Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Проявление агрессии в детском возрасте является пробле­мой, которая все больше волнует учителей и родителей. Зада­чей психолога должны стать психикоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но, как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения по­нятий «агрессии» и «агрессивности».

Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется се­годня в самом широком контексте и поэтому нуждается в се­рьезном «очищении» от целого ряда отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному оп­ределяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для « защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ар-дри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действитель­ность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение по­лучили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Мал-лер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личнос­ти, характеризующееся наличием деструктивных тенденций,

в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активнос­ти является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разруше­нию препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную ха­рактеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до пре­дельного развития. Каждая личность должна обладать опре­деленной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерноераз-витие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную коо­перацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъек­та социально опасным, так как, с одной стороны, существую­щая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и'неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания ко­торыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявле­ния на два основных типа: первый — мотивациониая агрес­сия как самоценность, второй — инструментальная как сред­ство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут прояв­ляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряже­ны с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интере­совать мотивационная агрессия, как прямое проявление реа­лизации присущих личности деструктивных тенденций. Оп­ределив уровень таких деструктивных тенденций, можно с

большой вероятностью прогнозировать возможность проявле­ния открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшествен­ников, разделил понятия «агрессия* и «враждебность» и оп­ределил последнюю как «... реакцию, развивающую негатив­ные чувства и негативные оценки людей и событий». Созда­вая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. физическая агрессия — использование физической силы

против другого лица;

2. косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

3. раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

4. негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против уста­новившихся обычаев и законов;

5. обида — зависть и ненависть к окружающим за дей­ствительные и вымышленные действия;

6. подозрительность — в диапазоне от недоверия и осто­рожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

7. вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словес­ных ответов (проклятия, угрозы);

8."чувство вины — выражает возможное убеждение субъек­та в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испы­туемый отвечает «да» или «нет»-.

Вопросник«Басса-Дарки»

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да-нет).

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю (да-нет).

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да-нет).

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню (да-нет).

5. Я не всегда получаю то, что мне положено (да-нет).

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной (да-нет).

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это по­чувствовать (да-нет).

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испыты­вал мучительные угрызения совести (да-нет).

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека (да-нет).

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами (да-нет).

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам (да-«ет).

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хо­чется нарушить его (да-нет).

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприят­ными обстоятельствами (да-нет).

14. Я держусь настороженно с людьми, которые отно­сятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал (да-нет).

15. Я часто бываю несогласен с людьми (да-нет).

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь (да-нет).

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да-нет).

18. Когда я раздражен, я хлопаю дверями (да-нет). •

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется (да-нет).

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я все­гда поступаю ему наперекор (да-нет).

21. Меня огорчает моя судьба (да-нет).

22. Я думаю, что многие люди не любят меня (да-нет).

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да-нет).

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины (да-нет).

25. Тот, кто оскорбляет меня1 и мою семью, напрашивается на драку (да-нет).

26. Я не способен на грубые шутки (да-нет).

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехают­ся (да-нет).

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались (да-нет).

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится (да-нет).

30. Многие люди завидуют мне (да-нет).

31. Я требую, чтобы люди уважали меня (да-нет).

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родите­лей (да-нет).

33. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их «щел­кнули по носу» (да-нет).

34. Я никогда не бываю мрачен от злости (да-нет).

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь (да-нет).

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю вни­мания (да-нет).

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет за­висть (да-нет).

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются (да-нет).

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выра­жениям (да-нет).

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены (да-нет).

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня (да-нет).

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь (да-нет).

43. Иногда люди раздражают меня одним свои присутстви­ем (да-нет).

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

; (да-нет).

45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам» (да-нет).

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что яо нем думаю (да-нет),

г 47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею (да-нет). 48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь (да-нет).

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева (да-нет).

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться (да-нет).

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать (да-нет).

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня (да-нет).

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да-нет).

54. Неудачи огорчают меня (да-нет).

55. Я дерусь не реже и не чаще других (да-нет).

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее (да-нет).

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать.драку (да-нет).

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не­справедливо (да-нет).

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю (да-нет).

60. Я ругаюсь только со злости (да-нет).

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть (да-нет).

62. Если для защиты своих прав нужно применить физи­ческую силу, я применяю ее (да-нет).

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да-нет).

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся (да-нет).

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить (да-нет).

66. Я не умею поставить человека на место, даже если оп того заслуживает (да-нет).

67. Я часто думаю, что жил неправильно (да-нет).

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до дра­ки (да-нет).

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей (да-нет).

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня (да-нет).

гээ

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение (да-нет).

72. В последнее время я стал занудой (да-нет).

73. В споре я часто повышаю голос (да-нет).

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение клюдям (да-нет).

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить (да-нет).

При составлении опросника авторы пользовались следу­ющими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме аг­рессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наи­большей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.

Ответ оценивается по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да» = 1,«нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68«нет» = 1, «да» = 0: 9,17

2. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» =*0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63«нет» = 1, «да» = 0: 26, 49

3. Раздражение:

«да» = 1,«нет» = 0: 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72«нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69

4. Негативизм:

«да» = 1,«нет» = 0:4,12,20,28 «нет» = 1, «да» * 0: 36

5. Обида:

«да» = 1,«нет» = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

6. Подозрительность:

«да» = 1,«нет» = 0: 6,14, 22, 30, 38, 45, 52, 59«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

7. Вербальная агрессия:

«да» = U «нет» - 0: 7,15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73«нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

8. Чувство вины:

«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 иб шкалу, а ин­декс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, рав­ная 21 ± 4, а враждебности — 6,5 — 7± 3. При этом обраща­ется внимание на возможность достижения определенной ве­личины, показывающей степень проявления агрессивности.

5.4. Проективная методика Рене Жиля •«Межличностные отношенияребенка»

Для исследования сферы межличностных отношении ре­бенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназ­начена детская проективная методика Рене Жиля. Цель ме­тодики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 кар­тинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особен­ностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важ­ных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими

людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рас­сматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимаю­щим то или иное место в группе. Он может выбрать его бли­же или дальше от определенного лица. В текстовых задани­ях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометричес­ких. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относи­тельно большей ее формализации. Помимо качественной оцен­ки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологическо­го обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему лич­ностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.о

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и про­являющиеся в различных отношениях: общительность, осто­рожность, стремление к доминированию, социальная адекват­ность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, вы­деляют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отноше­ние к другу, отношение к учителю, любознательность, стрем­ление к доминированию, общительность, отгороженность, адек­ватность. Отношение к определенному лицу выражается ко­личеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующе­го отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проек­тивных, она представляет собой форму переходную между ан­кетой и проективными тестами. В этом ее большое преиму­щество. Она может быть использована как инструмент глу­бинного изучения личности, а также в исследованиях, требую­щих измерений и статистической обработки.

ключ

шкал Назначение шкал Номера заданий . Общее количе­ство заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19,27, 38, 40-42
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19,37, 40-42
Отношение к матери и отцу как родительской чете . 1-4,6-8, 14,-17, 19
Отношение к братьям и сестрам 1,2, 4, 5, 6,8-19, 30, 40, 42
Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40,41
Отношение к другу (подруге) 1,4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40
Отношение к учителю (авторитетному взрос­лому) 1, 4, 5, 9, И, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40
Л юбознател ьность 5, 22-24, 26, 28-32
Доминантность 20-22, 39
Общительность 16, 22-24
Закрытость, отгоро­женность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42
Социальная адекват­ность поведения 9, 25, 28, 32-38

Наши рекомендации