиологических состояниях.
Ход работы: испытуемому на грудную клетку надевают манжету в зависимости от типа дыхания и нагнетают в нее воздух
1. Спокойное дыхание (нормальное дыхание - эйпноэ).
2. Глубокое дыхание (испытуемый произвольно делает несколько глубоких вдохов).
3. Дыхание после физической нагрузки. Для этого испытуемого просят, не снимая пневмографа, сделать 10-12 приседаний. При этом, чтобы в результате резких толчков воздуха не разорвалась покрышка капсулы Марея, зажимом Пеана пережимают резиновую трубочку, соединяющую пневмограф с капсулой. Тотчас после окончания приседаний зажим снимают и записывают дыхательные движения.
4. Дыхание во время декламации, разговорной речи, смеха.
5. Дыхание при кашле.
6. Одышку (диспноэ), вызванную задержкой дыхания. Для этого задержать дыхание на выдохе максимально долго, после чего произойдет рефлекторно возобновление и учащение дыхательных движений.
Изменения дыхания при уменьшении СО2 в альвеолярном воздухе и крови, что достигается гипервентиляцией легких. Испытуемый делает глубокие и частые дыхания до легкого головокружения, после чего наступает естественная задержка дыхания (апноэ)
Выводы:
СПИРОГРАФИЯ.
Спирография – графическая регистрация легочных объемов и емкостей с помощью специальных приборов спирографов. С помощью спирографии можно определить ЖЕЛ, МОД и МВЛ. МОД – минутный объем дыхания, это объем воздуха, который поступает в легкие в течение минуты. МОД = ДО•ЧД; ЧД – частота дыхания (в покое ЧД 9-16 в 1 минуту). МОД в покое 6-8 литров. МВЛ – максимальная вентиляция легких, объем воздуха, прошедшего через легкие при максимальной частоте и глубине дыхания (70-150 л).
Оснащение:спирограф«Метатест–I», загубник, спирт, вата, носовой зажим.
Ход работы: «Метатест–I» является спирографом закрытого типа, снабженным поглотителем углекислого газа (натронная известь). Включают прибор в сеть и подготавливают к работе, в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Испытуемый дышит в прибор через загубник, обработанный спиртом. Носовое дыхание исключают, используя зажим для носа. Регистрируют частоту и глубину дыхания в покое в течение 30 сек. Определяют резервный объем вдоха (РОвд), делая максимально возможный вдох. Восстанавливают спокойное дыхание и регистрируют резервный объем выдоха, делая максимально возможный выдох. Определяют жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Для этого испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох. Выполняют 20 приседаний и повторно регистрируют спирограмму. Отклонение пера самописца на 1см (два деления) соответствует изменению объема воздуха в системе на 330 мл. Зная скорость – 50 мм/мин (одно деление 15 сек) рассчитывают ЧД и МОД.
Рекомендации к оформлению работы:рассчитайте исходные показатели (ДО, ЧД, МОД, РОвд, РОвыд, ЖЕЛ). Определите, на сколько изменились ЧД, ДО, МОД после выполнения приседаний. Занесите показатели в таблицу, сделайте вывод.
Результаты работы:
Зарисуйте спирограмму.
Время исследования | ДО, мл | РОвд, мл | РОвыд, мл | ЖЕЛ, мл | ЧД, в мин | МОД, л/мин |
в покое | ||||||
после нагрузки |
Вывод:
Тема зачтена | _________________подпись преподавателя |
Тема раздела: «ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ» | |
дата |
Занятие № 2: Транспорт газов кровью.Функциональная система транспорта кислорода. Регуляция дыхания.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить механизмы транспорта газов кровью; уметь применять полученные знания для оценки газотранспортной функции крови. Изучить механизмы регуляции дыхания; уметь применять полученные знания для анализа изменений дыхания при различных состояниях организма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Постоянство состава альвеолярного воздуха – необходимое условие для нормального газообмена на уровне аэрогематического барьера. Уравнение Фика для диффузии газов и его анализ.
2. Оксигенация крови в легких и факторы, ее определяющие: рO2, вид, количество и свойства гемоглобина. Кислородная емкость крови.
3. Сродство крови к кислороду. Кривая диссоциации оксигемоглобина и факторы, определяющие ее ход: pH, рCO2, рCO, 2,3-ДФГ, температура, ионы и др.
4. Деоксигенация крови и условия, ее определяющие: капилляро-тканевой градиент рO2, время деоксигенации, сродство гемоглобина к кислороду.
5. Роль плазмы и эритроцитов в транспорте углекислого газа. Значение карбоангидразы.
6. Газообмен между кровью и тканями. Значение миоглобина в регуляции кислородного режима мышц.
7. Особенности транспорта газов кровью у плода и детей (для пед. факультета), людей пожилого и старческого возраста (для леч. факультета).
8. Общая характеристика дыхания, как единства функционирования функциональной системы поддержания постоянства альвеолярного воздуха (ФСППАВ) и функциональной системы транспорта кислорода (ФСТК).
9. Система транспорта кислорода, как единство функционирования кардиоваскулярного аппарата и крови. Полезные приспособительные результаты и цель ее функционирования.
10. Понятие о системной и регионарной кислородной емкости крови (СКЕ и РКЕ). Факторы, обеспечивающие оптимальную СКЕ и РКЕ: минутный объем крови, градиент гидростатического давления (DР), кислородная емкость крови (КЕК), сродство крови к кислороду (СКК), роль оксида азота.
11. Дыхательный центр, его структура. Автоматия дыхательного центра.
12. Рефлексы с дыхательных путей, межреберных мышц и альвеол, участвующие в регуляции дыхания.
13. Рефлексы с хеморецепторов сосудистых зон. Центральные хеморецепторы. Механизм первого вдоха. Гипоксический и гиперкапнический стимулы в регуляции дыхания.
14. Регуляторные влияния на дыхание со стороны гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий. Особенности регуляции дыхания в связи с развитием речи у человека.
15. Регуляция дыхания при физической нагрузке, повышенном и пониженном атмосферном давлении. Гипербаротерапия.
16. Особенности регуляции дыхания у плода и детей (для пед. факультета), людей пожилого и старческого возраста (для леч. факультета).
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
Кривая диссоциации оксигемоглобина.
Кривая диссоциации миоглобина (Mb) и оксигемоглобина (HbA).
ПОКАЗАТЕЛИ ГАЗОВОГО СОСТАВА ВОЗДУХА И
РАЗЛИЧНЫХ СРЕД ОРГАНИЗМА
Воздух и среды организма | Показатели газового состава | |
О2 | СО2 | |
Атмосферный воздух, % | ||
Выдыхаемый воздух, % | ||
Альвеолярный воздух*, % | ||
Альвеолярный воздух*, мм рт.ст. | ||
Артериальная кровь, мм рт.ст. | ||
Венозная кровь, мм рт.ст. |
Примечание: * – величины изменяются.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В КРОВИ СО2, ПОСТУПАЮЩЕГО
В КАПИЛЛЯРЫ ИЗ ТКАНЕЙ
Фракция | Поступление СО2 из тканей 2 ммоль/л | Артериальная кровь | Венозная кровь | |
(%) | (ммоль/л) | |||
HCO3- (плазмы) | ||||
HCO3- (эритроцитов) | ||||
HbCO2 (эритроцитов) | ||||
H2CO3 (эритроцитов) | ||||
H2CO3 (плазмы) |
Примечание: значения в ммоль приведены для крови с Ht = 45%.
ОФОРМИТЬ В ПРОТОКОЛЕ:
Влияние перерезок на разных уровнях ствола мозга на внешнее дыхание
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
Работа 9. Определение минутногообъема дыхания в покое и после мышечной нагрузки.
Работа 10.Определение максимальной минутной вентиляции легких
Работа 11. УИРС: функциональные пробы при различном состоянии дыхательной системы.
Видеофильмы:
1. «Внешнее дыхание» (10 минут).
2. «Перенос газов кровью» (10 минут).
Решение ситуационных задач.
Компьютерный контроль.
Решение ситуационных задач.
ПРОФИЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Чемпионы по нырянию погружаются на глубину до 100 м без акваланга и возвращаются на поверхность за 4-5 минут. Почему у них не возникает кессонная болезнь?
2. В чем заключается сущность гипербарической оксигенации? Ее практическое применение.
3. Как изменится разница в процентном составе выдыхаемого и альвеолярного воздуха, если человек будет дышать в противогазе?
4. Человеку необходимо пройти по дну водоема. В такой ситуации, если отсутствуют специальные приспособления, дышат через трубку, конец которой выходит из воды. Имеются три трубки. Длина каждой 1 метр, в внутренний диаметр соответственно 68 мм, 30 мм, 5 мм. Какую трубку нужно использовать. Обоснуйте Ваш ответ соответствующим расчетом.
ПРОФИЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Около тридцати лет назад была раскрыта причина болезни новорожденных, которые умирали сразу же после рождения, будучи не в состоянии сделать вдох. Разгадка была найдена, когда начали сравнивать гомогенаты из ткани легких таких детей и детей, умерших от других причин. В этих гомогенатах измеряли и сравнивали между собой некоторый физико-химический показатель. Что это за показатель и о чем говорит изменение его величины?
2. Если новорожденному при перевязке пуповины затягивать лигатуру очень медленно, то первый вдох может не наступить, и ребенок погибнет. Почему?
3. Акушерка утверждает, что ребенок родился мертвым. Как можно со 100% гарантий подтвердить или опровергнуть это утверждение?
4. Определение минутной вентиляции легких у ребенка в разных условиях. На какую величину изменится альвеолярная вентиляция легких, если в покое число дыхательных движений равно 20, дыхательный объем (ДО) – 210 мл? При физической же работе число дыхательных движений увеличилось вдвое, а ДО – на 90 мл.
Тема раздела: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ДЫХАНИЕ» | |
дата |
ОПЫТ СТАННИУСА
(Виртуальный физиологический эксперимент)
Проводящая система сердца состоит из сино-атриального узла, атрио-вентрикулярного узла, пучка Гиса и волокон Пуркинье. Наложение лигатур Станниуса позволяет проанализировать роль узлов проводящей системы в обеспечении сокращений сердца и явление градиента автоматии.
Оснащение:персональный компьютер, программа по виртуальной физиологии сердца «LuPraFi-Sim».
Ход работы: используя программу, анализируют изменение сокращений венозного синуса, предсердий и желудочков сердца лягушки после наложения 1-ой, 2-ой и 3-ей лигатур Станниуса.
Результаты работы:зарисовать схему опыта, изменение работы сердца при наложении лигатур и объяснить их механизм.
Вывод:
АУСКУЛЬТАЦИЯ СЕРДЦА.
(выслушивание тонов сердца)
Все тоны сердца яснее всего прослушиваются на местах проекции клапанов сердца на грудную стенку. Однако очень близкое расположение клапанов друг к другу не дает возможности из общей звуковой картины, слышимой в местах проекции, выделить тоны отдельных клапанов, что крайне важно для клинической диагностики. Выделение тона какого-либо одного клапана достигается тем, что фонендоскоп переносят от места проекции этого клапана в сторону, противоположную местам проекции остальных клапанов, настолько, чтобы выслушиваемый тон был еще явственно слышен, а другие тона, вследствие большого их удаления от места аускультации, были слышны возможно слабее (сила убывает обратно пропорционально квадрату расстояния). Кроме того, к местам выслушивания аорты и двухстворчатого клапана звуки хорошо проводятся током крови. Эмпирически найдены 4 основных точки и 1 дополнительная (точка Боткина), как наилучшие для выслушивания отдельных клапанов:
1. Двухстворчатый (митральный клапан) – проецируется под местом прикрепления третьего левого реберного хряща к грудине. Выслушивается на месте сердечного толчка, т.е. в 5-ом межреберном промежутке, на 0,5-1 см внутрь от срединно-ключичной линии.
2. Трехстворчатый клапан – проецируется на средней линии грудины, несколько ниже места прикрепления к ней 4-х реберных хрящей. Выслушивается на уровне прикрепления мечевидного отростка к телу грудины справа.
3. Клапаны аорты – проецируется на середине грудины на уровне прикрепления к ней 3-х реберных хрящей. Выслушивается во 2-ом правом межреберном промежутке по краю грудины.
4. Клапаны легочной артерии – место проекции и место выслушивания совпадают: они находятся во 2-ом левом межреберном промежутке, у левого края грудины.
5. Точка Боткина для выслушивания клапанов аорты – расположена в 3-м межреберном промежутке слева по краю грудины.
Выслушивание тонов сердца позволяет судить о работе клапанов сердца и состоянии его мышц. В патологии при дефектах клапанов или сужении отверстий вместо чистых тонов слышны шумы. Так, например, при недостаточности двухстворчатого клапана шум слышен во время систолы, когда кровь из левого желудочка поступает обратно в предсердие. При недостаточности аортального клапана шум слышен во время диастолы желудочков.
Ход работы:
1. Пользуясь указаниями и рисунками отмечают на коже груди нескольких студентов места проекции клапанов и места их выслушивания.
2. Выслушивают тоны сердца во всех 5 точках. Для различения I-го и II-го тонов следует помнить, что они различаются по высоте и продолжительности, и что между I и II тоном пауза короткая, а между II и I – длинная. В точках выслушивания атриовентрикулярных клапанов I тон более громкий, II-ой тон приглушенный; в точках выслушивания полулунных клапанов наоборот: I-й тон приглушенный, а II-й тон более громкий.
3. После выслушивания тонов сердца в покое испытуемого просят сделать несколько приседаний, после чего снова выслушивают тоны.
Отмечают усиление звуков и учащение.
ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ.
Электрокардиография– метод регистрации разности потенциалов электрического диполя сердца в определенных участках тела человека.
Оснащение: испытуемый, переносной одноканальный электрокардиограф, марлевые прокладки, 0,9% раствор NaCl, спирт, вата.
Ход работы:подготавливают электрокардиограф к работе, проверяя наличие питания, правильность соединения электродов и наличие заземления. Кожу в области наложения электродов обрабатывают спиртом, накладывают марлевые прокладки и электроды ЭКГ. Проводят регистрацию ЭКГ в трех стандартных отведениях (I, II, III). Для анализа необходимо не менее 5 сердечных комплексов в каждом из отведений. Оценку и подсчет амплитудных и временных параметров ЭКГ проводят во II стандартном отведении.
Вклеить образцы ЭКГ
Результаты работы: при расшифровке электрокардиограммы необходимо рассчитать следующие параметры в секундах:
Длительность интервала P-Q =
Длительность комплекса QRS =
Длительность интервала S-T =
Длительность интервала R-R =
Длительность комплекса QRST =
Сравнить с длительностью должной величины QRST, рассчитанной по формуле Базета (в секундах):
а) для мужчин –
б) для женщин –
Рассчитать систолический показатель – отношение длительности интервала Q-T к длительности интервала R-R (в%):
=
Длительность интервала T-P = сек.
Рассчитать количество сердечных сокращений в минуту по формуле:
Интервал R-R (сек.) – 1 сердечное сокращение 1 мин. = 60 сек. – Х сердечных сокращений | => | = |
Вывод:
Ритм:
Положение электрической оси сердца:
ЧСС
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Электрокардиограмма и ее клиническое значение.
2. Экстероцептивные и интероцептивные влияния на сердце.
3. Тоны сердца и их происхождение, фонокардиография.
4. Особенности коронарного кровообращения.
5. Особенности легочного кровообращения.
6. Особенности мозгового кровообращения.
7. Особенности кровообращения в почках.
8. Депо крови и его физиологическое значение.
9. Сосудистый тонус и его регуляция.
10. Физическая нагрузка и сердечно-сосудистая система.
11. Функциональная система поддержания оптимальной величины артериального давления.
12. Метод реографии, его использование в клинике.
13. Изменение органного кровообращения при мышечной нагрузке.
14. Изменение органного кровообращения при приеме пищи.
15. Изменение органного кровообращения при беременности.
16. Изменение органного кровообращения при гипоксии.
17. Изменение органного кровообращения при стрессе.
18. Методы изучения органного кровообращения.
19. Морфофункциональная характеристика основных компонентов микроциркуляторного русла.
20. Влияние физической нагрузки и гиподинамии на организм.
21. Капиллярный кровоток и его особенности.
22. Транскапиллярная фильтрация и факторы, влияющие на нее.
23. Микроциркуляция и ее роль в механизме обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями.
24. Соотношение между микроциркуляцией и