Функциональное единство колеи.
Поражение кожи.
Покровный аппарат, покрывающий наружную поверхность тела, состоит из кожи (эпидермис, дерма и гиподермис) и его дополнения (волосы, железы и потовые железы, ногти). Что касается его развития, мы знаем, что эпидермис и его дополнения происходят, как и нервная система, из экто-дермического листка, а дерма, гиподермис и поверхностная фасцияпроисходят, как и все элементы механической связи, из мезо-дермического листка.Благодаря этому эмбриологическому родству, дерма является соединительной тканью, похожей на все другие. Она реагирует таким же образом, как и остео-артикулярная или висцеральная системы на наш Остеопатический подход.
Можно рассматривать кожный аппарат, как особый орган, имеющий многочисленные функции:
- термическая и механическая защита тела,
- сенсорная перцепция,
- потовыделение,
- синтез витамина D,
- иммунный барьер.
В традиционной китайской медицине кожа ассоциируется с легкими (дыхание) и с толстым кишечником (выведение), а также с циркуляцией защитной энергии (иммунная система). Таким образом, кожная ткань не ограничивается функцией обычной инертной оболочки тела. Это важная жизненная структура, её следует интегрировать в наше остеопатическое лечение. В этом смысле дермолгии Жарико, соединительные рефлекторные зоны Перроно - Ферре или метамерические кожные сегменты Жестре свидетельствуют о диагностическом и терапевтическом интересе к этому уровню.
Нам нужно учиться специфически работать на коже, сравнивать через баланс фиксации дермы с другими остеопатическими поражениями, чтобы выявить, в конце концов, первичные. Мы представляем здесь оригинальный подход к кожным покровам в рамках Механической Связи.
Дерма или хорион, как и другие соединительные ткани, образована коллагеновыми и эластическими волокнами, обеспечивающими её прочность. Расположение коллагеновых нитей зависит от щелевых линий натяжения (эта организация кожной сети похожа на строение внутрикостных силовых линий). Следует заметить так же, что продольные оси этих линий накладывается на оси дерматомов. С точки зрения хирургии, разрезы параллельные этим линиям облегчают отделение тканей и улучшают качество рубцевания. Если разрез проведён перпендикулярно, то он нарушает коллагеновые волокна, что влечет за собой образование большего рубца. По такому же принципу чрезмерное растяжение кожи вследствие беременности или быстрого роста создаёт поперечные разрывы щелевых линий, что приводит к образованию красных полос на коже.
Рисунок 68 Кожные линии Бенингофа |
Рубец.
Мы определили остеопатическое поражение в общем, как фасциальный рубец. Таким образом, мы можем рассматривать рубец на коже как частный случай остеопатической фиксации. Изучение гомеостаза кожи полностью иллюстрирует процесс рубцевания. Выздоровление повреждения только одного слоя - эпидермиса (эктодермального происхождения), совершается путём обновления клеток. Это позволяет полностью восстановить поверхностный слой ad integrum. Рубцевание дермы протекает сложнее, что объясняется её мезодермальным происхождением.
Можно схематично выделить три этапа:
• Фаза воспаления. Протекает с расширением сосудов, образованием сгустка крови и появлением белых кровяных телец, которые фагоцитируют микробы. Клетки дермы превращаются в фибробласты, которые производят синтез коллагеновых волокон.
• Фаза фиброза.Её называют продуктивной фазой. Формируется неоколлагеновая ткань, плотность волокон которой выше, чем у нормальной ткани. Ориентированы волокна новой ткани параллельно продольной оси рубца. Волокна располагаются в соответствии с существующими механическими нагрузками.
• Фаза склероза.Или фаза патологического уплотнения. Рубцовая ткань теряет всякое кровоснабжение. Образуется гипертрофированный келоидный рубец. Какой бы ни была причина повреждения кожа (травма, ожог, хирургическое вмешательство...), все врачи неклассической медицины утверждают, что плохо сформировавшийся рубец может быть причиной механических и энергетических нарушений.
Уплотнение и ретракция рубцовой ткани провоцирует болевую стимуляцию локальных механорецепторов кожи (рецепторов Руфини и Мейснера, которые очень чувствительны к натяжению). Такой фиксированный рубец может в дальнейшем нарушить равновесие постурального рефлекса соответствующего дерматома и стать элементом, определяющим цепочку остеопатического поражения.
Нужно уделить особое внимание коже подошвы. В этой зоне нет поверхностной фасции, поэтому кожа плотно связана с подлежащим апоневрозом. Фиксация во внутреннем латеральном скольжении часто встречается на пятке и провоцирует жестокие боли в этой области или менее заметные, но порой гораздо более патогенные нарушения равновесия.
Протокол.
Теперь нам нужно включить кожу в целом и рубцы в частности в наш осмотр в рамках Механической Связи. На практике мы можем тестировать эластичность кожи, провести по коже
ладонью, натянуть её рукой, положенной плоско. Произвести легкую тракцию по ходу щелевых линий (которые описаны Беннингофом). Эта тракция коллагеновых волокон приводит к скольжению оболочек подлежащих тканей. Это скольжение проходит на уровне жирового слоя гиподермиса, который обеспечивает соединение дермы с поверхностной фасцией (или, вслучае отсутствия последней, с поверхностным апоневрозом). Нужно отметить такую важную функцию кожной ткани, как депо крови, составляющее 10% циркулирующей крови. Здесь опять мы видим тесную, если не сказать неразрывную механическую связь, сосудистую связь и неврологическую связь структур.
Рисунок 69 Тест скольжения кожи |
В случае наличия фиксации рука врача чувствует четкое сопротивление тракции и скольжению. Мы расцениваем эту потерю растяжимости кожи как элемент
Рисунок 70
Тест продольного растяжения рубца
тотального поражения, а значит, мы должны будем провести тест баланса с другими фиксациями, найденными во время общего осмотра. Во всех случаях фиксацию кожи можно проверить с помощью теста «пальпации-кручения», который выявит зоны ненормального утолщения и чувствительности на этом уровне. Естественно, что фиксация кожи требует коррекции только тогда, когда она является первичным поражением.
Наше лечение проводится рекойлом против фасциального барьера. Мы сможем констатировать, что кожный покров обрёл нормальную эластичность и скольжение на подлежащих тканях. После коррекции тест «пальпации-кручения» позволяет подтвердить, что кожа в этой зоне стала мягкой и безболезненной, а если существовало утолщение, то оно сразу заметно уменьшилось. По данным исследований доктора Гийо и соавторов, механический импульс рекойла влечёт немедленное расслабление волокон и отсроченную репарацию коллагеновых волокон.
Для кожных рубцов мы выполняем специфический тест продольного натяжения, как если бы мы хотели закрыть зияние щели, растягивая щель за оба конца. Рубец можно тестировать так же тестом закрытия, выполняя серию поперечных надавливаний двумя большими пальцами навстречу друг другу. Оба этих теста оказывают поверхностное действие, даже если работают на таких глубоких рубцах, как послеоперационные. Не внутренние спайки приносят больший вред организму, а плохое кожное закрытие рубца. Именно оно нарушает организм, т.к. на поверхности рубец приводит к потере энергии. Если мы находим фиксацию на уровне рубца, мы сравниваем её балансом с другими поражениями кожного покрова, чтобы определить функциональную доминанту дермы. Её в свою очередь мы сравниваем с доминантами других функциональных единств, чтобы выйти на первичное поражение всей совокупности остеопатических поражений. Если мы вынуждены лечить первичный или доминирующий рубец, мы используем продольное растяжение (рекойл) в качестве метода коррекции. В особых случаях точечных рубцов, которые встречаются всё чаще и чаще при хирургических вмешательствах с использованием
Рисунок 71
Тест поперечной компрессии рубца
эндоскопа, мы выполняем лёгкую мобилизацию скольжения в четырёх направлениях. Потом -ротацию по часовой стрелке и против часовой стрелки. Так мы находим точку максимального сжатия, которую следует корректировать.