Значение и оценка восстановления в спорте
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок – неотъемлемая составная часть системы подготовки, не менее важная, чем рациональный режим нагрузки. Оптимальное сочетание утомления и восстановления – физиологическая основа долговременной адаптации организма к физическим нагрузкам. Особенности протекания восстановительных процессов могут обусловить как прогрессивное повышение тренированности и работоспособности спортсмена, так и кумуляцию вызванных утомлением сдвигов, развитие переутомления и перетренированности, прекращение роста результатов и падение работоспособности.
Умение врача и тренера управлять процессами утомления и восстановления определяет возможность достижения высокой работоспособности и результатов при сохранении здоровья спортсменов даже в условиях напряженной тренировки и наряду с другими формами работы тренера и врача служит одним из действенных рычагов управления тренировочным процессом.
Физическая нагрузка сопровождается определенными функциональными и структурными изменениями организма, лежащими в основе утомления. Утомление – закономерное физиологическое явление, следствие проделанной работы – характеризуется появлением чувства усталости, временных изменений обмена, регуляции, функционирования основных физиологических систем, уменьшением энергетических запасов, ухудшением реакции на нагрузку, снижением общей и спортивной работоспособности. Следовые явления нагрузки при этом стимулируют развитие адаптации, способствуют достижению нового, более высокого уровня работоспособности. Вместе с тем появление чувства усталости имеет и охранительное значение, сигнализируя о напряжении в деятельности организма, предохраняя его тем самым от перенапряжения и перетренированности.
Таким образом, утомление при спортивной тренировке следует рассматривать как закономерное физиологическое явление, сопровождающее в той или иной степени почти любую нагрузку. По существу, без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.
По окончании работы утомление постепенно проходит – наступает восстановление. Восстановление – это возвращение работоспособности и уровня функционирования организма к дорабочему уровню либо его превышение.
Восстановление и реабилитация– близкие, даже в известной мере однозначные понятия. Но в методических целях и в подборе используемых при этом средств мы их подразделяем: под восстановлением понимаем восстановление спортивной работоспособности и функционального состояния спортсменов в процессе и после тренировочных занятий и соревнований, а под реабилитацией — восстановление здоровья после заболеваний, травм, ослабления организма в результате различных причин.
Глубина утомления, его продолжительность и проявление, как и быстрота восстановления, обусловлены сочетанием трех основных групп факторов: выполненной работы, состоянием тренированности и условиями окружающей среды. Утомление и восстановление– процессы генерализованные, охватывающие все уровни деятельности организма – его структурные, обменные, функциональные компоненты. Различают восстановление в ходе самой работы, после нагрузки и позднее – восполнение энергетических ресурсов, в связи с чем принято различать 3 фазы восстановительных процессов –утомления, восстановления и так называемой суперкомпенсации, когда организм функционирует наиболее эффективно.
Проблема восстановления в спорте основывается на трудах крупных физиологов, морфологов (А.Н. Крестовник, Н.Н. Яков, Н.Н. Зимкин, СП. Летунов, СП. Петров, А.В. Коробков и др.). Но практически основа проблемы, разработка общих принципов восстановления и их практической системы относится к 1960–1970 гг. Разрабатывались как отдельные средства восстановления, так и системное их использование, что для практики особенно важно.
В этом плане наибольшее распространение получил системный подход в использовании восстановительных средств, разработанный во ВНИИФКе (В.М. Дьячков, Н.Д. Граевская, Л.А. Иоффе, Ф.А. Иорданская, Ф.М. Талышев, Н.А. Худатов и др.), согласно которому восстановление состояло из трех средств: педагогических, психологических и медицинских.
Одновременно над системой восстановления активно работал Киевский ГИФК, Воронежский филиал МГАФК, Волгоградский ГИФК, Тартуский мединститут и другие, а также отдельные исследователи.
Педагогические средства
Психологические средства
Медицинские средства
Психолого-педагогические
Психотерапевтические
Гигиенические
Вспомогательные сильнодействующие
I класс
обязательные для всех спортсменов на всех этапах подготовки
II класс
применяются по показаниям, назначаются только врачом
Рис. 5. Схема восстановления в спорте
Первыми и основными средствами восстановления являются педагогические. Вторыми –психологические, состоящие из психолого-педагогических и психотерапевтических, и третьими –медицинские: естественные гигиенические и вспомогательные, условно называемые сильнодействующими (фармакологические, физические и др.).
В дальнейшем по запросам практики и для облегчения решения вопросов о том, кто из специалистов должен заниматься какими группами средств, в эту схему были внесены следующие изменения – перечисленные группы средств были разделены на 2 больших класса. Первым и основным остался педагогический, второй (психологический) разделен на 2 – психолого-педагогический и психотерапевтический и 3-й (медицинский) также был разделен на 2 – естественные гигиенические и вспомогательные, условно называемые сильнодействующими (фармакологические, физические и др.) (рис. 5).
Педагогические, психолого-педагогические и естественные гигиенические средства надо считать основными, обязательными для всех категорий занимающихся, на всех этапах подготовки. Их могут использовать тренеры, преподаватели, спортсмены самостоятельно лишь после консультаций врача. Такие восстановительные мероприятия должны быть неотъемлемой составной частью занятий физическими упражнениями для любого контингента занимающихся.
Психотерапевтические и вспомогательные медицинские средства, хотя их использование для регуляции жизнедеятельности в экстремальных условиях спорта физиологически оправданно и принципиально отлично от применения допингов, требуют все же определенной осторожности, их может назначать только врач.
При неправильном применении они могут не только оказаться неэффективными, но и вызвать нежелательные, побочные воздействия и парадоксальные реакции, что небезразлично для здоровья и работоспособности спортсмена.
Педагогические средства при всех условиях остаются основными, они способствуют быстрейшему восстановлению организма средствами самой тренировки, режима движений и отдыха. Они обязательны для всех тренирующихся – от ведущих спортсменов до занимающихся в оздоровительных группах.
Имеется большой арсенал таких средств: рациональное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение дней профилактического отдыха, специальные упражнения на расслабление мышц в ходе занятия, волнообразность нагрузки, вариативность методов тренировки, объема и интенсивности нагрузки, условий тренировки, правильное сочетание специфических и неспецифических видов упражнений, внесение соответствующих изменений в тренировку, сохранение спортивной формы во время и после соревнований, правильное проведение вводной и заключительной части занятия.
Не менее важны психологические средства, направленные на снятие нервно-психического напряжения спортсмена, что, в свою очередь, способствует быстрейшему восстановлению двигательной сферы и физиологических функций организма. К психолого-педагогическим средствам относятся основанное на принципах деонтологии отношение тренера к спортсмену с учетом его индивидуальных особенностей, общего состояния и психики, организация разнообразного отдыха, создание хорошего морального климата в коллективе, учет совместимости при комплектовании команд, игровых звеньев, подборе спарринг-партнеров, расселении спортсменов на сборах, индивидуальные и групповые беседы, внушение уверенности в своих силах, использование цветовых и музыкальных воздействий и т.п.
Регуляция и коррекция психического состояния достигаются специальными воздействиями: внушением, психорегулирующей тренировкой, некоторыми медикаментозными факторами
Большой удельный вес в обеспечении полноценного восстановления спортивной работоспособности имеют медицинские средства. Действие их направлено на восполнение затраченных при нагрузке энергетических и пластических ресурсов организма, восстановление нервного статуса, баланса витаминов, микроэлементов, терморегуляции и кровоснабжения, повышения ферментной и иммунной активности, защитных сил организма, его устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Гигиенические средства, полноценное сбалансированное питание, рациональный образ и режим жизни, использование естественных сил природы, гидропроцедуры, самомассаж и другие, так же как и педагогические, гигиенические средства восстановления, должны быть основными, одинаково необходимыми для всех занимающихся на всех этапах подготовки. Средства же второго класса – термо-, тепло-, электро-, баро-, магнитотерапия и другие физические, а также фармакологические факторы — применяются строго индивидуально и назначаются только врачом.