Типы и формы клинического девиантного поведения
n ДЕЛИНКВЕНТНОЕ (преступное, криминальное)
Обычно понимается склонность не к опасным преступлениям, а к проступкам, опасность которых не осознается (звонки о бомбе, кражи из озорства, швыряние камнями в поезд) – это противодействие
n АДДИКТИВНОЕ(алкоголь, наркотики, азартные игры).
Уход от реальности – скрытое противодействие
n ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Это поведение у лиц с расстройствами личности: возбудимых, склонных к агрессии и аутоагрессии; параноидных, склонных к образованию сверхценных идей.
Это противостояние или уход
КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
1. Агрессия
2. Аутоагрессия
3. Злоупотребление психоактивными веществами
4. Нарушение пищевого поведения
5. Аномалии сексуального поведения
6. Сверхценные увлечения (азартные игры, трудоголизм, паранойя здоровья)
7. Сверхценные психопатические увлечения (бродяжничество, забытые философские течения)
8. Характерологические и патохарактерологические реакции (отказ от общения, реакция оппозиции; грубость, брань, угрозы)
9. Коммуникативные девиации (изменение общения: аутистичность или гиперобщительность)
10. Безнравственное и аморальное поведение
11. Неэстетическое поведение
Мышление. Общая характеристика. Основные мыслительные операции. Нарушения мышления.
Мышление – высшая форма познавательной деятельности. Это наиболее обобщенная и опосредованная форма психологического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Физиологическая основа мышления - деятельность коры больших полушарий, осуществляемая во взаимодействии сигнальных систем
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Анализ – разделение целого на части и выделение отдельных признаков предметов и явлений
Синтез – соединение составных частей в единое целое.
Обычно анализ и синтез выступают в единстве
Сравнение- установление сходства и различия между объектами
Абстрагирование - выделение одних признаков при отвлечении от других.
Обобщение
Классификация- разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам
Систематизация- разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений.
Виды мышления
• Предметно-действенное
Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Преобладает у ребенка в возрасте до 1 года
• Наглядно-образное
Это вид мышления, опирающийся на представления и образы
• Словесно-логическое
Осуществляется при помощи логических операций с понятиями
Формы мышления
• Понятие
Отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений (общее, конкретное, единичное, абстрактное)
• Суждение
Отражает связи между предметами и явлениями, утверждает или отрицает что-либо (истинное, ложное)
• Умозаключение
Создается как вывод на основе нескольких суждений (индукция, дедукция)
• Индукция– логический вывод в процессе мышления от частного к общему
• Дедукция - логический вывод в процессе мышления общего к частному
Типы мышления
• Дивергентное – мышление, направленное на поиск как можно большего числа вариантов решения проблем (характерно для творческих людей)
• Конвергентное – мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения проблемы
Творческое мышление
• Это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование уже существующего решения той или иной задачи
ИНСАЙТ
• Внезапное озарение, интуитивная догадка решения проблемы; одно из ключевых понятий гештальт психологии.
• Вольфганг Келер 1887-1967 гг. – один из основателей гештальт психологии; исследовал мышление человекообразных обезьян
• Любое творческое решение складывается из трех фаз:
1. Действие на основе старого гештальта.
2. Разрушение старого гештальта.
3. Возникновение нового творческого решения. Озарение.
Характеристики творческого мышления
• Пластичность – способность найти множество решений проблемы;
• Подвижность – способность перейти от одного аспекта проблемы к другому
• Оригинальность – способность найти неожиданное, непривычное решение
• Креативность
• Способность видеть вещи в новом свете