Тема 23 Медицина и Олимпиада. Игры XV Олимпиады, Хельсинки, 1952 год

Спорт и медицина всегда были тесно связаны. И это особенно ярко проявляется на Олимпиадах. На медицину падают при этом тяжелые и ответственные задачи:

– участие в отборе кандидатов и основных составов команд (вместе с тренерами);

–контроль за здоровьем, функциональным состоянием и восстановлением;

– предупреждение и медицинская помощь при травмах и заболеваниях;

– заблаговременное изучение условий, в которых будет проводиться очередная Олимпиада (климат, высота над уровнем моря, содержание кислорода в воздухе, особенности тренировки в этих условиях и т.д.).

На XV Олимпиаде все эти факторы, как и многие другие, были для нас особенно важны, поскольку в Олимпиаде мы участвовали впервые.

Более 50 лет назад – в 1952 году – спортсмены нашей страны впервые приняли участие в Олимпийских играх. Это стало событием огромного значения, коренным образом изменившее соотношение сил на мировой спортивной арене, придав Играм действительно всемирный характер, дав мощный стимул для развития отечественного спорта и спортивной медицины в целом.

Появилась возможность динамических наблюдений за большими группами спортсменов высшей квалификации, что дало неоценимые возможности для развития спортивной медицины и теории адаптации. Раскрылись возможности тренированного организма к совершенствованию диапазона его функциональных резервов, определению границы между нормой и предпатологией.

Сейчас уже, пожалуй, каждому ясно, что столь популярная олимпийская победа – это результат не только огромного таланта и труда спортсменов и тренера, но и в значительной степени уровня педагогического и медицинского обеспечения.

Образ здорового, физически и духовно крепкого олимпийца обладает огромной притягательной силой для молодого поколения планеты, о чем говорил еще великий Гиппократ.

Олимпийские игры — древняя традиция, они регулярно проводились до 365 года, когда римский император Феодосии I запретил их проведение, усмотрев в них языческий обряд.

Но по инициативе знаменитого де Кубертена и его единомышленников Игры были восстановлены в 1896 году и проводятся каждые 4 года, кроме периодов, когда на планете бушуют войны. Проводят Игры государственные, общественные организации и олимпийские комитеты мира.

Отдельные русские спортсмены участвовали в Играх в 1896 года, но официально олимпийская команда нашей страны участвует в Играх с 1952 года (XV Олимпийские игры). Существуют еше зимние Олимпийские игры, но у них свои виды спорта, своя очередность и свои порядки.

Олимпийские игры — это не только одно из ярчайших явлений в спорте, далеко уходящее за их пределы.

Это признак дружбы и мира между народами, любви, внимания, уважения народов Земли. Спортсмены встречаются здесь в честных и ярких соревнованиях – это важно не только для спортсменов, но и для народов мира, в т.ч. в социальном смысле.

Решение об участии нашей страны в Олимпийских играх было принято с большим энтузиазмом, хотя это были трудные послевоенные годы, с большими разрушениями (так же и спортивных сооружений), гибелью и ранениями многих спортсменов. В стране осталось всего 2000 специалистов спорта, 6 институтов и 37 техникумов физической культуры.

Сразу после принятия решения об участии в Играх началась большая подготовительная работа. Все службы активно готовились. Готовилась и медицина. Ведь известно, что столь почетная олимпийская победа — это не только огромный талант и труд спортсмена и тренера, но и отражение уровня методического и медицинского обеспечения.

Опираясь на результаты собственных исследований и данные смежных наук, врачебный контроль (так тогда называлась спортивная медицина) под руководством СП. Летунова и его сотрудников уже создали определенную базу для участия врача в тренировочном процессе (комплексное обследование, врачебно-педагогические наблюдения (ВПН), индивидуализация тренировки и прочее).

Со всех концов страны были собраны для отбора в олимпийские команды наиболее тренированные спортсмены, квалифицированные тренеры и врачи. Минздрав выделил врачей-консультантов.

Вызванным спортсменам были созданы все возможные, по тем временам, условия для проживания, питания, тренировок.

С врачами был проведен семинар (методы исследования, лечение и профилактика, восстановление, заполнение карт и формы представления сведений).

Основная тяжесть в работе медицинской службы выпала тогда на ЦНИФК и ЛНИФК (диспансеры только создавались и не могли, кроме отдельных, оказать реальную помощь). Были приглашены также врачи центральной поликлиники Минздрава, имевшие опыт работы со спортсменами, а также врачи некоторых других институтов.

Ко всем 22 командам были прикреплены постоянные врачи и массажисты.

В первую очередь было проведено комплексное обследование. Хочется подчеркнуть, что впервые в истории спортивной медицины в сравнительно короткий срок было обследовано более 200 спортсменов, на которых вместе с тренерами были оформлены подробные заключения по здоровью, функциональному состоянию, уровню подготовленности, рекомендованным лечебно-профилактическим мероприятиям.

На основании этих комплексных данных руководством были выделены 3 группы спортсменов для отбора в команды:

1. Здоровые, стойкие, хорошо тренированные.

2. Имеющие незначительные нарушения, требующие незначительного улучшения и дальнейшей профилактики.

3. Изменения, которые в сложных условиях могут дать осложнения.

Заключительный этап подготовки проводился в зеленом курортном местечке Монрепо. Тренировки назначались преимущественно в часы, соответствующие олимпийским соревнованиям. Наблюдения проводились в естественных условиях по ВПН каждые 4 дня. Поэтому тренеры всегда имели конкретные сведения о состоянии спортсменов.

Хочу сказать несколько слов об отношении тренеров, которые с нами работали. Они немедленно использовали все полученные данные, нередко присутствовали на наших обследованиях с тем, чтобы сделать все это как можно скорее. Не знаю, может быть, они впервые почувствовали, что имможет дать медицина, а может быть, нам просто повезло с людьми.

Тренировки проводились регулярно, очень активно, команды были нацелены на победу. Они умели воевать не только на страшных дорогах войны, но и на аренах спорта. Никаких допингов, никакой неясной фармакологии, ориентация только на естественные силы природы, которые они хорошо знали по результатам обследования.

В Хельсинки выехала дружная, активная, нацеленная на победу команда. Встретили нас очень доброжелательно. Среди встречающих был даже президент страны. Разместили в зеленом студенческом городке Отаниеми, где были все условия для отдыха и развлечений.

Мы везли с собой хорошо оборудованный медицинский пункт, которым пользовались и другие делегации. Ехал с нами и ленинградский ресторан, который готовил национальную еду и «торты победителям» (в то время денежных премий и золотых подарков не было). В нашей делегации вечерами всегда было много людей, приезжавших познакомиться с нами и послушать наших артистов, которые поддерживали и развлекали нас.

Интерес к нашей команде был очень высок, но, откровенно говоря, далеко не все, и особенно пресса, верили в нашу победу.

Но уже в первый день соревнований произошла сенсация: наши команды (мужская и женская) выиграли золотые медали, а В. Чукарин и М. Гороховская стали золотыми призерами Олимпиады. Таким образом, они обеспечили отрыв от других делегаций, в том числе от американцев, на 150 баллов. В американской команде началась паника. Затем наши гимнастки стали «золотыми», 9 золотых медалей выиграли штангисты и борцы. Отрыв возрастал. Ю. Тюкалов блестяще выиграл золотую медаль по гребле, А. Богданов — по стрельбе. Нина Пономарева стала 1-й золотой чемпионкой Олимпиады по метанию.

Такие выигрыши нашей команды стали настоящей драмой для американцев и вызвали буквально шок у руководства команды, которая приняли все меры к изменению ситуации: далее по программе шли их коронные виды — легкая атлетика, плавание, баскетбол и др., а явное их давление на судейство мы видели собственными глазами.

Таким образом, мы разделили 1–2-е места с американской командой, завоевав 30 золотых, 49 серебряных и бронзовых медалей. До чистой победы не хватало одного очка, но уже на XVI Олимпийских играх наша команда заняла 1-е место.

Для первого выступления это совсем неплохо, но обидно. Ведь это было после страшной войны, команда состояла в основном из ослабленного военного поколения, в том числе после ранения, переживших Ленинградскую блокаду и имевших гораздо худшие условия подготовки, чем американцы. До этого американская команда побеждала безоговорочно.

Вспомним некоторых наших спортсменов:

1. Чукарин Виктор, в 19 лет ушел на фронт добровольцем, два года пробыл в плену в ужасных условиях, вернулся слабым, исхудавшим, измученным. В спорт вернулся благодаря огромному терпению, мужеству, добросовестности и, конечно, любимой гимнастике. Стал чемпионом Союза, а потом и Олимпиады. Заметим, что и в следующие Олимпийские игры этот скромный, мужественный человек, очень требовательный к себе, совершил настоящий подвиг.

2. Гимнаст из Армении, Грант Шагинян, победивший в упражнениях на кольцах, после тяжелого ранения ноги, вернулся в спорт за счет воли и любимой гимнастики.

3. Гороховская Мария, студентка Ленинградского института физической культуры, абсолютная чемпионка погимнастике, пережила Ленинградскую блокаду и была очень слаба.

Конечно, у нас были и неудачи (например, в футболе, конном спорте и др.), но в целом первая Олимпиада прошла для нас весьма удачно.

У нас установились очень теплые отношения с финскими медиками и представителями других стран. Они часто посещали нас, приглашали к себе, мы участвовали в международных симпозиумах, они бывали на наших вечерах. Наша страна получила приглашение войти в ФИМС и в Медицинскую комиссию Международной федерации.

Можно с полным основанием сказать, что именно тогда были заложены основы медицинского обеспечения крупнейших международных соревнований. Хочется поблагодарить тогдашнего председателя Спорткомитета Романова Н.Н., который прекрасно к нам относился и помогал во всех вопросах, а также Куколевского Г.М., Зотова В.А. и всех других работников, самоотверженно и добросердечно помогавших спортивным медикам. К сожалению, лично поблагодарить их невозможно, так как многих уже нет.

Заключительное собрание прошло в Москве, где были подведены итоги и выражена благодарность всем службам, но особенно спортивной медицине.

Мы были весьма благодарны Романову Н.Н., который, навестив через несколько месяцев нашу лабораторию, удивился, что несколько человек смогли выполнить огромную работу в таких трудных условиях. Через некоторое время пришел приказ, согласно которому лаборатория врачебного контроля преобразуется в сектор, состоящий из нескольких отделов-лабораторий с более чем 60 человек: лаборатория врачебного контроля за ведущими спортсменами (Н.Д. Граевская), возрастного врачебного контроля (Р.Е. Мотылянская), функциональной диагностики (А.В. Бут-ков), клинической биохимии и иммунологии (О.Р. Немирович-Данченко, И.М. Бабарин), фармакологии спорта (в секторе физиологии Е.Е. Беленький), допинг-контроля (А.И. Шаев, В.А. Семенов), а позже лаборатория восстановления (Ф.А. Иорданская).

Вот так должен руководить председатель Спорткомитета, думая о дальнейшем развитии своей отрасли.

В дальнейшем спортивная медицина активно участвовала в подготовке ко всем Олимпийским играм, проводя регулярные врачебные обследования и врачебно-педагогические наблюдения, заранее изучая условия, в которых они должны проводиться, и меры повышения устойчивости организма к этим условиям: климат, высота над уровнем моря, расстояние от Москвы, погодные условия и пр.

Многие наши медики за работу получили правительственные награды и другие почести.

Наши рекомендации