И метод «семейной генограммы»

Проективный тест "Семейная социограмма" относится к рисуночным проективным тестам.

Тест "Семейная социограмма" позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредован­ный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом (см. приложение IV) диаметром 110 мм. Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Нами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1. число членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков относительно другу друга;

4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет "забыт". В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов, могут быть изображены в качестве членов семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Боль­ший, по сравнению с другими, кружок "Я" говорит о достато­чной или завышенной самооценке, меньший - о пониженной са­мооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направ­ленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может ука­зывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков, в центре или в вер­хней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанали­зировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о кон­фликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении ис­пытуемого. Своеобразное "слипание", когда кружки насла­иваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности "Я" у членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера приводим тест матери девочки (рис.1), больной шизофренией* (*Примерно в 3% случаев тестирования здоровых социально адаптированных родителей встречается такой результат, кото­рый мы условно назвали "матрешкой".)

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Рис. 1 (Лена — дочь, Петр — отец, Я — мать девочки).

Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимо­отношений в процессе семейной психотерапии.

В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в "линию" (с мужем мать в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис.2):

и метод «семейной генограммы» - student2.ru рис. 2

При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала, что "у меня есть своя семья - это я и мой сын. К Вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней". Заключительная социограмма имела вид, приведенный на рис.3.

и метод «семейной генограммы» - student2.ru рис. 3

Использование теста "семейной социограммы" позволяет в считанные минуты в ситуации "здесь-и-теперь" до сеанса семейной психотерапии или во время сеанса визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.

По мнению нашей сотрудницы С.И. Чаевой (1994) психологическая проективная методика "Семейная социограмма" может использоваться в семейной психотерапии для экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи, но использование ее в качестве методики на­учного исследования затруднительно.

К диагностическим методам, позволяющим в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье, относится метод "Семейной генограммы" (Рарр Р.,1983; Nickols M., 1984; Richardson R.W., 1994).

Психотерапевт предлагает каждому члену семьи изобразить графически свое представление о семье с помощью опреде­ленных символов. Генограмма включает имена и возраст всех членов семьи. В ней даются даты рождений, смертей, браков, разводов, и разрывов в отношениях. В свою очередь психо­терапевт на основании расспроса и наблюдения составляет генограмму семьи.

В качестве примеров приведем генограмму трех, поколений семьи В. Митрофанова и А. Хорошевой (рис.4).

Рис. 4 Генограмма трех поколений

и метод «семейной генограммы» - student2.ru
Пояснения к генограмме трех поколений семьи Митрофанова и Хорошевой.

Василий Митрофанов родился в 1911 году. Анна Хорошева родилась двумя годами позже. В 1930 г. они вступили в брак. У них было четверо детей - две девочки-близнецы, 1934 года рождения, затем у матери был выкидыш в 1937 году, а в 1939 родился сын Василий.

Анна вышла замуж в 1954 году за Филиппа Задорова, 1932 г.р. У них в 1959 году родился сын Вячеслав.

Сестра Анны Елена в 1960 году вышла замуж за Карпа Сидорова. Родившаяся в 1963 году их дочь Римма через 1 год умерла.

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Основные обозначения

мужчина (прямоугольник) с датой рождения. Имя пишется внутри прямоугольника, фамилия - сверху.

и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1911

- женщина (круг) с датой рождения.

покойная женщина с датами рождения и смерти.

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru

покойная женщина с датами рождения и смерти

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1963-1964

и метод «семейной генограммы» - student2.ru выкидыш или аборт

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

сестры – близнецы

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1934

супружеская жизнь с датами (муж изображен слева)

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1911 1913

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1930 -

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1911 1913

1934 1937 Отец, мать и дети (в порядке их появления, слева направо). и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1981 - - сожительство с датами

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru 1966-68

1966 Временный разрыв (с датами); указывается его начало и дата

воссоединения пары, а также дата заключения брака

Сван 1973

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

Приемный сын с датой рождения внизу и датой приема в семью сверху

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

Развод с датами супружеской жизни, дети остались с матерью.

Василий Васильевич Митрофанов был женат дважды. В 1962 г. он женился на Вере Корбут, через два года развелся. Детей у них не было. Вторая его жена Ольга Липавская родилась в 1940 г. Они вступили в брак в 1966 г. Ольга была беременна сыном Петром, родившимся через месяц после свадьбы. В 1971 г. у них родился сын Павел. С 1986 по 1989 у супругов был разрыв, Василий жил у своих родителей.

Сын В.В. Митрофанова Петр свои отношения с Еленой не оформлял, а вскоре после рождения Алексея расстался с ней.

Задание читателю: какие гипотезы вы выдвинете о семейном функционировании представителей разных поколений, просмотрев эту генограмму? Постарайтесь, чтобы гипотез было не меньше трех.

Другой пример: (рис.5)

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

Люба

и метод «семейной генограммы» - student2.ru мать

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Слава

и метод «семейной генограммы» - student2.ru отец

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

Катя

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Дочь 8 лет

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Алеша

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Сын 13 лет

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

Миша
сын 11 лет

На наш совместный прием с Кирсти Хааланд (Норвегия) и лечащим врачом СИ. Чаевой пришла семья в составе матери и троих детей. Сын Алеша 13 лет конфликтовал с братом 11 лет. Отец алкоголизировался, на сеанс не пришел. Психотера­певты предложили Алеше как
старшему из пришедших мужчин нарисовать генограмму семьи, используя специальные обозначения. Первоначально генограмма выглядела так (рис.5).

Далее психотерапевты спросили: кто еще есть в семье, кто важен для тебя? Алексей вспомнил бабушку и дедушку, которые уже умерли (рис.6).

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru Люба

и метод «семейной генограммы» - student2.ru мать

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Дедушка Лена Слава

и метод «семейной генограммы» - student2.ru бабушка отец

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

Катя

Рис. 6 Дочь 8 лет

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru Алеша

Сын 13 лет

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

и метод «семейной генограммы» - student2.ru Миша
сын 11 лет

Далее психотерапевты на­чали выяснять, кто еще есть в семье, хочет ли Алеша еще кого-то нарисовать. После его отказа К.Хааланд нарисовала на доске других родственников. В конечном итоге генограмма этой семьи выглядела следующим образом (рис.7).

и метод «семейной генограммы» - student2.ru

В генограмме, приведенной на рис.7, обращает на себя внимание то, что отец помещен Алексеем в подсистему детей, а в родительской подсистеме осталась одна мать. Два сына, Алексей и Миша, оказались эмоционально удаленными от обоих родителей.

Для графической конкретизации психологических коммуникаций в семье используется целый ряд условных обозначений, предложенных Джоном Хайуэллсом (1971), Сальвадором Минухиным (1974), Э.Г. Эйдемиллером (1987). Степень тесноты связи (привязанность, психологическая зависимость), проявляемая одними членами семьи по отношению к другим, представлена следующим образом:

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru очень тесная

и метод «семейной генограммы» - student2.ru тесная

и метод «семейной генограммы» - student2.ru слабая

и метод «семейной генограммы» - student2.ru очень слабая

Степень выраженности конфликта между членами семьи представлена так:

| слабая,

| | умеренная,

| | | выраженная.

Направление связи, т.е. кто по отношению к кому проявляет обозначаемые чувства, указывается стрелкой. Например, прямые взаимные конфликтные отношения между отцом и матерью подростка могут быть выражены так (рис.8):

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru Рис. 8

и метод «семейной генограммы» - student2.ru и метод «семейной генограммы» - student2.ru

Пример взаимоотношений в треугольнике, состоящем из отца, матери и мальчика-подростка приведен ниже (рис.9):

и метод «семейной генограммы» - student2.ru рис.9

Как показывает наш опыт, использование графических методов для экстернализации членами семьи неосознаваемых представлений о характере взаимоотношений, представляет большую диагностическую информацию для психотерапевта, но самое главное, существенно катализирует процесс семейной психотерапии.

Наши рекомендации