Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день)

Дети должны содержаться и чистоте, иметь опрятный вид Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одевается. Дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребе­нок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зуб­ной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого при­ема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка под­соленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3—5 г бикарбоната натрия на стакан воды).

Уход за глазами. Специаль­ного ухода за глазами не требу­ется. Ребенок промывает глаза, но время утреннего и вечернею туалета. Однако если имеются выделения, склеивающие рес­ницы, глаза промывают при по­мощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туа­лета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра — удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным раство­ром. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют ко­рочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие нож­ницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетании кос и т.д. Для расчесы­вания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков обычно неслож­но. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдель­ные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимос­ти заплести косички. При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Кормление ребенка из бутылочки с соской. Оснащение:

§ Шапочка медицинская, марлевая маска.

§ Мерная бутылочка (рожок).

§ Стерильная соска.

§ Необходимое количество на одно кормление молочной смеси температурой 36 – 370С.

§ Емкость с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылочек.

Подготовка к процедуре:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Надеть медицинскую шапочку и маску.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Вымыть и осушить руки.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подготовить необходимое оснащение.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подготовить ребенка к кормлению.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной молочной смеси.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Надеть соску на бутылочку.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Проверить скорость истечения смеси и ее температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава.

Выполнение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Расположить ребенка на руках возвышенным головным концом.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью.

Завершение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подержать ребенка в вертикальном положении 2 – 5 минут.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Положить ребенка в кроватку на бок.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Снять с бутылочки соску, промыть соску и рожок под проточной водой, а затем прокипятить в 3% содовом растворе 15 минут.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Слить из бутылочки воду и хранить в закрытой емкости.

Пеленание новорожденного. Оснащение:

§ Фланелевая и тонкая х/б пеленка.

§ Тонкая х/б и теплая распашонка.

§ Тонкая и теплая шапочка.

§ Подгузник или памперс.

§ Полотенце.

§ Пеленальный столик.

§ Резиновые перчатки.

§ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Подготовка к процедуре:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подготовить необходимое оснащение.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка ® тонкая пеленка ® подгузник или выложить памперс).

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Приготовить распашонки и шапочки, вывернув швы наружу.

Выполнение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить полотенцем), положить на пеленальный столик.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед, так чтобы полы распашонки полностью закрывали спинку/грудку ребенка.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подвернуть нижние края распашонок наружу.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Надеть подгузник. Для этого:

а. уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы;

б. провести нижний угол подгузника между ножками малыша;

в. обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:

а. расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»;

б. один край пеленки провести между ножек;

в. другим – обернуть малыша;

г. подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;

д. зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Надеть шапочки на ребенка вначале тонкую, затем фланелевую.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками»:

а. расположив ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;

б. одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, среднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

в. другим концом пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;

г. подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;

д. зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди.

Завершение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложить ребенка в кроватку на бок.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Пеленание ребенка в возрасте 1-го месяца методом “широкого пеленания”.Оснащение:

§ Фланелевая и тонкая х/б пеленка.

§ Тонкая х/б и теплая распашонка.

§ Подгузник или памперс.

§ Полотенце.

§ Пеленальный столик.

§ Резиновые перчатки.

§ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Подготовка к процедуре:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подготовить необходимое оснащение.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка ® тонкая пеленка ® подгузник или выложить памперс).

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.

Выполнение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить полотенцем), положить на пеленальный столик.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед, так чтобы полы распашонки полностью закрывали спинку/грудку ребенка.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подвернуть нижние края распашонок наружу.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Надеть подгузник. Для этого:

а. уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы;

б. провести нижний угол подгузника между ножками малыша;

в. обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:

а. расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»;

б. один край пеленки провести между ножек;

в. другим – обернуть малыша;

г. подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;

д. зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Запеленать ребенка в теплую пеленку:

а. расположив ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне «подмышек»;

б. одним краем пеленки накрыть среднюю часть туловища и подмышечную область;

в. другим концом пеленки накрыть среднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

г. подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;

д. зафиксировать пеленку на уровне груди, «замочек» расположить спереди.

Завершение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложить ребенка в кроватку на бок.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Обработка опрелостей у ребенка грудного возраста. Оснащение:

§ Проточная вода (температура 37 – 380С).

§ Марлевые салфетки.

§ Ватные шарики.

§ Полотенце или мягкая пеленка.

§ Стерильное растительное масло или детский крем.

§ Чистое белье, расположенное на пеленальном столике.

§ Резиновые перчатки.

§ Лоток для стерильного материала.

§ Лоток для отработанного материала.

Подготовка к процедуре:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подготовить необходимое оснащение.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья.

Выполнение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки:

а. если это мальчик – животом вниз;

б. если это девочка – спинкой, обязательно придерживая левой рукой за ножку.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки.

Помнить!Девочек подмывать только движениями спереди назад.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Сбросить салфетки в лоток для использованного материала.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями хорошо осушить кожу.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Смазать при помощи ватных шариков паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или детским кремом.

Помнить!Припудривать присыпкой можно только чистую сухую кожу без повреждений! При опрелостях пользоваться присыпкой нельзя!

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Сбросить шарики в лоток для грязного белья.

Завершение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Запеленать (одеть ребенка).

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложить ребенка в кроватку на бок.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Убрать пеленку (полотенце) с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Обработка волосистой части головы при гнейсе. Оснащение:

§ Стерильное растительное масло.

§ Ватные тампоны.

§ Лоток для обработанного материала.

§ Шапочка.

§ Марлевые салфетки размером 10×10 или 15×15.

§ Мешок для грязного белья.

Подготовка к процедуре:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подготовить необходимое оснащение.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложить (или усадить) ребенка на пеленальном столике.

Выполнение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Ватным тампоном, обильно смоченным стерильным растительным маслом, обработать волосистую часть головы промокательными движениями в местах локализации гнейса.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Положить на обработанную поверхность марлевые салфетки и надеть шапочку (минимум на 2 часа).

Завершение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Передать ребенка маме или положить в кроватку.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Через 2 часа провести гигиеническую ванну. Во время мытья головы осторожно удалить корочки.

Примечание:

а. Если во время купания не все корочки удалось удалить – повторить процедуры в течение нескольких дней.

б. Плотно «сидящие на волосах» корочки срезаются ножницами вместе с волосами.

Постановка горчичников детям раннего возраста. Оснащение:

§ Горчичники.

§ Лоток с водой 40 – 450С.

§ Лоток со стерильным растительным маслом 37 – 380С.

§ Пеленки (теплая и тонкая).

§ Одеяло.

§ Лоток для отработанного материала.

Обязательное условие: горчичники ставить при температуре тела не выше 380С и на неповрежденную кожу.

Подготовка к процедуре:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Подготовить необходимое оснащение.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Проверить пригодность горчичников (горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь резкий специфический запах).

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Вымыть и осушить руки.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Раздеть ребенка по пояс.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Осмотреть кожные покровы.

Выполнение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Свернуть тонкую пеленку в виде гармошки смочить ее в теплом растительном масле.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Отжать и расстелить на ровной поверхности.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Смочить горчичники в воде 40 – 450С в течение 5 – 10 секунд, поместив их в воду горчицей вверх.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Поместить горчичники горчицей вниз в центральной части тонкой пеленки так, чтобы на правой стороне их было 2 – 4, на левой 1 – 2 (количество горчичников зависит от размеров грудной клетки), оставив свободное пространство между ними, для позвоночника.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Завернуть верхний и нижний края пеленки над горчичниками.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Перевернуть пеленку нижней стороной вверх.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Уложить ребенка спиной на пеленку так, чтобы позвоночник располагался в свободном от горчичников пространстве.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Завернуть правый край пеленки вокруг грудной клетки, затем левый край (горчичники не должны располагаться в области сердца).

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Укрыть ребенка теплой пеленкой и одеялом.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Держать горчичники до стойкой гиперемии кожи.

Завершение процедуры:

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Тепло укутать ребенка и уложить в кровать на час.

Работа в стационаре. Текущий контроль по проделанной работе (7 день) - student2.ru Вымыть и осушить руки.

Постановка банок больному.Показания:воспалительные процессы в органах грудной клетки (бронхиты, пневмонии), межреберные невралгии, радикулиты острые и хронические, миозиты.

Обычно банки ставят на спину, поясницу и спереди справа на грудную клетку. Нельзя ставить банки на область сердца, лопатки, молочные железы, на участки поврежденной кожи.

Банкиприменяют для местного прилива крови и лимфы из глубоколежащих тканей к коже, а также с целью изменения движения плохих соков организма. При этом мелкие сосуды переполняются кровью, лопаются и образуется гематома, которая впоследствии рассасывается. Это оказывает раздражающее и отвлекающее действие.

Необходимые принадлежности:

· медицинские банки, от 10 до 20 шт.;

· ящик для банок;

· вазелин;

· легко воспламеняющиеся средства (спирт, эфир, одеколон);

· фитиль (вата, намотанная на пинцет или металлический стержень с зазубренным верхом);

· спички;

· полотенце или пеленка.

Последовательность действий:

1) Вымыть банки теплой водой или протереть спиртом.

2) Проверить, целы ли края банок, и поставить их на столе у постели больного.

3) Уложить больного на живот.

4) Смазать кожу вазелином.

5) Смочить фитиль в спирте, эфире, одеколоне (не обильно).

6) Стряхнуть лишнюю жидкость с тампона.

7) Зажечь фитиль и быстро ввести его в банку.

8) Нагреть банку и быстрым движением приставить к коже больного.

9) Накрыть поверхность банок полотенцем или пеленкой, а сверху накрыть больного одеялом.

10) Держать банки 15-20 мин.

11) Снимать банку надо осторожно, одной рукой слегка отклонив ее в сторону, а другой надавить на кожу с противоположной стороны у края банки.

12) Полотенцем удалить с кожи вазелин.

13) Тепло одеть больного и укрыть одеялом.

14) Банки хорошо протереть и уложить в ящик, где хранятся спирт, спички и вазелин.

15) Если банки поставлены правильно, на коже появляются бурые кровоподтеки, которые постепенно рассасываются.

16) Больной должен находиться в постели после процедуры не менее часа.

Постановка компрессов больному.Компресс- это многослойная лечебная повязка, действующая как отвлекающее и рассасывающее средство. По характеру действия компрессы бывают холодные (примочки), горячие, согревающие.

Холодные компрессыи примочки применяются при ушибах, травмах, кровоподтеках. Вызывают местное охлаждение, уменьшают боль. Пузырь со льдом располагают на некотором расстоянии от головы либо на животе, предварительно обернув тканью.

Необходимые принадлежности:

· свинцовая примочка (специальная жидкость аптечного приготовления) или холодная вода;

· кусок плотной ткани, сложенной в несколько раз.

Последовательность действий:

· Смочить полотно в свинцовой примочке или холодной воде.

· Хорошо отжать ткань.

· Приложить полотно к больному месту.

· При согревании полотна повторять п. п. 1 и 2 до уменьшения боли.

Применение грелки, сухого тепла.Грелки у детей используются для согревания конечностей при гипотермии. У детей раннего возраста обязательно обертывание грелки тканью, чтобы исключить ожег. Грелка используется также для проведения слепого зондирования – ребенок лежит на теплой грелке на правом боку 1 – 1,5 часа. Сухое тепло создает нагретая на сковороде соль, насыпанная затем в полотняный мешочек.

Горячие компрессыприменяются для рассасывания местных воспалительных очагов.

Необходимые принадлежности:

· плотная ткань;

· клеенка;

· шерстяная ткань или грелка

Последовательность действий:

· Смочить в горячей воде ткань.

· Хорошо отжать ткань.

· Приложить ткань к телу.

· Поверх ткани плотно наложить клеенку.

· Сверху клеенки положить грелку или теплый платок.

· Менять компресс каждые 10-15 мин.

Согревающие компрессывызывают длительное и стойкое расширение поверхностных и глубоких кровеносных сосудов, что приводит к приливу крови к очагам воспаления, благодаря чему происходит рассасывание воспаления нижележащих тканей и уменьшение болей. Показания: воспалительные инфильтраты на коже после неправильно сделанных инъекций. Противопоказания:заболевания кожи - дерматиты, фурункулы.

Согревающий компресс состоит из трех слоев, при этом каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий на 2 см:

1) куска чистой, плотной, но мягкой и гигроскопичной ткани (льняное или салфеточное полотно);

2) клеенки или компрессной бумаги;

3) ваты.

Необходимые принадлежности:

· жидкость для компресса: вода комнатной температуры или одеколон, спирт пополам с водой или водка;

· кусок льняной ткани;

· клеенка или компрессная бумага;

· вата и бинт.

Последовательность действий:

· Смочить ткань в жидкости комнатной температуры.

· Хорошо отжать ткань и встряхнуть.

· Приложить ткань к нужному участку тела.

· Тщательно прибинтовать место компресса, который держать до высыхания, но не дольше 12ч.

· Прежде чем сменить компресс, место, где он был наложен, тщательно протереть теплой.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уде­лять профилактике расстройств зрения.

Следует соблю­дать рекомендации для чтения и письма:

1) держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

2) не читать на солнце и ярком свете или, наоборот, при плохом освещении;

3) во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4) проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10- 50 раз);

5) не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6) не играть с компьютером более 30 мин в день.

Дезинфекция. Эта система мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей болезней и создание усло­вий, препятствующих их распространению в окружающей среде. Различают два вида дезинфекции: профилактичес­кую и проводимую в эпидемическом очаге, которая в свою очередь делится на текущую и заключительную. Профилактическую и текущую дезинфекцию в эпиде­мическом очаге проводят младшие медицинские сестры и медицинские сестры. Для проведения заключительной дезинфекции в эпидемическом очаге могут приглашаться сотрудники центра санитарно-эпидемиологического над­зора и дезинфекционных станций.

Инвентарь для проведения дезинфекционных меро­приятий (ведра, швабры, ветошь и др.) маркируется и используется только в тех помещениях, для которых пред­назначен.

Профилактическая дезинфекция произво­дится в помещениях независимо от наличия инфекцион­ных заболеваний с целью предупреждения накопления и распространения возбудителей болезней. Для обеззаражи­вания воздуха используют ультрафиолетовые лучи, провет­ривание. Предметы обстановки, игрушки, пол и т.д. про­тирают (не реже 2 раз в день) тряпкой, смоченной 0,5—1 % раствором хлорной извести или 0,2—1 % раствором хло­рамина либо другими дезинфицирующими растворами.

Влажное протирание мебели производят ежедневно. Панели моют или протирают влажной тряпкой 1 раз в 3 дня. Верхние части стен, потолки, плафоны очищают от пыли 1 раз в неделю, с такой же частотой протирают оконные рамы и двери. Очень важно влажное ежедневное протирание радиаторов и труб центрального отопления, так как имеющаяся пыль может прогореть, при этом об­разуется оксид углерода, что является недопустимым. Мягкие вещи (ковры, портьеры, покрывала, одеяла) вы­колачивают и вытряхивают на открытом воздухе или чис­тят пылесосом.

Приводим наиболее распространенные дезинфицирую­щие растворы и способы их приготовления.

1. Хлорная известь (гипохлорид кальция) представляет собой белый мелкий порошок с резким за­пахом хлора. Хранят в сухой, защищенной от света таре. Используют в сухом виде для обеззараживания выделений больного.

Довольно часто применяется осветленный раствор хлорной извести. Растворы хлорсодержащих веществ го­товят в деревянной, эмалированной, фаянсовой или за­щищенной от коррозии металлической посуде с закрыва­ющейся крышкой. Обычно используют 10 % и 20 % рас­творы. Расчетное количество хлорной извести размешива­ют сначала в небольшом количестве воды до образования равномерной кашицы, затем, продолжая помешивать, до­ливают воду до общего объема, снова перемешивают до образования однородной взвеси и оставляют под крышкой на 24 ч. В течение первых 4 ч необходимо не менее 3 раз перемешивать смесь. Через 24 ч осторожно, не взбалтывая осадка, осветленный раствор сливают. Для дезинфекции обычно используют 0,2—1 % рабочий раствор, изготовлен­ный из исходного осветленного раствора (на 10 л требуется 200—1000 мл исходного осветления 10 % раствора).

2. Хлорамин Б (14-хлорбензольсульфонамид натрия) — белый кристаллический порошок, содержащий 25—29 % активного хлора. Для обеззараживания исполь­зуют 0,2—4 % раствор хлорамина. Готовят 1 % раствор хлорамина Б, размешивая порошок в небольшом количе­стве горячей воды (50—60 °С), затем доводят раствор водой до нужного объема. На 10 л воды необходимо 0,1 кг хлора­мина. Срок хранения готового раствора не более 5 дней.

3. Двутретьосновная соль гипохлорида кальция (ДТСГК) - белый сухой кристаллический по­рошок, содержащий от 47 до 52 % активного хлора. Гото­вят 5 % раствор ДТСГК, добавляя к расчетному количе­ству сухого вещества вначале небольшой объем воды, затем (после размешивания) доводят водой до общего объема. На 10 л воды необходимо 0,5 кг ДТСГК. Срок хранения готового раствора не более 5 дней. При работе с растворами ДТСГК следует соблюдать меры предосто­рожности: применять резиновые перчатки и ватномарлевые повязки.

4. Полисепт (полигексаметиленгуанидин гидро­хлорид — полимер) - для приготовления 1 % рабочего рас­твора исходный 25 % концентрат разбавляют водой в 25 раз. На 1 л раствора требуется 40 мл концентрата и 960 мл воды, на 10 л — соответственно 400 и 9600 мл. Рабочие растворы можно готовить в емкостях из любого мате­риала. Полисепт предназначен для профилактической, теку­щей и заключительной дезинфекции в лечебно-профилак­тических учреждениях и очагах инфекционных заболева­ний бактериальной этиологии (кроме туберкулеза). Обез­зараживание выполняют способом протирания, погруже­ния, замачивания. При приготовлении и работе с раство­рами полисепта следует пользоваться резиновыми перчат­ками. Лица с аллергической предрасположенностью не должны допускаться к работе с препаратом.

5. Мыльно-содовый раствор 1—2 % готовят, добавляя в воду соответствующее количество хозяйствен­ного мыла и бикарбоната натрия (сода). Для приготовле­ния 1 % раствора 0,1 кг хозяйственного мыла и 0,1 кг соды разводят в 10 л воды. Раствор готовят непосредственно перед использованием.

6. Аламинол, виркон, гигасепт, лизетол и бианол - новые средства без запаха хлора в виде концентратов, поэтому для дезинфекции использу­ются 0,5— 2 % водные растворы этих препаратов.

К мерам профилактической дезинфекции относят также мытье рук с мылом (необходимо осуществлять сис­тематически как персоналу, так и больным детям), кипя­чение воды, соблюдение санитарных правил при раздаче пищи.

Текущую дезинфекцию проводят для снижения инфицированности предметов обстановки, по­мещений, находящихся около источника инфекции. Обез­зараживают все выделения больного и предметы, к кото­рым прикасался больной, особенно важна текущая дезин­фекция при кишечных инфекционных заболеваниях.

Существуют механические, физические и химические способы проведения дезинфекции. При механическом способе стирают белье, моют руки, удаляют пыль и грязь влажной тряпкой. К физическим способам относится ки­пячение, эффективность которого возрастает при добав­лении в воду бикарбоната натрия (20 г на 1 л воды), хозяйственного мыла (10—20 г на 1 л воды). Применяют также водяной пар, уничтожающий не только микроор­ганизмы, но и споры. Химические способы дезинфек­ции являются наиболее распространенными и заключа­ются в применении различных дезинфицирующих рас­творов.

Заключительную дезинфекцию проводят для полной ликвидации возбудителей заболевания в боксе, палате, отделении. Дезинфекции подвергаются помеще­ния, предметы обихода, одежда. Важнейшим методом за­ключительной дезинфекции помещений является их об­работка из гидропульта смесью различных дезинфициру­ющих растворов. Заключительной может быть и дезинфекция поверхностей предметов путем протирания или мытья их. Некоторые предметы (например, мягкая мебель, книги, обувь и др.) следует дезинфицировать в дезинфекционных камерах.

Посещение больного ребенка родителями разрешается в определенные дни и часы и по согласованию с лечащим врачом (зав. отделением). Особое внимание обращается на то, чтобы детей не посещали больные родственники. В зимнее время посетители должны иметь сменную обувь. Проводится контроль количества и качества продуктов, которые приносят детям. Это необходимо для предупреждения пищевых отравлений, перекармливания и переда­чи неразрешенных продуктов. Проверенные медицин­ской сестрой продукты питания хранят в холодильнике (фрукты, овощи) или специальном шкафу (печенье, вафли и др.). Все продукты должны храниться в полиэтиленовых мешочках с обязательным указанием фамилии и имени больного. Разрешается передавать фрукты и ягоды (за исключе­нием клубники) — не более 0,5 кг; овощи — 1 кг; печенье, вафли, зефир — до 0,5 кг; соки и компоты промышленно­го изготовления в закупоренных емкостях от 0,25 до 0,8 л. Книги и игрушки должны быть новыми. Не разрешается передавать следующие продукты и из­делия: пирожные, шоколад, консервы, молоко и молочные продукты, соленья, пряности, соки и компоты домашнего приготовления, гастрономические изделия.

Правила стерилизации сосок и бутыло­чек.Грязные соски тщательно моют сначала в проточной воде, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их вывертывают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10—15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой "Чистые соски". Чистые соски достают стерильным пин­цетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бутылочку. Использованные соски собирают в посуду с мар­кировкой "Грязные соски". Стерилизация бутылок производится в буфетной. Снача­ла бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (50 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой снаружи и изнутри (исполь­зуют устройство в виде фонтанчиков для споласкивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50—60 мин (температура в шкафу 120—150 °С). Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрю­лю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин. Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закры­тыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в от­дельно выделенных для этого шкафах.

Наши рекомендации