Опросник агрессивности Басса – Дарки
Инструкция: поставьте «да» около тех предложений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми не согласны.
Текст опросника
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не просят по–хорошему, я не выполню просьбы.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать.
8. Если мне случалось обмануть кого–нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10.Я никогда раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11.Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12.Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить.
13.Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15.Я часто бываю не согласен с людьми.
16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17.Если кто–нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19.Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.
20.Если кто–то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21.Меня не много огорчает моя судьба.
22.Я думаю, что многие люди не любят меня.
23.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25.Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26.Я не способен на грубые шутки.
27.Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28.Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29.Почти каждую неделю я вижу кого–нибудь, кто мне не нравится.
30.Довольно многие люди завидуют мне.
31.Я требую, чтобы люди уважали мои права.
32.Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33.Люди, которые постоянно изводят нас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
34.От злости я иногда бываю мрачен.
35.Если ко мне относятся хуже, чем я этого заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36.Если кто–то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимание.
37.Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38.Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39.Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40.Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.
41.Я редко даю сдачи, даже если кто–нибудь ударит меня.
42.Когда получается не по–моему, я иногда обижаюсь.
43.Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
44.Нет людей, которых бы я по–настоящему ненавидел.
45.Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
46.Если кто–нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
47.Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48.Если я разозлюсь, я могу ударить кого–нибудь.
49.С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
50.Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51.Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
52.Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что–то приятное для меня.
53.Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54.Неудачи огорчают меня.
55.Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
56.Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал её.
57.Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58.Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59.Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60.Я ругаюсь со злости.
61.Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62.Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю её.
63.Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
64.Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65.У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66.Я не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
67.Я часто думаю, что жил неправильно.
68.Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69.Я не раздражаюсь из–за мелочей.
70.Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71.Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72.В последнее время я стал занудой.
73.В споре я часто повышаю голос.
74.Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75.Я лучше соглашусь с чем–либо, чем стану спорить.
Обработка результатов. Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:
1. Физическая агрессия: «да» - № 1,25,33,48,55,62,68; «нет» - № 9,17,41.
2. Косвенная агрессия: «да» - № 2,18,34,42,56,63; «нет» - № 10,26,49.
3. Раздражение: «да» - № 3,19,27,43,50,57,64,72; «нет» - № 11,35,69.
4. Негативизм: «да» - № 4,12,20,23,36.
5. Обида: «да» - № 5,13,21,29,37,51,58; «нет» - № 44.
6. Подозрительность: «да» - № 6,14,22,30,38,45,45,59; «нет» - № 65,70.
7. Вербальная агрессия: «да» - № 7,15,23,31,46,53,60,71,73; «нет» - № 39,74,75.
8. Угрызение совести, чувство вины: «да» - № 8,16,24,32,40,47,54,61,67.
Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности; враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к конкретным лицам.
Опросник выделят следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – агрессия, окольными путями направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а так же агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в критике, топании ногами, битьё кулаками по столу и т.д.).
Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил и законов).
Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намеренно причиняют вред.
Угрызение совести, чувство вины выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.
Литература
1. Абрамович Г.М. Первая помощь при клинической смерти от различных причин: монография. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 2004. - 143 с.
2. Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: сосотояние, тенденции, профилактика. - М. : ЦСП, 2004. - 500 с.
3. Актуальные проблемы современной психологии на рубеже столетий: Научное издание / Научно-практическая конференция (21-22 ноября 2001 г.; Иркутск); Отв. ред. И.В. Ярославцева. - Иркутск: ИГПУ, 2001. - 161 с.
4. Возвращение в жизнь: Научно-популярная литература /Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области ; Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области. - Иркутск: Б. и, 2001. - 115 с.
5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика : Учебное пособие. - 2-е изд., стер. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2003. - 240 с.
6. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М.: Сфера, 2002.-64с.
7. Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться : Руководство для родных и близких тех, кто страдает от химической зависимости. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 126 с.
8. Комиссаров Б.Г. SOS: наркомания: научно-популярная литература. - Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 318 с.
9. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 190 с.
10. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.
11. Медведева И. Я. Убийца предупреждает: убийство опасно для вашего здоровья (Сага о наркотиках): научно-популярная литература / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. - М., 2002. - 24 с
12. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления : пособие для педагогов и родителей / под общ. ред : А. Н. Гаранский. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 532 с. - (Психология безопасности и успеха)
13. Нейкт А. Наркотики: научно-популярная литература /А. Нейк. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 128 с.
14. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании: монография / ред.: С. В. Березин, К. С. Лисецкий, И. Б. Орешникова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. - 241 с. - (Золотой фонд психотерапии)
15. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде: Опыт. Проблемы. Перспективы /сост.: Г. И. Зинина, Н. И. Кучер, Г. И. Семикин; ред.: И. Б. Федоров. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. - 198 с.
16. Профилактика наркомании в учреждениях образования: законодательный аспект : научно-популярная литература /Ред. В.Н. Богомолова, ред. В.Н. Иванова, ред. В.А. Тюльпанов. - М.; СПб., 2004. - 80 с
17. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике : Научно-популярная литература / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Хажилина, Н.С. Видерман. - М.: Генезис, 2001. - 216 с.
18. Рерке В.И. Наркозависимое поведение подростков: содержание, диагностика, предупреждение : монография. - Иркутск: ИГЛУ, 2006. - 112 с.
19. Рожков М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с. - (Психология для всех)
20. Свищева Т.Я. Как избавиться от вредных привычек: Алкоголизм. Курение. Наркомания. Неразборчивый секс. - М. ; СПб. : ДИЛЯ, 2000. - 223 с. : ил
21. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 176 с. - (Высшее образование)