Организация стационарной помощи детям в настоящее время

В стране развернута широкая сеть лечебно-профилактических уч­реждений, оказывающих стационарную помощь детям. В структуре коечного фонда преобладают общепедиатрические койки.

По системе организации работы детские стационары могут быть объединенными и необъединенными, по профилю — много­профильными и специализированными, различной коечной мощ­ности.

Организация работы стационара детской больницы имеет много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако имеются и свои особенности, на которых следует остановиться.

Вкруг задач стационара объединенной детской больницы входит:

– оказание детям стационарной квалифицированной лечебной
помощи;

– внедрение в практику детского здравоохранения современных
методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе
достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта работы детских лечебно-профилактических учреждений и элементов научной организации труда;

– развитие и совершенствование организационных форм и методов работы учреждения, повышение качества и культуры лечебно-
профилактической помощи детям.

Категория и профиль детской больницы определяют ее структуру. В состав стационара любой детской больницы должны входить: приемное отделение; клинические отделения; лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории; патологоанатомическое отделение; вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинете медицинской статистики, архив, ЛХЧ, библиотека), В крупных городах отдельные больничные службы мо­гут быть централизованы. Так, например, патологоанатомическое отделение, некоторые виды лабораторий, стерилизационные могут создаваться не при каждой больнице, а при одной из них.

Штаты стационара детской больницы устанавливаются в соответствии с действующими штатными нормативами.

Больные дети поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной помощи и детских учреждений.

Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии следующих документов:

Направление.

Подробная выписка из Истории развития ребенка о начале за­болевания, лечении и проведенных анализах в условиях поликлини­ки. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, обо всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях.

Справка об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе (срок действия — 24 часа)

4. Справка о проведенных прививках.

Приемное отделение стационара детской больницы должно быть боксировано (боксы должны составлять 3-4% от общего числа коек). Наиболее удобными для работы являются индивидуальные боксы Доельдера-Соколова, которые включают в себя предбоксник, пала­ту, санитарный узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотре­но не менее 2-3-х изолированных смотровых кабинетов и 1-2 санпро­пускников.

Для оказания неотложной помощи ребенку в приемном отделе­нии должен быть постоянный набор необходимых медикаментов исредств первой помощи. При приемном отделении организуются па­латы интенсивной терапии ивременной изоляции больных.

Врач приемного отделения должен собрать тщательный анамнез, произвести осмотр и врачебное исследование больного, установить предварительный диагноз, назначить и провести необходимое лече­ние, решить вопрос о том, в какое отделение направить больного, а также о том, возможен ли допуск матери к уходу за ребенком в отде­лении. Все данные должны быть подробно внесены в карту стацио­нарного больного.

В случае поступления детей без ведома родителей последние не­медленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.

Врачи приемного отделения работают в тесном контакте с вра­чами-специалистами отделений больницы. В приемном отделении ведется журнал приема детей на госпитализацию и журнал отка­зов в госпитализации, имеются сведения от старших сестер отделе­ний о количестве свободных мест по отделениям. При отсутствии стола справок через приемное отделение родители получают сведе­ния о состоянии здоровья ребенка. Направляя ребенка в отделение, персонал приемного покоя предупреждает палатную сестру о по­ступлении ребенка и информирует ее о состоянии и поведении его во время приема.

Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту, полу ихарактеру заболеваний. В зависимости от возраста выделяют сле­дующие отделения (палаты): для недоношенных, для новорожденных, Для детей грудного возраста, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста. По характеру заболеваний отделения (палаты) Организация стационарной помощи детям в настоящее время - student2.ru могут быть: педиатрические общие, хирургические, инфекционные идругие узкопрофильные отделения (палаты).

Оборудование палат и оснащение отделений зависит от их профиля идиктуется спецификой работы инеобходимостью создания наиболее благоприятных условий для лечения детей и выполнения персоналом служебных обязанностей. Действующими нормативами предусматривается полезная площадь в отделении на J больного 6 м2. Неинфекционное отделение стационара обычно организуется на 40-60 коек с изолированными секциями на 20-30 коек. Палаты целе­сообразно иметь небольшими — на 3-4 койки, что дает возможность заполнять их с учетом возраста и заболевания.

Организация отделения для детей дошкольного и школьного воз­растов имеет ряд особенностей. В этих отделениях палаты должны быть небольшие — с числом коек не свыше 4. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персо­нал мог наблюдать за состоянием детей и их поведением.

Важной особенностью организации работы этих отделений явля­ется необходимость проведения там воспитательной работы с детьми. Для этой цели в детских больницах устанавливаются специальные дол­жности педагогов-воспитателей. С больными, которые лечатся в ста­ционаре длительное время, проводится также и учебная работа. В от­делении должны быть предусмотрены игровые комнаты, веранды или прогулочные комнаты, хорошо оборудованный участок для прогулок на территории больницы. Отделения должны быть обеспечены игруш­ками, играми, книгами, материалами для вырезания, рисования, лен­ки, изготовления самодельных игрушек. Организация досуга детей в стационаре особенно важна в вечерние часы. Ручной труд, лепка, ри­сование, чтение вслух, проводимые в конце больничного дня, улучша­ют настроение детей и способствуют спокойному сну. Немаловажная роль в правильной организации досуга детей принадлежит палатным медицинским сестрам. Необходимо предусмотреть возможность пре­бывания в стационаре вместе с ребенком матери.

В комплексе лечебных мероприятий важное значение имеет пра­вильно организованное питание детей. Для этого дети грудного воз­раста госпитализируются с матерями или обеспечиваются грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года пи­тание организуется на пищеблоке больницы соответственно возрас­ту и с соблюдением денежных инатуральных норм.

В детских больницах значительно больше, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций. Для предотвращения заноса инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для передачи детям можно принимать, только не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инку­бационного периода для данного заболевания. Необходимо прово­дить учет контактировавших с больным детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя перемещать в другие палаты. В необходимых случаях, в зависимости от выявленного острого ин­фекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпи-демиологйческие мероприятия (прививки, исследования на бактерионосительство).

Возглавляет работу детского отделения стационара заведующий. На должность заведующего отделением детской больницы назнача­ется квалифицированный врач, имеющий опыт работы по соответ­ствующей специальности. Заведующий отделением подчиняется глав­ному врачу больницы и заместителю главного врача по медицинской части. В повседневной работе он руководствуется положением о дет­ской больнице, о своих функциональных обязанностях и другими официальными документами, а также указаниями и распоряжения­ми вышестоящих органов здравоохранения.

Заведующий отделением осуществляет непосредственное ру­ководство деятельностью медицинского персонала отделения и не­сет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным детям.

В соответствии с задачами детской больницы заведующий отде­лением стационара:

1. Организует и обеспечивает своевременное обследование и лече­ние больных на уровне современных достижений медицинской на­уки и практики.

2. Проводит систематический контрольза работой ординаторов отделения по вопросам диагностики, лечения и его эффективности, а
также качества ведения историй болезни.

3. Проводит ежедневный утренний обход больных совместно с ординатором и средним медицинским персоналом, проводит осмотр
вновь поступивших и наиболее тяжелых больных.

4. Разбирает с ординаторами своего отделения все случаи, представ­ляющие затруднение в диагностике и лечении, случаи расхождения диагнозов поликлинических с больничными и больничных с патологоанатомическими, а также все случаи смерти детей в отделении.

5. Решает вопросы приема и выписки больных своего отделения
проверяет и подписывает вместе с лечащим врачом «Карты стацио­нарного больного» с занесенными в них эпикризами при выписке или переводе больных из отделения.

6. Проверяет правильность и обоснованность выдачи больничных листов матерям, госпитализированным вместе с больными детьми.

7. В необходимых случаях созывает консилиум с участием врачей-специалистов и лично присутствует на нем.

8. Разрабатывает и обеспечивает выполнение режима дня для боль­ных отделения и матерей, госпитализированных с детьми, обеспечи­вает выполнение воспитательной ипедагогической работы с деть­ми, правильную организацию вскармливания, лечебного питания, а также решает вопрос о допуске матерей к уходу за детьми.

9. Принимает необходимые меры к профилактике внутрибольничных инфекций.

При выявлении в отделении инфекционного заболевания:

9.1. Осуществляет немедленную изоляцию больных и совместно с врачом-эпидемиологом решает вопрос о наложении карантина и размещения больных, бывших в контакте.

9.2. Обеспечивает необходимые условия приема вновь поступивших больных, не допуская отказа в госпитализации тяже­лобольным детям в связи с карантином.

9.3. Докладывает главному врачу или его заместителю по ме­дицинской части о всех случаях внутрибольничных инфекций
в его отделении.

9.4. Контролирует заполнение «Экстренных извещений...», детально выясняет все обстоятельства, способствующие возник­новению внутрибольничной инфекции.

10. Систематически проводит работу по повышению квалификации
врачей и среднего медицинского персонала своего отделения.

11. Проводит работу с коллективом отделения по воспитанию вни­мательного и чуткого отношения к детям и родителям.

12. Немедленно доводит до сведения главного врача о всех чрез­вычайных происшествиях (внезапная смерть, несчастные случаи и т.п.) в отделении и о принятых им мерах.

13. Обеспечивает надлежащее ведение всей медицинской докумен­тации в отделении, лично изучает и анализирует качественные показатели, представляет отчеты о деятельности отделения в установленные сроки.

14. Организует санитарно-просветительную работу с детьми стар­шего возраста и матерями, госпитализированными с больными детьми: разрабатывает и представляет на утверждение главного врача
больницы план и тематику групповых и индивидуальных бесед.

15. Несет ответственность за правильное хранение, учет и выдачу ядовитых и сильнодействующих лекарств в своем отделении.

16. Отвечает за надлежащее санитарно-гигиеническое состояние помещений отделения, одежды и белья больных и госпитализирован­ных матерей, а также соблюдение личной гигиены медицинским пер­соналом и больными отделения.

17. Участвует в производственных совещаниях.

Ближайшим помощником заведующего отделением в его работе и непосредственным организатором лечения детей в отделении являет­ся ординатор стационара, который непосредственно подчиняется за­ведующему отделением и выполняет под его руководством следую­щий объем работы:

оказывает помощь больным детям с применением необходимых
диагностических исследований и методов лечения на основе совре­менных достижений медицинской науки и практики;

– назначает медикаментозное лечение, лечебные процедуры, раз­ного рода манипуляции, питание, режим, соответствующий уход за больными детьми и несет ответственность за выполнение сделанных назначении; самостоятельно проводит специальные виды исследова­ний в соответствии с профилем отделения; присутствует при рентге­носкопии своих больных и т. п.;

– ежедневно проводит обход больных совместно с палатной сест­рой; участвует в обходах заведующего отделением, докладывая ему о своих больных, и в необходимых случаях консультируется с врачами-специалистами;

– ведет карты стационарных больных путем ежедневных запи­сей в них о состоянии больных детей, их лечении, питании, режиме и т.д.;

– докладывает заведующему отделением обо всех затруднениях в
определении диагноза, а также обо всех переменах в состоянии боль­ного;

– руководит работой среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно ему подчиненного, и проверяет правильность и своевременность выполнения ими всех врачебных назначений, а в слу­чае невыполнения докладывает об этом заведующему отделением;

– при наличии в штате больницы врача-диетолога согласовывает с ним вопросы пищевого режима больных;

– проводит санитарно-просветительную работу с детьми стар­шего возраста, матерями и родителями, госпитализированными и приходящими за справками;

– следит за выполнением правил, установленных для матерей, госпита­ли­зи­ро­ванных вместе с детьми;

– сообщает перед уходом из стационара заведующему отделени­ем, а в его отсутствие дежурному врачу о тяжелобольных детях, тре­бующих особого врачебного наблюдения, с указанием, в чем именно должны выражаться наблюдение и какие лечебные мероприятия дол­жны применяться;

– несет дежурство по больнице согласно установленному графику;

– представляет заведующему отделением больных детей, подле­жащих, по его заключению, переводу и выписке из отделения;

– в установленные внутренним распорядком больницы дни и часы дает справки родителям и родным о состоянии здоровья детей, нахо­дящихся под его наблюдением;

– проводит и оформляет выписку и перевод больных в соответ­ствии с установленными правилами.

Выписка ребенка из больницы производится при полном его выз­доровлении; при необходимости перевода его в другие лечебные уч­реждения; стойком улучшении состоянии больного, когда дальней­шая госпитализация уже не нужна; при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении; по тре­бованию родных или опекуна до излечения заболевания, если выпис­ка не угрожает непосредственно жизни больного и не опасна для ок­ружающих.

В последнем случае ординатор обязан предупредить родителей о последствиях для здоровья ребенка несвоевременной выписки и од­новременно доложить об этом заведующему отделением или главно­му врачу больницы. О выписке больного ребенка по требованию ро­дителей делается запись в истории болезни с указанием, что о несвоевременности выписки родители предупреждены, О выписке ребенка, требующего еще лечения на дому, немедленно сообщается детской поликлинике с необходимыми лечебными рекомендациями стационара.

Организация работы отделений для новорожденных и не­доношенных детей имеет весьма существенные особенности. Основ­ными задачами этих отделений являются:

– оказание квалифицированной диагностической и лечебной по­мощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, со­здание оптимальных условий выхаживания детей;

– проведение организационно-методической работы и повышения
квалификации педиатров по актуальным вопросам неонаталогии;

– анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе
обслуживания.

В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хи­рургической и неврологической патологией.

Общее число коек в отделениях для больных новорожденных де­тей планируется из расчета 5 коек на 1000 родившихся живыми до­ношенных детей.

В отделениях для недоношенных детей — из расчета 4 койки на 1000 родившихся живыми доношенными и недоношенными. В отделе­нии для новорожденных детских больниц направляют детей, родив­шихся с массой не менее 2300 г и заболевших в неонатальном периоде.

В отделения для недоношенных детей детских больниц направля­ют новорожденных с массой тела менее 2300 г, имеющих признаки незрелости и заболевших в неонатальном периоде.

Перевод новорожденных и недоношенных детей из родильных до­мов осуществляют при условии транспортабельности ребенка и обя­зательного согласования с заведующим специализированным отделе­нием или главным врачом больницы, куда переводится ребенок.

Транспортировка новорожденных детей производится в спе­циально выделенной и оборудованной санитарной машине, оснащен­ной кувезом, в сопровождении среднего медицинского персонала, под­готовленного по вопросам физиологии и патологии новорожденных детей.

В отделение реанимации и интенсивной терапии транспортировка больных новорожденных и недоношенных детей производится по принципу на себя в специализированной транспортной реанимаци­онной машине с врачом-реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленными по вопросам физиологии, патологии и реанимации новорожденных и недоношенных детей.

К талону на госпитализацию ребенка прилагается выписка из Ис­тории развития новорожденного ребенка с указанием особенностей течения беременности у его матери, течения родов и послеродового периода, сведениями об обследовании и лечении ребенка в акушерс­ком стационаре, контактах ребенка с другими больными детьми.

При приеме новорожденного (недоношенного) ребенка дежурный врач отделения анализирует выписку из родильного дома или поли­клиники, осматривает ребенка, определяет тяжесть состояния и ха­рактер заболевания, заполняет медицинские документы.

После осмотра новорожденного срочно направляют в палату или бокс.

При необходимости срочного оказания неотложной помощи боль­ного сразу помещают в палату реанимации или интенсивной терапии.

Персонал, обслуживающий больных, должен обязательно иметь специальную подготовку по вопросам реанимации и интенсивной терапии новорожденных детей.

Основным принципом организации работы отделений ново­рожденных и недоношенных детей является создание оптимальных условий для лечения и выхаживания заболевших детей, поддержива­ния возрастного лечебного режима дня, с соблюдением времени сна, бодрствования, кормления, купания и т. д.

Режим дня, при необходимости, индивидуализируют с учетом кли­нического состояния, степени зрелости ребенка и характера заболе­вания. Все манипуляции в целях обследования и лечения новорож­денного проводят по возможности в утренние часы с соблюдением правил охранительного режима. Особое значение в выхаживании ребенка имеет максимальное ограничение болевых раздражений, вне­дрение в практику лабораторных исследований микрометодов, ис­ключение одномоментного назначения сложных и тяжелых для ре­бенка исследований и методов лечения.

Отделения новорожденных и недоношенных детей крупных боль­ниц являются организационно-методическими и консультативными центрами по вопросам организации медицинской помощи новорож­денным и недоношенным детям, которые:

– обобщают и анализируют деятельность лечебно-профи­лактических учреждений;

– оказывают консультативную помощь лечебно-профилак­тическим учреждениям;

– осуществляют экстренные и планово-консультативные выезды;

– участвуют в подготовке предложений по развитию и совершен­ствованию организации медицинской помощи новорожденным детям;

– организуют и проводят, в установленном порядке, семинары и научно-практические конференции.

В работе отделения для новорожденных и недоношенных де­тей детских больниц должна осуществляться тесная взаимосвязь и преемственность с родильными домами и детскими поликлиниками.

В последнее время в стране развертывается сеть дневных стационаров для детей. Деятельность дневных стационаров приводит к со­кращению числа дней нетрудоспособности матерей по уходу за детьми, более рациональному использованию коечного фонда, созданию Дополнительных удобств для населения.

Дневные стационары организуются на базе детских поликлиник или стационаров детских больниц.

Дневной стационар, организованный на базе поликлиники, должен иметь отдельный вход для детей с родителями, гардероб, большую комнату-холл для проведения часов отдыха, столовую, кухню Для подогрева и раздачи пищи, моечную с проточной горячей и хо­лодной водой, с тремя мойками для обработки посуды, со шкафчи­ками для ее хранения, 2 туалета, умывальную комнату, процедурный кабинет, кабинет для врачей, помещения для хозяйственных нужд) помещение для хранения столовых принадлежностей и др.

Для детей, нуждающихся в продолжительном постельном режиме, целесообразно выделять палаты вблизи поста медицинской сестры. Для школьников необходимо выделить учебную комнату, где они могли бы выполнять учебные задания.

В дневном стационаре дети получают лечение, приближенное к стационару (по объему и интенсивности), и находятся под наблю­дением медперсонала (только в дневные часы).

Длительность работы стационара должна составлять не менее 10 часов при 6-дневной рабочей неделе. Дневной стационар в празд­ничные и выходные дни не работает.

Количество коек в дневном стационаре определяется материально-техническими условиями базы, а также потребностью в данном про­филе коек. Целесообразна организация дневных стационаров по тем или иным профилям патологии: гастроэнтерологические, нефрологические, диагностические и т. д. Длительность лечения ребенка за­висит от профиля патологии и составляет в среднем 2-3 недели.

Больные в дневном стационаре пользуются двухразовым питанием по действующим нормативам для стационаров и дополнительно за счет привлеченных средств предприятий, общественных фондов.

Приготовление пищи больным осуществляется в пищеблоке лечеб­ного учреждения, в составе которого находится дневной стационар. Контроль за качеством пищи возлагается на врача-диетолога боль­ницы и органы санэпиднадзора.

Больничные листы и справки по уходу за больными детьми роди­телям на период лечения в дневном стационаре не выдаются, ибо уход, кормление и лечение детей берет на себя дневной стационар.

Работа дневного стационара проводится в тесном контакте с амбулаторно-поликлинической и стационарными службами лечебно-профилактических учреждений.

Высокотехнологичная помощь детям в федеральных специализированных медицинских учреждениях и национальный проект «Здоровье»

В журнале «Детская больница» №4 (18) за 2004 год была опубликована наша статья «Роль Россий­ской детской клинической больницы в оказании вы­сокотехнологичных (дорогостоящих) видов меди­цинской помощи», в которой эта тема освещена в свете действующих на тот период нормативно-директивных документов - приказа Минздрава РФ и РАМН №125/13 от 19.03.200.4 г., а также методиче­ских документов, регламентирующих взаимодействие между федеральными специализированными медицинскими учреждениями (ФСМУ), территори­альными органами управления здравоохранением (ТОУЗ) и федеральными органами управления в сфе­ре здравоохранения (Минздрав России). В статье были представлены сведения об утвержденной на тот период структуре видов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) и объемах и структуре ВМП, оказанных в РДКБ в динамике за 2000-2003 годы. Особо подчеркивалась актуальность финанси­рования ВМП отдельной строкой, представлена ее доля в общем бюджете РДКБ.

Система обеспечения ВМП в ФСМУ действует уже почти 15 лет, но продолжает развиваться и со­вершенствоваться. По нашему мнению, необходимо было пересмотреть систему квотирования, порядок финансирования (переход от сметного финансиро­вания к оплате ВМП по законченному случаю на основе утвержденных тарифов), перечень и структу­ру видов ВМП.

В 2006 году Минздравсоцразвития России принял ряд директивных документов, существенно развиваю­щих принципы оказания ВМП в ФСМУ. ВМП вошла в приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения в раздел: «Удовлетворение потреб­ностей населения, в дорогостоящих видах медицин­ской помощи, перевод федеральных специализиро­ванных учреждений на работу по государственному заказу».

В настоящее время ВМП в ФСМУ регламентиру­ют следующие документы:

– Приказ Минздравсоцразвития России от 29.03.06 г. №220 «Об оказании высокотехнологич­ных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализи­рованных медицинских учреждениях, подведом­ственных Федеральному агентству по здравоохране­нию и социальному развитию, Федеральному меди­ко-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук».

– Приказ Минздравсоцразвития России от 07.07.06 г. №527 «Об утверждении медицинской доку­ментации мониторинга оказания ВМП в ФСМУ».

– Письмо Минздравсоцразвития России от 08.07.06 г. №3604-ВС «Об утверждении «Методичес­ких рекомендаций по организации выполнения
государственного заказа по оказанию ВМП гражда­нам Российской Федерации за счет средств феде­рального бюджета в ФСМУ, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Федеральному медико-биологическому агентству, Российской академии медицинских наук».

Кроме того, действует приказ Минздравсоцразвития России от 05.10.05 г. №617 «О порядке направ­ления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоох­ранения к месту лечения при наличии медицинских показаний».

Приказ Минздравсоцразвития России от 29.03.06 г. №220 утвердил:

– перечень ВМП на II-IV кварталы 2006 года;

– государственное задание по оказанию ВМП гражданам Российской Федерации на II-IV квартал 2006 года и нормативы финансовых затрат по про­филям ВМП;

– плановое количество больных для выполне­ния государственного задания по оказанию ВМП гражданам Российской Федерации на II-IV кварталы 2006 года для субъектов РФ;

– перечень ФСМУ и профилей оказываемой ими ВМП.

Этим же приказом утверждена примерная форма соглашения о выполнении государственного задания по оказанию ВМП между главным распорядителем средств федерального бюджета (в нашем случае Росздравом) и ФСМУ (в нашем случае РДКБ).

Приказ №220 определил новую структуру профи­лей ВМП, выделив среди них 20 основных: абдоми­нальная хирургия, акушерство и гинекология, гастроэнтерология, гематология, дерматовенерология, комбустиология, неврология, нейрохирургия, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, ревматология, сердечно-сосудистая хирургия, торакальная хирургия, травматология-ортопедия, трансплантация, урология, челюстно-лицевая хирургия, эндокринология.

Такие понятия ВМП, как «терапевтические виды медицинской помощи», «прочие виды медицинской помощи», «прочие хирургические виды медицин­ской помощи», конкретизированы и вошли в новые профили ВМП: «эндокринология», «ревматология», «оториноларингология», «неврология», «комбустиология», «гастроэнтерология», «гематология», «дерматовенерология». В каждом из 20 профилей ВМП определены виды ВМП, которые содержат перечень медицинских технологий - не только уникальных и сложных, но и ресурсоемких. В настоящее время утверждены 272 вида ВМП. Определены максималь­ные границы ресурсоемкости ВМП, утвержденные нормативами финансовых затрат по каждому разде­лу ВМП, включающими две статьи расходов: заработную плату с начислениями и оплату медикаментов, расходных материалов с учетом дорогостоящих материалов (импланты, имплантанты и т.д.).

Оказание ВМП должно осуществляться в рамках стандартов, утвержденных Минздравсоцразвития России. Ко времени написания статьи утверждено более 300 стандартов ВМП.

В соответствии с приказом №220 Росздравом издан приказ №99 от 20.04.06 г. «Об оказании ВМП за счет средств федерального бюджета в ФСМУ, подведомственных Росздраву, во II квартале», кото­рым определены плановое количество больных на II-IV кварталы для выполнения государственного задания по ФСМУ и соответствующее финансирова­ние на II квартал 2006 года с последующим уточнени­ем поквартальных квот и их финансирования.

В 2006 году впервые государственное задание для ФСМУ установлено по каждому профилю ВМП. При этом субъектам Российской Федерации выделены квоты по суммарному принципу, без разделения на профили ВМП. По нашему мнению, для таких многопрофильных ФСМУ, как РДКБ Росздрава, где ВМП оказывают по 19 из 20 утвержденных профи­лей, включающих 144 вида ВМП из 272 утвержден­ных приказом №220, провести уточнение квот по профилям ВМП для каждого субъекта РФ практичес­ки невозможно без кропотливой совместной работы с каждой территорией.

Многолетний мониторинг оказания ВМП, прово­димый нами с 2001 года, показывает широкий диапа­зон востребованных субъектами РФ видов ВМП, который складывается фактически стихийно. Квотирование ВМП по территориям, проводимое Минздравсоцразвития России и Росздравом, носит во многом субъективный характер. Отсутствует четкая методика определения не только числа квот по отдельным видам ВМП для каждого субъекта (это действительно чрезвычайно сложная задача), но и общего количества квот. В результате одни территории России хронически не используют свои квоты (Карелия, Архангельская область, Рес­публика Коми и др.), а другие, наоборот, постоянно их превышают, причем ни в первом, ни во втором случаях субъекты РФ не несут никакой ответ­ственности.

В этой связи новые инициативы Минздравсоцразвития России по дальнейшему совершенствова­нию системы оказания ВМП в ФСМУ направлены на обеспечение порядка учета и мониторинга ВМП. Приказом Минздравсоцразвития России №527 от 07.07.06 г. утверждены:

– учетная форма №025/у-ВМП - «Талон-направ­ление на ВМП»;

– отчетная форма №67-ФСМУ-с «Сведения о предоставлении ВМП в ФСМУ»;

– отчетная форма №67-ТОУЗ-с «Сведения о ВМП, оказанной гражданам субъекта Российской Федерации в ФСМУ, подведомственном Росздраву, ФМБА России и РАМН»;

– инструкция по заполнению учетной формы №025/у-ВМП;

– инструкция по заполнению отчетной формы №67-ФСМУ-с;

– инструкция по заполнению отчетной формы №67-ТОУЗ-с.

Перечисленными документами Минздравсоцразвития России не только создал практическую основу для простого выполнения государственного задания по оказанию ВМП в ФСМУ, но и определил систему взаимодействия между участниками оказания ВМП:

– главным распорядителем средств федерально­го бюджета (для РДКБ это Росздрав);

– ФСМУ;

– ТОУЗ.

Учетная форма №025/у-ВМП «Талон-направле­ние на ВМП» - это форма первичной медицинской документации, содержащая сведения, необходимые для организации учета и контроля каждого случая оказания ВМП за счет средств федерального бюдже­та, которая заполняется на каждом этапе прохожде­ния медицинской документации и оказания ВМП.

Талон-направление - это формализованный доку­мент для формирования «листа ожидания» и элек­тронной базы данных о больных, нуждающихся, ожидающих и получивших ВМП.

Талон-направление на каждого больного, нужда­ющегося в получении ВМП в ФСМУ, заполняет ТОУЗ в электронном и бумажном вариантах; в нем отраже­на процедура прохождения больным всех этапов ор­ганизации получения ВМП. Таким образом, учетная форма №025/у-ВМП - это медицинский документ, позволяющий при правильном его оформлении на всех этапах организовать систему персонифициро­ванного мониторинга ВМП и создать регистр ВМП.

Минздравсоцразвития России разработал мето­дические рекомендации (письмо от 08.07.06 г. №3604-ВС), в которых детализированы основные по­нятия при оказании ВМП, позволяющие унифициро­вать процедуру взаимодействия между участниками оказания ВМП:

– высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП);

– пролеченный больной - больной, выбывший из стационара после достижения конечного результа­та госпитализации, которому оказаны один или не­ сколько ВМП в рамках соответствующего стандарта;

– объем ВМП - число пролеченных больных (законченных случаев лечения);

– стандарт медицинской помощи - объем меди­цинской помощи, предоставляемой больному при определенной нозологической форме в соответствии с МКБ-Х, утвержденный приказами Минздрав­соцразвития России;

– нормативы финансовых затрат на оказание ВМП - величина финансовых затрат на единицу финансирования ВМП (пролеченного больного);

– талон-направление на ВМП (уч. форма №025/ у-ВМП);

– лист ожидания ВМП - сведения о больных, проходящих процедуру получения ВМП;

– регистр ВМП.

Перечисленные документы определяют строгий порядок деятельности ФСМУ (в том числе РДКБ) по оказанию ВМП за счет средств федерального бюдже­та. Единственное основание для начала работы ФСМУ по отбору больных для оказания ВМП - поступление заполненного ТОУЗ талона-направле­ния (уч. форма №025/у-ВМП) и подробной выписки из истории болезни с заключением главного специа­листа-эксперта о необходимости ВМП, данными клинических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания, не более чем месячной давности.

ФСМУ проводит заочную консультацию больно­го по указанным документам и направляет сведения о принятом решении в ТОУЗ в течение 10 дней со дня поступления документов в ФСМУ (при проведе­нии очной консультации - в течение 5 дней).

При рассмотрении этих документов ФСМУ может принять следующие решения:

– направить в ТОУЗ информацию о дате плано­вой госпитализации, если определены показания к оказанию ВМП;

– отказать в оказании ВМП: из-за отсутствия показаний для оказания ВМП, несоответствия нозо­логической формы заболевания профилю деятельности ФСМУ, тяжести состояния больного или нали­чия тяжелой сопутствующей патологии;

– отказ в госпитализации больных, прибывших на лечение или поступивших в ФСМУ с целью оказания ВМП, может быть оформлен, если по дан­ным дополнительного обследования и лечения выяв­лено отсутствие показаний для ВМП; при возникно­вении осложнений или ухудшении состояния боль­ного, препятствующих оказанию ВМП; в случаях отказа больного от оказания ВМП в период нахожде­ния на стационарном лечении (в детских ФСМУ - отказа родителей или уполномоченных, заменяю­щих родителей);

– отложить принятие решения о необходимос­ти оказания ВМП в случаях: неправильного (непол­ного) оформления поступившей медицинской доку­ментации и/или «талона-направления на ВМП»; при необходимости дополнительного обследования больного, проведения предварительных лечебных и оздоровительных мероприятий, очной консульта­ции (при возможности - телеконсультации).

ФСМУ может отл

Наши рекомендации