Раздел 7. Средства и методы восстановления в спорте.

Цель и задачи восстановления в спорте. Восстановление после травм, заболеваний, перетренированности. Восстановление в тренировочном процессе для переносимости нагрузок в режиме суток, в циклах — недельном, мезоцикле, годовом цикле; восстановление перед и после соревнований. Повышение спортивной готовности восстановительных нагрузок, восстановительные тренировки, восстановительные дни, циклы. Восстановительное питание, восстановительный сон. Физические средства восстановления: массаж, электростимуляция, водные процедуры, сауна, ванны, восстановление путем воздействия на биологически активные точки. Медикоментозные средства восстановления: витамины, анаболические препараты (негормональные, мази, растирки); комплексные системы восстановления в различных видах спорта.

Тематическое планирование аудиторных занятий дисциплины

«Спортивная медицина»

Тематика и содержание лекционного курса (8 часов)

п/п Название темы Основные вопросы
1. Предмет, задачи и организация спортивной медицины. Предмет и задачи спортивной медицины. Основы организации спортивной медицины в России. Медицинское обследование лиц, занимающихся физически культурой и спортом. Роль общей сети лечебно-профилактических учреждений в медицинском обеспечении физкультурников и спортсменов. Диспансерный метод наблюдения за спортсменами.
2. Морфофункциональные особенности организма спортсмена Исследование и оценка физического развития спортсмена. Функциональное состояние нервной системы и нервно-мышечного аппарата. Морфофункциональное состояние висцеральных систем организма спортсмена.    
3. Основы общей и спортивной патологии Основные термины и понятия в медицине: здоровье, болезнь, этиология, патогенез, иммунитет, инфекция, эпидемиология, саногенез, профилактика, реабилитация, рекреация и др. Инфекционные, физические, химические, социальные, наследственные причины заболеваний. Понятие о дистрофии, атрофии, гипертрофии. Причины, вызывающие их, механизмы развития.
4. Медицинский контроль в массовой физической культуре и спорте Методы врачебно-педагогических наблюдений Оценка воздействия физических нагрузок по субъективному состоянию, по визуальным признакам утомления. Физиологическая кривая урока, тренировки. Комплексное медицинское обследование. Допинги и антидопинговый контроль в спорте.

Тематика и содержание практических занятий (ПЗ)

(8 часов)

п/п Название Формы работы на занятии. Основные вопросы
1. ПЗ. «Методы оценки физического развития организма» (2 часа) 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устные сообщения по выбранным вопросам. 3. Решение задач и выполнение упражнений.
2. ПЗ. «Средства оценки спортивной работоспособности и функциональные пробы» (2 часа) 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устные сообщения по выбранным вопросам. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Функциональные пробы» 4. Решение задач и выполнение упражнений.  
3. ПЗ. «Основы общей и спортивной патологии» (2 часа) 1. Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устные сообщения по выбранным вопросам. 3. Заполнение обобщающей таблицы «Основные патологии у спортсменов» 4. Решение задач и выполнение упражнений.
4. ПЗ «Комплексные средства восстановления спортивной работоспособности» (2 часа) 1.Теоретический практикум по вопросам темы. 2. Устные сообщения по выбранным вопросам. 3. Защита рефератов (комплексное задание). 4. Итоговое тестирование по дисциплине «Спортивная биохимия».  

Тема 1. Исследование функционального состояния и физической работоспособности организма спортсменов.

Практическое занятие 1.

«Методы оценки физического развития организма»

Часа

Цель: изучить основные методы оценки физического развития спортсмена, соматоскопические и антропометрические показатели.

Умения и навыки – научить студентов оценивать уровень физического развития спортсменов по внешнему осмотру и измерениям.

План занятия

I.Теоретический практикум.

II. Устные сообщения по выбранным вопросам.

III.Решение задач и выполнение упражнений.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Вопросы для контроля знаний:

1. Понятие о физическом развитии, генотипе и фенотипе.

2. Взаимосвязь уровня физического развития со здоровьем человека. Возрастные особенности физического развития.

3. Влияние занятий спортом и физической культуры на физическое развитие спортсмена.

4. Понятие о телосложении и конституции человека.

5. Методы исследования физического развития.

6. Визуальные и инструментальные методы определения антропометрических признаков.

7. Соматоскопия.

8. Антропометрия.

9. Методика определения основных антропометрических показателей: массы тела, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, динамометрия.

10. Методы оценки физического развития: метод индексов, метод стандартов, перцентильный метод.

11. Особенности физического развития и телосложения спортсменов, занимающихся различными видами спорта.

12. Понятие осанки. Оценка осанки.

13. Особенности физического развития и телосложения представителей различных видов спорта.

II. Устные сообщения студентов по отдельным вопросам.

1. Методы исследования физического развития.

2. Соматоскопический метод определения физического развития.

3. Методика определения основных антропометрических показателей: массы тела, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, динамометрия.

4. Типы телосложения (по М.В.Черноруцкому).

5. Оценка осанки.

6. Антропометрические показатели физического развития.

7. Определение абсолютной мышечной массы.

8. Определение плотности и состава массы тела.

9. Метод индексов оценки физического развития.

10. Перцентильный метод оценки физического развития.

11. Метод стандартов оценки физического развития

12. Особенности физического развития и телосложения у представителей различных видов спорта

Практическое занятие 2.

«Средства оценки спортивной работоспособности и функциональные пробы»

Часа

Цель: изучить инаучиться проводить простейшие функциональные пробы для оценки функционального состояния спортсмена и дифференцированно оценивать их результаты.

Умения и навыки – научить студентов оценивать уровень физической работоспособности с использованием функциональных проб.

План занятия

I.Теоретический практикум.

II. Устные сообщения по выбранным вопросам.

III.Заполнение обобщающей таблицы «Основные функциональные пробы».

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Вопросы для контроля знаний:

1. Понятие о функциональном состоянии организма.

2. Понятие о тренированности, его составляющие.

3. Понятие о функциональных пробах.

4. Схема проведения функциональных проб.

5. Современные требования к медицинским тестам и условиям тестирования.

6. Классификация тестов по характеру воздействия на организм спортсменов.

7. Простейшие пробы с использованием физической нагрузки: проба Мартинэ и др. Методика проведения и оценка результатов.

8. Проба Летунова. Недостатки и достоинства пробы. Методика проведения, оценка результатов.

9. Характеристика типов реакции на физическую нагрузку.

10. Проба Руффье. Методика проведения, оценка результатов.

11. Гарвардский степ-тест. Методика проведения, оценка

12. Тест PWC170. Теоретические основы теста. Модифицированная методика проведения теста. Графический и математический способы определения величины PWC170. Факторы, влияющие на величину данного показателя у спортсменов различной специализации

13. Понятие о максимальном потреблении кислорода (МПК). МПК – важный показатель физической работоспособности спортсмена. Методика прямого определения МПК.

14. Методы непрямого определения МПК (по номограмме Астранд, Добельну, В.Л. Карпману). Преимущества и недостатки непрямых методов определения МПК. Факторы, влияющие на величину МПК у спортсменов. Величины МПК у спортсменов различной квалификации.

15. Тест Новакки. Методика проведения теста, способ дозирования физической нагрузки и оценки полученных результатов.

16. Экспресс - диагностика эффективности тренировочного процесса.

17. Оценка срочного, отсроченного и кумулятивного эффектов тренировки.

II. Устные сообщения студентов по отдельным вопросам:

1.Проба Летунова

2.Проба Руффье.

3.Проба Мартинэ

4.Гарвардский степ-тест.

5.Тест PWC170.

6.Проба Купера

7.Проба с натуживанием

8.Пробы с МПК

9.Ортостатическая проба

10.Тест Новакки

11.Проба Флока

12.Проба Дубровского

13.Проба Кверга

14.Проба Штанге

15.Проба Генчи

16.Проба Серкина

17.Проба Ашнера

18.Проба Ромберга

19.Тест Яроцкого

План сообщения:

1. Цель проведения пробы.

2. Методика проведения.

3. Оценка результатов и их интерпретация.

4. Недостатки и достоинства пробы

Наши рекомендации