И метод «семейной генограммы»
Проективный тест "Семейная социограмма" относится к рисуночным проективным тестам.
Тест "Семейная социограмма" позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом (см. приложение IV) диаметром 110 мм. Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Нами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:
1. число членов семьи, попавших в площадь круга;
2. величина кружков;
3. расположение кружков относительно другу друга;
4. дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет "забыт". В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов, могут быть изображены в качестве членов семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок "Я" говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший - о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков, в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное "слипание", когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности "Я" у членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера приводим тест матери девочки (рис.1), больной шизофренией* (*Примерно в 3% случаев тестирования здоровых социально адаптированных родителей встречается такой результат, который мы условно назвали "матрешкой".)
Рис. 1 (Лена — дочь, Петр — отец, Я — мать девочки).
Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в процессе семейной психотерапии.
В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в "линию" (с мужем мать в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис.2):
рис. 2
При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала, что "у меня есть своя семья - это я и мой сын. К Вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней". Заключительная социограмма имела вид, приведенный на рис.3.
рис. 3
Использование теста "семейной социограммы" позволяет в считанные минуты в ситуации "здесь-и-теперь" до сеанса семейной психотерапии или во время сеанса визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.
По мнению нашей сотрудницы С.И. Чаевой (1994) психологическая проективная методика "Семейная социограмма" может использоваться в семейной психотерапии для экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи, но использование ее в качестве методики научного исследования затруднительно.
К диагностическим методам, позволяющим в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье, относится метод "Семейной генограммы" (Рарр Р.,1983; Nickols M., 1984; Richardson R.W., 1994).
Психотерапевт предлагает каждому члену семьи изобразить графически свое представление о семье с помощью определенных символов. Генограмма включает имена и возраст всех членов семьи. В ней даются даты рождений, смертей, браков, разводов, и разрывов в отношениях. В свою очередь психотерапевт на основании расспроса и наблюдения составляет генограмму семьи.
В качестве примеров приведем генограмму трех, поколений семьи В. Митрофанова и А. Хорошевой (рис.4).
Рис. 4 Генограмма трех поколений
Пояснения к генограмме трех поколений семьи Митрофанова и Хорошевой.
Василий Митрофанов родился в 1911 году. Анна Хорошева родилась двумя годами позже. В 1930 г. они вступили в брак. У них было четверо детей - две девочки-близнецы, 1934 года рождения, затем у матери был выкидыш в 1937 году, а в 1939 родился сын Василий.
Анна вышла замуж в 1954 году за Филиппа Задорова, 1932 г.р. У них в 1959 году родился сын Вячеслав.
Сестра Анны Елена в 1960 году вышла замуж за Карпа Сидорова. Родившаяся в 1963 году их дочь Римма через 1 год умерла.
Основные обозначения
мужчина (прямоугольник) с датой рождения. Имя пишется внутри прямоугольника, фамилия - сверху.
1911
- женщина (круг) с датой рождения.
покойная женщина с датами рождения и смерти.
покойная женщина с датами рождения и смерти
1963-1964
выкидыш или аборт
сестры – близнецы
1934
супружеская жизнь с датами (муж изображен слева)
1911 1913
1930 -
1911 1913
1934 1937 Отец, мать и дети (в порядке их появления, слева направо).
1981 - - сожительство с датами
1966-68
1966 Временный разрыв (с датами); указывается его начало и дата
воссоединения пары, а также дата заключения брака
Сван 1973
Приемный сын с датой рождения внизу и датой приема в семью сверху
Развод с датами супружеской жизни, дети остались с матерью.
Василий Васильевич Митрофанов был женат дважды. В 1962 г. он женился на Вере Корбут, через два года развелся. Детей у них не было. Вторая его жена Ольга Липавская родилась в 1940 г. Они вступили в брак в 1966 г. Ольга была беременна сыном Петром, родившимся через месяц после свадьбы. В 1971 г. у них родился сын Павел. С 1986 по 1989 у супругов был разрыв, Василий жил у своих родителей.
Сын В.В. Митрофанова Петр свои отношения с Еленой не оформлял, а вскоре после рождения Алексея расстался с ней.
Задание читателю: какие гипотезы вы выдвинете о семейном функционировании представителей разных поколений, просмотрев эту генограмму? Постарайтесь, чтобы гипотез было не меньше трех.
Другой пример: (рис.5)
Люба
мать
Слава
отец
Катя
Дочь 8 лет
Алеша
Сын 13 лет
Миша
сын 11 лет
На наш совместный прием с Кирсти Хааланд (Норвегия) и лечащим врачом СИ. Чаевой пришла семья в составе матери и троих детей. Сын Алеша 13 лет конфликтовал с братом 11 лет. Отец алкоголизировался, на сеанс не пришел. Психотерапевты предложили Алеше как
старшему из пришедших мужчин нарисовать генограмму семьи, используя специальные обозначения. Первоначально генограмма выглядела так (рис.5).
Далее психотерапевты спросили: кто еще есть в семье, кто важен для тебя? Алексей вспомнил бабушку и дедушку, которые уже умерли (рис.6).
Люба
мать
Дедушка Лена Слава
бабушка отец
Катя
Рис. 6 Дочь 8 лет
Алеша
Сын 13 лет
Миша
сын 11 лет
Далее психотерапевты начали выяснять, кто еще есть в семье, хочет ли Алеша еще кого-то нарисовать. После его отказа К.Хааланд нарисовала на доске других родственников. В конечном итоге генограмма этой семьи выглядела следующим образом (рис.7).
В генограмме, приведенной на рис.7, обращает на себя внимание то, что отец помещен Алексеем в подсистему детей, а в родительской подсистеме осталась одна мать. Два сына, Алексей и Миша, оказались эмоционально удаленными от обоих родителей.
Для графической конкретизации психологических коммуникаций в семье используется целый ряд условных обозначений, предложенных Джоном Хайуэллсом (1971), Сальвадором Минухиным (1974), Э.Г. Эйдемиллером (1987). Степень тесноты связи (привязанность, психологическая зависимость), проявляемая одними членами семьи по отношению к другим, представлена следующим образом:
очень тесная
тесная
слабая
очень слабая
Степень выраженности конфликта между членами семьи представлена так:
| слабая,
| | умеренная,
| | | выраженная.
Направление связи, т.е. кто по отношению к кому проявляет обозначаемые чувства, указывается стрелкой. Например, прямые взаимные конфликтные отношения между отцом и матерью подростка могут быть выражены так (рис.8):
Рис. 8
Пример взаимоотношений в треугольнике, состоящем из отца, матери и мальчика-подростка приведен ниже (рис.9):
рис.9
Как показывает наш опыт, использование графических методов для экстернализации членами семьи неосознаваемых представлений о характере взаимоотношений, представляет большую диагностическую информацию для психотерапевта, но самое главное, существенно катализирует процесс семейной психотерапии.