Инструментарий диагностики по продуктивной деятельности.
Рисование:
Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятырисунки 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.
1.Содержание изображения
№ | И. Ф. | Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. | Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. | Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. | Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. | Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи |
Ксения И | В | В | В | В | В | |
Марина Ю | В | С | С | В | В | |
Толя П | С | С | Н | С | С | |
Ваня Р | Н | Н | Н | Н | Н |
Уровни определены на основе уровней программы «Детство» (В- высокий;; С-средний; Н- низкий). Анализ детских работ представленв кратком описание созданного каждым ребенком изображения.
1.Ксения И. быстро и с радостью принялась за работу.1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, передала относительную величину ребенка и взрослого. 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья в парке).4)Рисунок украсила в соответствии с выбранной тематикой. 5) Все члены семьи исполнены аккуратно.
2.Марина Ю. С радостью и с желанием взялась за работу. 1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не сумела передать относительную величину ребенка и взрослого, и соответствие величины частей тела.(Голова большая, руки маленькие, ноги тонкие палки) 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием простым карандашом, но штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья на прогулке). 4) Рисунок украсила цветными карандашами, штрихи расположены в одном направлении. 5) Рассказывая о своем рисунке положительно отозвалась о всех изображенных членах семьи.
3.Толя П. Без особого азарта взялся за работу. 1) Изображение расположены в правой нижней части листа, что не вполне соответствует содержанию работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не верно передал относительную величину ребенка и взрослого (Папа очень маленький по сравнению со своим изображением). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Красным) с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении выходящими за контур. Долго не мог выбрать сюжет. Задавал много вопросов выкрикивая и громко бурчал пока рисовал. 4)Рисунок украсил цветным фоном. 5) Все члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.
4. Ваня Р Долго не принимался за работу, прежде чем приступить к работе плакал. 1) Изображение расположены в нижней части листа, ноги срезаны краем листа что не вполне соответствует содержанию работы.2) Не умеет рисовать фигуру человека, не передал относительную величину ребенка и взрослого (Не возможно разобрать где взрослые где дети сам Ваня путается когда рассказывает о своем рисунке). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Черным) с последующим закрашиванием черным карандашом, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении. Не мог выбрать сюжет долго сидел не принимался за работу причитал, что у него все равно ничего не получится. Потом поплакал и только после этого взялся за работу 4)Рисунок не украсил фоном. 5) Не понятно, какие члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.
2. Передача формы:
В -форма передана точно;
С -есть незначительные искажения;
Н -искажения значительные, форма не удалась.
№ | И.Ф. | форма передана точно; | есть незначительные искажения; | искажения значительные, форма не удалась |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
3. Строение предмета:
В- части расположены, верно;
С- есть незначительные искажения;
Н- части предмета расположены неверно.
№ | И.Ф. | части расположены, верно; | есть незначительные искажения; | части предмета расположены неверно |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.
4.Передача пропорции предмета в изображении:
В- пропорции предмета соблюдаются;
С- есть незначительные искажения;
Н- пропорции предмета переданы неверно.
№ | И.Ф. | пропорции предмета соблюдаются;; | есть незначительные искажения; | пропорции предмета переданы неверно |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.
5. Передача движения.Этот критерий оценивается тогда,когда задача передать движениевыделалась на занятии или вытекает из темы занятия (старший дошкольный возраст) :
№ | И.Ф. | пропорции предмета соблюдаются;; | движение передано неопределенно, | изображение статичное. |
Ксения И. | + | |||
Марина Ю. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р . | + |
5. Цвет.В этом критерии мы также выделали две группы показателей:
а)- цветовое решение изображения, характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствует замыслу и выразительности изображения:
№ | И.Ф. | а)передан реальный цвет предметов | а)есть отступления от реальной окраски | а) цвет предметов передан неверно | б) многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого | б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно | б) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете ( или случайно взятыми цветами). |
Ксения И. | + | + | |||||
Марина Ю. | + | + | |||||
Толя П. | + | + | |||||
Ваня Р . | + | + |
6. Композицияа) расположение изображений на листе:
№ | И.Ф. | по всему листу; | на полосе листа; | носит случайный характер |
Ксения И. | + | |||
МаринаЮ. | + | |||
Толя П. | + | |||
Ваня Р | + |
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Моя семья»
Тема: Моя семья
Цель: Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.
Проследить место ребенка в семье. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов.
Задачи:
1. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка.
2. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.
3. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.
4. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа.
5. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.
Материал: Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши.
Репродукции работ художников с изображением семьи.
Ход НОД.
Воспитатель | Дети |
I. Вводная часть Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: Очень люблю, когда все собираются, Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамою, папа и я Мы называемся вместе | (семья). |
II. Основная часть. Темой нашего занятия будет «Моя семья». Что такое семья? | (Ответы детей). |
Семья – это родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. Родные, которых мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся и кому желаем добра и счастья. Семью почитали с древних времен и народ сложил много пословиц: - «Мой дом – моя крепость». - «На что и клад, коли в семье лад». - «В гостях хорошо, а дома лучше». - «При солнышке тепло, при матери добро». - «Без корня и полынь не растет». Дидактическая игра "Подбери признаки" - А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Мама (какая) - | добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная. |
Папа - | строгий, умный, сильный |
Бабушка- | старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая |
Дедушка - | старый, мудрый, седой |
Сестра - | весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая |
Брат - | сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный. |
Пальчиковая гимнастика (дружная семья) – согнутый кулак, поочерёдное разгибание пальцев. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка А вот этот пальчик – Я Вместе дружная семья! Продуктивная деятельность детей. - Молодцы, присаживаемся на свои стульчики. - Ребята, перед вами шаблон рамки, его надо обвести, а в середине нарисовать свою семью. У вас получится портрет семьи в рамке. Рамку оформляете по своему желанию. Например: вы рисуете свою семью во время отдыха на море, рамку можно оформить в морской теме, нарисовать волны, ракушки | |
Приступаем к работе. | |
III. Заключительная часть Анализ работ. Воспитатель: - Что мы сегодня рисовали? (Портрет семьи). Вы все постарались, у вас получились замечательные портреты своей семьи. Желаю вам, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. | Ответы детей. Выставка работ. |
Вывод: По всем показателям Ксюша показала высокий результат. Что говорит о благополучии в семье. Ребенок жизнерадостный, но не избалованный. Марина и Толя показали средний результат. А Ваня показал очень низкий результат. С помощью этого рисунка мы определили место ребенка в семье. И по нашим наблюдениям: В семье Толи он занимает главное место. Это прослеживается и в поведении ребенка, что мир крутится весь вокруг него. Ребенок растет эгоистичным уважения к старшим нет. В семье Марины главной является мама это можно предположить из рисунка девочки. Так как мама нарисована яркой, четкой и с ярко красной помадой и с большим ртом. Особое внимание необходимо обратить на Ваню так как весь рисунок в черном цвете. Не имеет каких либо красок. Семья Вани не благополучная, родители часто выпивают и ребенком не занимаются. В семье есть еще дети младшие и старшие, но по сути Ваня один. Им не занимаются ни братья ни сестры не родители.
Лепкав подготовительной группе.
Тема: «Лепка кошки»
Цель: учить детей лепить четвероногое животное – кота, передавать овальную форму (туловища, округлую (головы, цилиндрическую (лапы, короткие уши, длинный хвост; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять путем примазывания одной части к другой; развивать самостоятельность, вызвать у детей удовольствие, что получается похожее изображение, продолжать воспитывать сочувствие и любовь к животным.
Оборудование: глина, доски, стеки, розетки, салфетки, живой кот Тёма, музыкальный центр, диск с произведениями композитора Гречанинова: «Котик заболел», «Котик выздоровел».
Ход занятия.
Воспитатель | Дети |
I Вводная часть | |
Дети, послушайте, пожалуйста, музыку композитора Гречанинова | (Прослушивание музыки). |
Про кого композитор Гречанинов написал? | Про котика |
Молодцы! Правильно, это про котика, который веселый, резвый и радостный. А сейчас отгадайте, пожалуйста, мою загадку: Мохнатенький, усатенький Молоко пьет, песенки поет. | Это котик |
II Основная часть | |
. Молодцы! Ой, вы слышите, кто-то за дверью царапается, пойду-ка, погляжу. (Возвращается вместе с живым котом, дети здороваются, гладят). Воспитатель. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые | |
Дети, это – кот Тёма. Я его на наше занятие принесла. Вам он нравится? А сейчас давайте рассмотрим хорошо Тёму и расскажем: из каких частей состоит его тело? | Из туловища, головы, лап, хвоста и ушей. |
скажи, пожалуйста, какой формы туловище Тёмы? | Овальной формы |
Правильно, молодец! А голова | Круглой формы |
Да, круглой формы, но мордочка немного вытянута, видите? А лапы какие и сколько их? | Лапы длинные, пушистые и их четыре |
А подскажите, хвост какой величины | У него пушистый, длинный хвост и еще два ушка. |
Какие они? | Маленькие. |
Посмотрите, ушки маленькие треугольной формы. Вам понравился кот Тёма? | Ответы детей. |
Какой он? | Тёма красивый, пушистый, добрый, ласковый, мягкий. |
Что-то Тёма загрустил. Я поняла – почему? У Тёмы есть подружка Маня, они вместе дружат, играют. А я взяла да его в садик принесла. Ему грустно одному, потомучто нет рядом Мани. Дети, вам бывает иногда грустно? Когда грустное настроение, не хочется ничего делать: ни играть, ни рисовать, ни петь. Вы знаете, что от тоски заболевают? И наш Тёма заболел. А сейчас, дети, послушайте, пожалуйста, еще одно произведение композитора Гречанинова. (Звучит музыка композитора Гречанинова «Котик заболел»). | |
какую музыку мы прослушали? | Грустную, печальную. |
Да, Тёме скучно у нас. Давайте, мы его сейчас отпустим, хорошо? (Отпускают Тёму в спальную комнату) | |
Дети, мы ему сделаем сюрприз. Каждый слепит кошку, их будет много. Мы ему покажем, а он очень обрадуется и болезнь его пройдет. Хотите, чтобы он выздоровел и с нам поиграл? | Да. |
У меня кусок глины, я его делю пополам, получилось сколько кусочков? Правильно, два кусочка одинаковой величины. Один кусочек я спрячу под влажную салфетку, чтобы не сох. Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку? | Два |
Из этого кусочка я слеплю туловище. Скатаем шар все вместе, а затем слегка раскатываем, получилось… туловище. Беру другой ком глины, его разделим для каких частей тела? | Для головы, лап, хвоста. |
Правильно, молодец! Делю: вот для головы одна часть, четыре части для ног и одна часть для хвоста. | |
Круглую часть, нужно плотно присоединять, примазываем хорошо. А почему? | Чтобы крепко держалась |
как мы будем лепить лапы? | Нужно лепить столбики. |
Все лапы одинаковой длины? | Да. |
Давайте вместе сделаем лапы. Слепили. Положу их рядом, сравниваю: одинаковой ли длины? Если лапа длинная, я ее укорачиваю – излишек глины забираю. Вот и лапы прикрепила, хорошо примазываю. Остается у нас что? | Хвост. |
Мы уже знаем как лепить длинный хвост. Сережа, покажи, пожалуйста. Спасибо, Сережа. Присоединила плотно хвост. Остаются у нас… ушки. Посмотрите, я двумя пальцами прищипываю два маленьких ушка. Сделаю ручкой два глаза и получилась у меня кошка. Нравится вам? Вот и Тёма обрадуется. Хотите чтобы и вы порадовали его? Воспитатель дает возможность начать работу самостоятельно. По мере необходимости помогает тем, кто затрудняется. Он еще и еще раз показывает прием отдельным детям Советами, вопросами помогает им делать фигуры более выразительными: находить правильную длину лап, хвоста, ушей; напоминает как нужно пользоваться влажной салфеткой. За пять минут до конца занятия воспитатель предупреждает детей об этом. | |
III.Заключительная часть | |
В конце занятия появляется кот Тёма вместе с сумкой Он очень «радуется», увидев столько много кошек, перестает «болеть». Проводится анализ работы от имени кота Тёмы оценивается выразительность образов. После анализа работ кот Тёма угощает детей сладостями, а дети его – колбасой. | Разглядывают работы. |
Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятыработы 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.
Способы
3 балла–владеет всеми способами,работает самостоятельно,
2 балла–не достаточно владеет способами,требуется незначительная помощь педагога,
1 балл–не владеет способами,требуется значительная помощь педагога.
№ | движения | Ксения И. | МаринаЮ. | Толя П. | Ваня Р |
Прямые | |||||
Круговые | |||||
Сплющивание | |||||
Защипывание | |||||
Предметы из частей | |||||
Вдавливание | |||||
Загибание краев | |||||
Оттягивание | |||||
Творчество (добавление интересныхдетелей) | |||||
Использование стеки |
Способы лепки:
3 балла–передача настроения человека и характера животного(волк злой,лиса хитрая ит.д.),
2 балла–недостаточная передача настроения,
1 балл–не умеет передавать настроение и характер.
Ксения И. | |
МаринаЮ | |
Толя П. | |
Ваня Р |