Классические и адаптированные упражнения
Какие ассоциации возникают у нас при слове «йога»? Возможно, кому-то вспоминаются строки известной песни Высоцкого:
Он под водой не дышит час – раз,
Он необидчив на слова – два,
Он если чует, что старик, вдруг,
Скажет: «стоп», и в тот же миг – труп.
Одним словом, сплошные чудеса – так и хочется научиться делать нечто подобное. Действительно, в точности следуя традиционным рекомендациям йоги, в том числе выполняя дыхательные упражнения в их классическом варианте, можно добиться весьма впечатляющих результатов в плане контроля над собственной психикой и протекающими в организме процессами. Во всем этом есть только одно маленькое «но» – чтобы правильно следовать классическим рекомендациям йоги, необходимо принадлежать к культуре, в которой это учение возникло, и обучаться под руководством опытного наставника.
Цели и задачи любой разновидности индийской йоги (в том числе и хатха-йоги, составной частью которой являются пранаямы) непосредственно связаны с религией, то есть йоговские упражнения в первую очередь преследуют религиозные цели, а то, что нам кажется главным – укрепление здоровья и повышение собственных возможностей, для йогов является побочным продуктом религиозной практики.
Укрощая свою плоть, избавляясь от желаний и недостойных мыслей, практикующие йогу индусы действуют, исходя из мотивов, принципиально отличных от мотивов практикующих йогу европейцев, даже в том случае, если европеец пытается следовать «духу и букве йоги», и ставит своей целью достижение самадхи или слияния с абсолютом.
Не стоит забывать и о том, что учение йоги сформировалось не только в рамках конкретной религиозной культуры, но и в специфических климатических, географических и социальных условиях. Использование упражнений йоги в их классическом виде в условиях иной культуры, климата и менталитета подобно попытке использования предназначенной для европейских шоссе легковушки в сибирском поселке: по центральной улице она, возможно, с шиком и проедет, но, свернув в сторону, застрянет в первой же канаве.
Если следовать классическим йоговским рекомендациям, дыхательными упражнениями (пранаямой) следует заниматься лишь после того, как ученик научится выполнять асаны хатха-йоги. Более того, изучать пранаямы можно лишь под руководством опытного гуру (учителя): «Йог, достигший совершенства в асанах, должен заниматься пранаямой под руководством гуру; его чувства должны быть под контролем, а еда – питательна и умеренна» .
Слово «пранаяма» составлено из двух слов: «прана» – энергетическая основа всего сущего, энергия дыхания, жизненная сила (аналог китайской ци), и «аяма» – расширение, ограничение или продолжительность. Пранаяма включает в себя не только определенные техники дыхания, но и управление энергией – праной.
Неправильно выполняемые дыхательные упражнения (в особенности, если основной упор в них делается на перемещение потоков энергии) могут привести к различным заболеваниям нервной системы и органов дыхания.
Процитированное выше требование по отношению к ученику: «егочувствадолжныбытьподконтролем» обретает особую важность при управлении потоками праны, осуществляющемся в процессе дыхательных упражнений.
Энергии человеческого организма тесным образом связаны с эмоциями. Наложившееся на выполнение упражнения состояние тревожности, нервозности, беспокойства по поводу будущего или ярость при воспоминании прошлых обид может спровоцировать спонтанное перераспределение энергии, наносящее вред определенным органам и зонам тела (к счастью, в России крайне трудно найти преподавателей, обучающих пранаямам в классическом виде. Как правило, предлагаемые отечественными гуру упражнения значительно упрощены).
В отличие от индийских йогов, целыми днями медитирующих где-нибудь под пальмой или в пещере, имущество которых ограничено набедренной повязкой и чашей для воды, наших соотечественников одолевает масса проблем, они страдают от хронических стрессов, тревожности и неврозов. Выполнять в таком состоянии пранаямы в классическом индийском варианте смысла не имеет – в лучшем случае человеку не удастся правильно выполнить упражнение, а в худшем – он нанесет себе вред.
В то же время, выполняя пранаямы в упрощенном варианте, без излишнего напряжения и стремления активно работать с энергией, вы сможете исправить нарушения естественного дыхания, увеличить жизненный объем легких, снимать стресс, значительно улучшить свое самочувствие и состояние здоровья.
Упрощенным вариантом пранаям вы можете заниматься самостоятельно, не изучая предварительно йоговские асаны, а также в состоянии стресса, тревоги или беспокойства (в данном случае дыхательные упражнения помогут вам расслабиться, успокоиться и избавиться от тревоги).
Приведенные в этой книге адаптированные дыхательные упражнения йоги предназначены для самостоятельного выполнения и рассчитаны на тех, кто в первую очередь хочет улучшить с их помощью свое здоровье и достичь душевного равновесия.
Читателям, желающим пойти дальше, научиться «час не дышать под водой» или освоить техники управления энергией, мы бы рекомендовали найти опытного преподавателя цигун (в отличие от йоги, техники цигун не привязаны к религиозному мировоззрению и больше походят европейцам), или же, следуя классическим индийским рекомендациям, освоить асаны хахта-йоги, после чего найти опытного инструктора, по возможности прошедшего обучение в Индии.
В любом случае, приведенные ниже упражнения пригодятся и тем, кого в первую очередь интересует работа с энергией – ведь для работы с энергией необходимо предварительно подготовить тело и легкие – именно по этой причине в состоящей из восьми ступеней йоге Патанджали пранаямы располагаются на четвертом месте после асан, которым предшествуют яма – соблюдение всеобщих моральных заповедей и нияма – внутреннее и внешнее очищение через самодисциплину.
Позы для пранаям
Как правило, пранаямы выполняются в сидячих позах, изображенных на рисунках 1–4.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Позы на рисунках 1 и 2 являются разновидностями вирасаны или позы героя. Друг от друга они отличаются положением ступней ног. Поза на рис. 2 более проста для выполнения.
Поза на рис. 3 называется сиддхасана, что означает «совершенная поза».
На рис. 4 изображена падмасана – поза лотоса – наиболее трудная для выполнения.
Во всех позах спина обязательно должна быть прямой и располагаться вертикально. Шея также расположена вертикально, за исключением случаев, отдельно оговаривающихся в описании упражнений.
Напрягаются только мышцы, обеспечивающие удержание позы, все остальные мускулы максимально расслаблены.
Помимо сидячих поз, пранаямы могут выполняться стоя (ступни параллельны друг другу, сомкнуты или слегка расставлены, руки свободно опущены вдоль тела, позвоночник и шея вертикальны) или лежа в шавасане – позе трупа.
Для выполнения шавасаны следует лечь на спину с ногами соединенными вместе, вытянутыми вдоль туловища руками и ладонями, прижатыми к бедрам.
Затем следует полностью расслабить тело. Руки при этом упадут вниз, ноги слегка разойдутся в стороны. В этом положении достигается максимальное расслабление.